Китайская модель государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Выдающиеся экономические достижения Китая за последние три десятилетия, по праву именуемые “китайским чудом”,вызывают огромный интерес в мире, стимулируют стремление объяснить их, найти те позитивные черты китайского опыта, которые могли бы быть с успехом использованы в других развивающихся странах.

Файлы: 1 файл

Выдающиеся экономические достижения Китая за последние три десятилетия.docx

— 33.17 Кб (Скачать)

    Выдающиеся экономические достижения Китая за последние три десятилетия, по праву именуемые “китайским чудом”,вызывают огромный интерес в мире, стимулируют стремление объяснить их, найти те позитивные черты китайского опыта, которые могли бы быть с успехом использованы в других развивающихся странах.

С 1979 г. Китай приступил  к реформированию хозяйственной  системы в рыночном направлении. Значение рынка в экономике и  ее открытость внешнему миру резко  повысились. Развитие заметно ускорилось:   в 1979-1996 гг. Среднегодовой прирост  ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась  мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены  огромной ролью государственного регулирования.1

В официальных документах и работах подавляющего большинства  китайских исследователей нынешняя китайская рыночная экономика определяется, подобно прежней, плановой, еще и  как социалистическая.

В условиях социалистической рыночной системы хозяйственные  функции государства воплощаются  в политике макроэкономического  регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

Во-первых, необходимость  компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так  и при социализме рынок никогда  не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего  развития личности. Опора исключительно  на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут  обеспечить индивидуум или предприятие.

Кроме того, рыночное регулирование  через цены темпов роста и структуры  экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие  и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли  и т.д.). Поэтому наряду с более  эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса  спроса и предложения и обеспечение  стабильного роста.

Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно  разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к  социальной поляризации, безработице  и социальной напряженности.

Во-вторых, потребность в  урегулировании отношений между  макро- и микроэкономикой, целым  и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или  региона ведется по принципу рассредоточения  ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени  стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия  находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

Национальная экономика  представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный  организм, в котором различные  отрасли, регионы и предприятия  имеют свои особенности. При опоре  лишь на рынок невозможно направить  их развитие к общей цели.

В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в  экономике переходного типа. При  переходе от планового хозяйства  к рыночному в экономике Китая  обнаружились следующие черты:

• сосуществование новой  и старой экономических систем. Хотя каркас новой уже обрел первичную  форму, рыночная система еще несовершенна, по-прежнему велико влияние плановой;

• быстрый рост сопровождается инфляцией. Эта ситуация отличается как от положения в прошлом, когда  в условиях плановой экономики рост не был стабильным, но отсутствовала  инфляция, так и от явления депрессии, характерной для Запада;

• продолжаются циклические  колебания;

• темпы развития ускорены, однако экономическая эффективность  сравнительно низка;

• роль рыночных отношений  и степень интернационализации  хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих  работников предприятий к управлению в макро- и микрообластях отстает от развития макроэкономической ситуации.

Государственное управление, включающее создание и укрепление системы  макроэкономического регулирования, определение его целей, методов  и политики, является концентрированным  воплощением экономических функций  государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление  макрорегулирования параллельно с  выявлением роли рынка в распределении  ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики  более осознанным, согласованным  и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и  нормальное развитие народного хозяйства.2

Регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства государства  в экономическую деятельность, а  представляет собой упорядочение и  контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.

1. Экономический рост. В  широком смысле - это прогресс  экономики государства или региона,  находящий выражение в повышении  общего уровня развития. Поэтому  понятие роста включает как  увеличение производства продуктов,  так и повышение производительности  труда, совершенствование структуры  спроса и предложения и т.д.

2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности  цен, предотвращение гиперинфляции,  поддержание и повышение уровня  занятости, недопущение высокой  безработицы, обеспечение сбалансированности  доходов и расходов в бюджете  и внешней торговли, достижение  баланса между валовым предложением  и валовым спросом.

3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано  с моральными критериями и  ценностями. В обычном восприятии  оно означает справедливое распределение  общественного богатства, в качестве  же одной из целевых функций  государства включает также справедливое  распределение доходов, обеспечение  добросовестной конкуренции и  т.д.

Между тремя главными целями существуют взаимосвязи, образующие единую комплексную систему, в которой  каждая цель подразделяется на множество  подцелей. Макроэкономическое регулирование, охватывая это множество, преследует, таким образом, одну общую комплексную  цель развития экономики и общественного  благосостояния.

Четкая цель в политике макрорегулирования в ходе китайской  реформы появилась не сразу. Вначале  она виделась в высоких темпах роста. Хотя в результате этой политики удалось достичь стремительного расширения масштабов экономики  и непрерывного повышения уровня жизни народа, она принесла с собой  и много отрицательных последствий, в том числе "перегрев" экономики (ситуация при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неподконтрольный характер, и, поглотив все ресурсы  частного и государственного сектора, близко подходят к черте, при которой  дальнейший устойчивый рост исчерпывает  себя и заканчивается рецессией)и  высокую инфляцию.

В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования  заключается прежде всего в поддержании  экономической стабильности, с тем  чтобы сбалансировать валовое предложение  и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического  регулирования при этом можно  представить следующим образом.

1. Рациональные темпы  роста. Чрезмерно высокие темпы  могут нарушить баланс, привести  к падению эффективности, росту  цен. В последние годы слепая  погоня за высокими темпами,  часто оборачивалась вынужденным  свертыванием хозяйственной активности, что вело к резкому падению  темпов. Необходимо привести темпы  роста в соответствие с мощью  государства и поддерживать их  относительную стабильность.

В ходе реформы (1978-1996 гг.) среднегодовой  прирост ВВП Китая составил 9,9%, что на 3,8 процентных пункта выше, чем  в предшествующие реформе годы (1953-1978 гг.). При этом в отдельные годы прирост превысил 13% (1984 г. - 15,2%, 1985 г. - 13,5, 1992 г. - 14,2, 1993 г. - 13,5%), а в трех - был менее 6%, опустившись до самой  низкой отметки в 3,8% в 1990 г.

Отсюда следует, что в IX пятилетке (1996-2000 гг.) прирост ВВП  целесообразно поддерживать на уровне 8-9% в год.3

2. Разумные коэффициент  накопления (капиталовложений) и масштабы  строительства. Одна из задач  макрорегулирования заключается  в удержании масштабов потребления  и капиталовложений в разумных  пределах. За годы реформы валовое  потребление и валовые капиталовложения  в Китае значительно возросли, однако темпы роста последних  были выше. Особенно быстро увеличивались  капиталовложения в основные  средства. В 1981-1996 гг. среднегодовой  прирост валового потребления  составил 17,9%, (в том числе потребления  населения - 18%, общественного - 17,2%), валовых капиталовложений - 19,7% (в  том числе в основные средства - 22,9%).

Коэффициент капиталовложений (т.е. их доля в ВВП) всегда был довольно высоким. Начиная с 1978 г. он не опускался  ниже 32%, при этом в 1993-1995 гг. держался у отметки 40% (1993 г. - 43,3%, 1994 г. - 39,9, 1995 г. - 40,5%).

Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали  масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства. С начала реформ этот коэффициент  проявлял тенденции к росту и  в последние годы достигал следующих  размеров: 1993 г. - 37,7%, 1994 г. - 36,6, 1995 г. - 34,4, 1996 г. - 34,9%.4

Высокий уровень коэффициента капиталовложнений в основные средства обусловлен рядом причин - огромными потребностями в инвестициях в период всесторонней индустриализации, ростом объема вложений средств населением, притоком иностранных инвестиций.

Однако в такой ситуации масштабы строительства могут превысить  реальные возможности, что в свою очередь ведет к "перегреву" экономики и снижению эффективности  капиталовложений. Поэтому завышенный коэффициент капиталовложений в  основные средства является одним из факторов, затрудняющих стабильный  рост и снижающих его "качество". По моему мнению, целесообразно в  настоящее время поддерживать коэффициент  указанных капиталовложений на уровне примерно 32%.

3. Разумное предложение  валюты и обеспечение приемлемого  уровня цен. Поскольку чрезмерное  предложение валюты неизбежно  приводит к расстройству денежного  обращения и высокой инфляции, количество валюты следует поддерживать  в определенном объеме. Завышенное  предложение валюты и широкое  кредитование повлекли за собой  рост инфляции. Однако с введением  ограничительных мер ситуация  значительно улучшилась. В 1994 г.  предложение валюты было сокращено  по сравнению с предшествующим  годом на 10 млрд юаней, а в 1995 г. - на 80 млрд юаней. В то ж время темпы роста кредитования были также невелики, что сыграло благоприятную роль в снижении уровня инфляции.

Контроль над ценами является одной из важнейших целей политики регулирования. Внедрение рыночных отношений и ускорение развития повлекли за собой стремительный  рост цен. Если индекс цен на розничные  потребительные товары за 28 лет, предшествующих реформам (с 1950 по 1978 г.), составил 135,9%, а  потребительских цен для населения - 144,7%, то за 16 лет реформ (с 1979 по 1994 г.) эти цифры повысились соответственно до 356,1 и 429,6%. Особенно быстрый рост цен отмечен в конце 80 - начале 90-х годов. В 1988 г. цепной индекс цен  достиг рекордной отметки 118,5%, а  в 1994 г. - 121,7%.

4. Финансовые поступления  и расходы. С начала реформ  сложилась тенденция к росту  финансовых поступлений и расходов. Среднегодовой темп прироста  в 1979-1995 гг. составил соответственно 10,6 и 11,2%. Среднегодовой прирост  финансовых поступлений в 1991-1995  гг. был равен 16,3%, а расходов - 17,2%. В 1996 г. прирост финансовых  поступлений достиг 18%, а расходов - 16%. Тем самым была преодолена  просматриваемая в последние  годы тенденция превышения темпов  роста расходов над поступлениями.

5. Размеры и структура  экспорта и импорта. С начала  реформ влияние масштаба и  структуры внешней торговли, а  также платежного баланса на  экономику страны продолжает  возрастать. Среднегодовой рост  внешнеторгового оборота в 1979-1995 гг. составил 16,6% (при этом экспорта - 17,4%, импорта -15,8%), превысив темпы экономического роста. Однако в 1996 г. темп роста экспорта снизился, превзойдя, однако, на 3,2 процентных пункта показатель 1995 г. Ситуация с импортом осталась в основном неизменной. Из года в год увеличивается приток иностранного капитала, что благоприятно сказывается на темпах экономического развития Китая. В последние два года продолжают возрастать валютные запасы страны. На конец 1996 г. они превысили 105 млрд долл.

В целом меры государственного регулирования призваны поддерживать баланс между валовым предложением и спросом и являются гарантией  нормального экономического развития. Коэффициент покрытия (относительная  разница между предложением и  спросом), по оценкам Статистического  бюро Китая, в 1990 г. был равен 2,8%, в 1991 г. - 4,0, 1992 г. - 6,5, 1993 г. - 7,3, 1994 г. - 6,2, 1995 г. - 4,8%.

Информация о работе Китайская модель государственного регулирования экономики