Китайская модель экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ так называемого китайского экономического чуда.
Из цели работы следуют такие задачи как выявление сильных и слабых сторон экономической политики Китая, определение источников экономического роста, рассмотрение социально-экономического положения Китая.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…...3

Глава 1. Экономика Китая – место Китая в мировой экономике…….……5
История экономики Китая…………………………………………..….5
Внутренняя политика Китая……………………………………………5
Внешняя политика Китая……………………………………………….12

Глава 2. Факторы, обеспечившие «экономическое чудо…………………..15
Глава 3. Китайская модернизация……………………………………………22
3.1 В поисках китайского Билла Гейтса…………………………………...22
3.2 Эволюция китайской модели развития в 11-ой пятилетке…………...23
Глава 4. Россия и Китай в зеркале западной прессы………………………..26
4.1 Новый НЭП……………………………………………………………...26
4.2 Характерные черты модели, положительные и отрицательные стороны модели………………………………………………………………..28
Глава 5. Шарашкина модель………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….34
Библиографический список…………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Китайская модель экономики.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Д) О валютно-финансовой системе Китая

Официальным средством  денежного обращения в КНР  является юань, эмитируемый Народным банком Китая. В конце 2001 г. сумма вкладов в финансовой системе КНР превышала 11 трлн. юаней. 
В 1994 г. Торгово-промышленный банк КНР, Банк Китая, а также Строительный и Сельскохозяйственный банки были преобразованы в государственные коммерческие банки; были также учреждены три банка - Государственный банк развития, Импортно-экспортный банк, Сельскохозяйственный банк развития. В 1995 г. вступил в силу Закон о коммерческих банках. В 1996 г. были учреждены первые акционерные коммерческие банки и сфера банковских услуг значительно расширилась. В 1998 г. Народный банк КНР создал систему контроля за банковскими операциями, финансовыми потоками, страхованием, операциями с акциями. Были созданы 9 межпровинциальных филиалов этого банка. 
Обменный курс юаня устанавливается Народным банком КНР и публикуется Главным государственным управлением валютного контроля. 
В 1994 г. в КНР проведена реформа валютной системы; были введены единые курсы основных валют к юаню, создана система валютных расчетов, продаж и переводов, на основе которой организован межбанковский валютный рынок. В 1996 г. операции по купле-продаже валюты предприятиями на зарубежном рынке были включены в валюты. 
зарубежные банковскую систему конвертации. В конце 1996 г. в КНР была официально введена в действие ст. 8 соглашения с МВФ и введен обмен юаня на В 2001 г. валютные резервы КНР превысили 212 млрд. долларов. В 80 - 90-е годы расширялась деятельность зарубежных финансовых структур на китайском рынке. В настоящее время в 23 городах КНР и провинции Хайнань действуют 190 финансовых структур с иностранным капиталом. В 1999 г. банки с зарубежным капиталом получили право открывать филиалы в городах центрального подчинения. В 2001 г. более 30 банков с иностранным капиталом осуществляли операции в юанях, и в ближайшие годы все банки с иностранным капиталом получат право на проведение таких операций в провинциях. 
Китай является членом МБРР и МВФ. В 1985 г. КНР вступила в Африканский банк развития и в 1986 г. стала членом Азиатского банка развития. Биржевой рынок КНР оценивается в 4,35 трлн. юаней, в нем участвуют 1,16 тыс. компаний и 66,5 млн. инвесторов. Данный рынок способствовал переходу государственных предприятий к деятельности в рыночных условиях, а также акционированию малых и средних государственных предприятий. В настоящее время ведущими в КНР являются Шанхайская и Шэньчженьская биржи. 
В 2001 г. были эмитированы 84 вида акций А и 126 видов дополнительных акций, и аккумулировано около 110 млрд. юаней. Кроме того, эмитировано 9 видов акций B, H, а также акций серии "красные фишки" на сумму 7 млрд. юаней.

Банковскую систему  Китая составляют по преимуществу государственные  банки, причем около 80% всех активов  приходится на так называемую «большую четверку». У этих банков разное положение. В течение пяти лет они с  разным успехом решают проблему «плохих» долгов. Сейчас показатель «плохих» кредитов находится на уровне 19%. Например, в Южной Корее после 1998 года этот показатель был выше, около 24% – и ничего, они продолжают развиваться достаточно высокими темпами.  
 
Это не страшно еще вот по какой причине. Сейчас появились дополнительные валютные резервы. Банку Китая и Строительному банку, входящим в «большую четверку», выделено $45 млрд из валютных резервов на рекапитализацию. Причем отмечу, что деньги дали банкам, которые успешно справляются с проблемой «плохих» долгов. И у Банка Китая, и у Стройбанка положение лучше, чем у Индустриально-торгового и у Сельхозбанка. Но и у тех тоже дела небезнадежны. Пройдет год-два, когда они смогут добиться реального улучшения показателя «плохих» долгов и им тоже позволят запустить руку в валютные резервы. Поскольку банковская система работает на сбережениях граждан, то в самом худом случае, который в принципе маловероятен, руководство может призвать граждан не забирать сбережения из банков в течение года.

И это будет  работать в Китае и будет понято населением.

В принципе сейчас ситуация с «плохими» долгами  понемногу улучшается. И то, что  это происходит постепенно, говорит  о том, что ставят они довольно осторожные цели. Так, на 2005 год показатель «плохих» долгов должен быть как минимум 15%. То есть они подходят к проблеме серьезно и действительно считают деньги. Если за два года не решать проблему, то, значит, ее будут решать десять лет. При этом в ситуации высокого экономического роста абсолютный объем «плохих» долгов может почти не меняться, но относительно тех ресурсов, которыми общество будет располагать через два-три года, величина будет существенно ниже. 
 
Китай приближается к фазе, когда появляется, как ни странно, избыток капитала. В большей степени ограничителем экономического роста выступает платежеспособный спрос. И поэтому темпы экономического роста будут снижаться. Если они снизятся до 6%, то это будет не так уж страшно, это все равно очень хороший рост. Говорили, что китайцы завышают показатели роста, но исследования последнего времени показали, что скорее рост был несколько занижен. Продукт, который создается в сфере услуг, в значительной степени недоучитывался. Этому можно поверить, поскольку с развитием рынка желание приукрашивать свое положение уменьшается.

Е) Страхование в Китае

В страховом  бизнесе КНР ведущие позиции  занимают государственные компании. В 2001 г. в КНР было зарегистрировано около 600 государственных страховых  учреждений, в том числе более 300 компаний страхования имущества. Действуют также компании со смешанным капиталом конкурирующие между собой. 
 

 
Ж) Рынок ориентирует предприятия, государство управляет рынком. 
 
При том, что китайцы очень часто говорят о своей специфике, китайская модель по природе сборная. В ней в определенной степени присутствует советский опыт, а также японский и южнокорейский, кроме того, опыт таких стран и территорий, как Сингапур, Сянган (прежде Гонконг). Конечно, они правы, когда говорят о специфике своей модели развития, но в то же время она вобрала в себя очень много черт послевоенного развития других азиатских стран и у нее есть признаки универсализма. 
 
При вопросе о соотношении экономического роста с политическими свободами надо посмотреть, какие системы были после войны в других азиатских государствах. В Японии до сих пор сохранилась фактически однопартийная система. Политическая система Сингапура в лучшем случае характеризовалась как авторитарная, но иногда и тоталитарной тоже называли. Логика развития экономики стран Юго-Восточной Азии выстроена так, что привычное клише «не будет политических свобод – не будет рынка» не работает.

Дело в том, что там политические системы  формировались на базе экономического роста.

Сейчас очень  часто встречается противопоставление рынка и государства. Это, как мне кажется, заблуждение аналитического свойства. Никакого противоречия между рынком и государством нет. Если мы посмотрим на темпы роста мировой экономики в послевоенный период, то в Западной Европе экономика быстрее всего росла в 50-е – начале 70-х годов, когда государство еще из нее не уходило, а продолжало вмешиваться в том числе и для сохранения рыночного механизма.  
 
Действительной оппозицией рынку являются монополии. Национальные государства, которые заинтересованы в быстром экономическом развитии, должны по возможности пресекать тенденции к монополизации. Китайцы сформулировали формулу успеха больше десяти лет назад: рынок ориентирует предприятия, государство управляет рынком.

И у них получилось, поскольку сохранились рычаги, которые использовались в командной экономике, но их роль немного уменьшилась, а государство освоило рычаги макроуправления. 

З) Перераспределение: от побережья в глубь материка. 
 
В ходе реформ в Китае были волны децентрализации власти: полномочия передавались на места, а роль центральных ведомств и крупных общенациональных компаний уменьшалась. С середины 90-х годов процесс пошел в обратную сторону. С этого времени возросла непосредственная роль государства в экономике. Самой низкой доля бюджета в ВВП была в 1995 году, когда она дошла до 11,5% (правда, существует еще много внебюджетных фондов). Этой цифрой до сих пор у нас размахивают.

В настоящее  время бюджет КНР – это 22,5% ВВП. В расходах бюджета примерно 70% –  доля центрального бюджета.

Хотя на некоторых  этапах реформ соотношение было противоположным. Доходило до того, что у центра оставалось порядка 40%. Роль центра повышается, хотя система в значительной степени развивается по рыночным законам. Центр важен в перераспределении ресурсов, поскольку хороший рынок невозможен без перераспределения. Напомню, что базисный закон заключается в том, что чем ровнее вы распределите доход между гражданами, предприятиями, тем выше будет платежеспособный спрос, следовательно, выше будут темпы роста.  
 
На первоначальном этапе требовалось дать большую свободу тем, кто более способен к активной деятельности, в основном прибрежным провинциям. В дальнейшем возникает другая задача – перераспределить уже имеющиеся результаты экономического роста. Сейчас КНР пытается с этой задачей справляться.  
 
Несколько лет назад была принята программа развития западных районов с опорой на центральные и восточные. В Китае, как и у нас, регионов-доноров меньше, чем получателей, на 31 провинцию доноров 8-10. Поскольку наверху решения принимают с учетом всех голосов, то более бедные провинции выступают за усиление роли центра, тогда им больше достанется при перераспределении.
 

    1. Внешняя политика Китая.

 
А) Внешняя торговля Китая

Современный Китай  играет важную роль в мировой экономике. В 1979 - 1999 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем на 15,3%. В 2000 г. объем экспорта составлял около 250 млрд. долл., импорта - 225 млрд. В 2001 г. товарооборот Китая достиг 510 млрд. долл., в том числе экспорт - 266 млрд. и импорт - 244 млрд. 
КНР поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в объеме достигает 30%. В 2001 г. было экспортировано наукоемкой продукции более чем на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2001 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).

Б) Таможенно-тарифная политика Китая

В 1990 - 2001 гг. правительство  КНР снижало тарифы несколько  раз. Так, с 1 апреля 1996 г. были снижены  импортные тарифы почти на 5 тыс. наименований товаров, и уровень  пошлин снизился в среднем с 35 до 23%. 1 октября 1997 г. были снижены импортные тарифы на 4,9 тыс. наименований товаров и уровень пошлин снизился в среднем с 23 до 17%. С 1 января 2001 г. уровень таможенных пошлин был снижен в среднем до 15,3% (на 3,5 тыс. наименований товаров, на которые приходится около 50% всех налогов и сборов). К 2005 г. средний уровень ставок импортных пошлин на промышленную продукцию снизится до 10%.

В) Привлечение инвестиций в Китайскую экономику

Китай использует несколько каналов и форм привлечения  инвестиций, в том числе внешние  займы, включая кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных коммерческих банков, экспортные ссуды, облигации внешнего займа; прямые иностранные инвестиции, включая предприятия смешанного капитала, совместного хозяйствования и со 100%-ным иностранным капиталом; другие зарубежные инвестиции (международный лизинг, компенсационная торговля, создание мощностей по переработке сырья и сборочных производств, а также эмиссию акций на внешнем рынке). В 1979 - 2001 гг. Китай использовал 394 млрд. долл. иностранных инвестиций. По сумме привлеченных зарубежных инвестиций КНР занимает второе место в мире после США. В 1990 г. в КНР было использовано 3,5 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, в 1995 г. - 37,5 млрд., 2000 г. - 40,7 млрд., 2001 г. -46,9млрд. 
На начало 2002 г. в Китае были накоплены инвестиции, поступившие из более 170 стран (и территорий мира); количество предприятий с иностранными инвестициями достигло 390 тыс. Из 500 ведущих ТНК мира более 400 инвестировали капитал в экономику КНР.
 

Г) В ожидании мягкой посадки.                                        
 
По первому кварталу 2004 года прирост ВВП в Китае составил 8-9%. Если инфляция становится слишком высокой, то правительство сразу же сокращает денежное предложение, урезает кредиты. Этими механизмами в Китае овладели. Кроме того, за счет огромных масштабов страны в Китае, так же как в течение долго времени в США, можно нажимать на клавишу денежного обращения – прибавить денег или убавить. Не все страны могут себе позволить такое регулирование. Если, например, в небольшой экономике повысить процентную ставку для того, чтобы уменьшить денежное предложение, то на высокий процент придет иностранный капитал, внешнее воздействие съест весь возможный эффект макрорегулирования. В Китае же масштабы экономики позволяют по-прежнему использовать этот рычаг.  
Но они еще могут добавить и административные меры. В этой системе срабатывают самые простые вещи, к которым прибегали во времена «мягкой посадки». Скажем, мэр отвечает за цены на овощи или губернатор провинции отвечает за цены на зерно. То есть мэр или губернатор договаривается с крестьянами, с закупочными организациями о том, какими будут цены на овощи на рынке. Таким же административным способом можно оказывать влияние на избыточный рост экономики.  
В прошлом году рост экспорта составил 36%, примерно такой же порядок сохранился в первом квартале этого года. Немалая часть продукта уже реализуется на внешних рынках. Зачем же ограничивать рост, если он обеспечивает захват новых ниш?  
Что касается строительства, то китайцы хорошо знают, к чему может привести перегрев рынка: у них была возможность посмотреть на опыт Японии. Поэтому они рынок недвижимости очень хорошо сдерживают, в том числе и административными методами.  
В Китае существует экономическая модель смешанного типа, похожая на ту, которая была в Европе в 50–60-е годы. Если эта фаза экономического развития у них продлится, то это будет неплохо. Почему, собственно, мы считаем, что экономическое устройство мира в 80–90-е было лучше, чем в 60-е, когда темпы роста были выше? Возможно, Китай за счет своего масштаба вернет мир к той модели, когда экономика развивалась быстрее. Сейчас в мировой экономике наблюдается рост, и раньше времени начинать операцию по «мягкой посадке» нет смысла.  
 
Может быть, гиганты показывают закономерность развития мировой экономики? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Китайская модель экономики