Особенности государственного регулирования ВЭД в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственное регулирование ВЭД: понятие, виды и функции
1.1 Цели и принципы государственного регулирования ВЭД……………..6
1.2 Методы государственного вмешательства во
внешнеэкономическую сферу………………………………………………11
1.3 Структура механизма государственного регулирования ВЭД……….14
2 . Государственное регулирование ВЭД в условиях рыночной экономики
на примере России
2.1 Основные этапы организации управления ВЭД в истории страны…..16
2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД
в России………………………………………………………………….…...18
2.3 Сравнительный анализ: японская практика, российские проблемы…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Особенности гос. регулирования ВЭД в России (исправлено).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

№ 0709 - ТДО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

Кафедра международных экономических отношений 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Мировая экономика и ВЭД»

на тему: «Особенности государственного регулирования ВЭД в России» 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2009

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Государственное регулирование ВЭД: понятие, виды и функции

     1.1 Цели и принципы государственного регулирования ВЭД……………..6

     1.2 Методы государственного вмешательства во

     внешнеэкономическую сферу………………………………………………11

     1.3 Структура механизма государственного регулирования ВЭД……….14

2 . Государственное регулирование ВЭД в условиях рыночной экономики

на примере  России

     2.1 Основные этапы организации управления ВЭД в истории страны…..16

    2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД

    в России………………………………………………………………….…...18

     2.3 Сравнительный анализ: японская практика, российские проблемы…22

Заключение………………………………………………………………………….28

Список  использованной литературы……………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

    Интернационализация хозяйственной жизни  со второй половины XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

    Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся  сфер экономической жизни. Экономические  связи между государствами имеют  многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. Соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, чтобы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов. Поэтому рассмотрение системы методов регулирования ВЭД в работе является актуальным.

    Мировой опыт свидетельствует, что даже в  промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

    Современный этап развития внешнеэкономической  деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

    Необходимость государственного регулирования ВЭД  не вызывает сомнений, тем более  в России, поскольку она не до конца оправилась от экономических и иных реформ, поэтому тема данной работы актуальна в настоящее время.

    Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение  экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

    Основная  цель работы – оценка необходимости государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Достижению данной цели будет способствовать решение ряда задач:

  1. определение методов государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу;
  2. выявление функций государственного регулирования ВЭД;
  3. рассмотрение механизмов государственного регулирования и управления ВЭД в России.

    Одной из важнейших функций государства  является разработка концепции внешнеэкономической  деятельности и внешнеэкономической  политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

    В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:

    - рациональное  использование сложившейся сырьевой  специализации    

      России в МРТ;

    - повышение валютной эффективности  сырьевого экспорта;

    - расширение рынков сбыта и  изменение их географии;

    - развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

    - развитие инфраструктуры ВЭД.

    Этой  концепции соответствует новая  модель сотрудничества с другими  странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

    Эта концепция и соответствующая  ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в ней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная или стратегическая.

 

     1 глава Государственное регулирование ВЭД: понятие, виды и функции

    1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД

   Любая рыночная экономика не может нормально  существовать и функционировать  без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнять только государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.

   Как правило, в государственном регулировании  рыночной экономики проявляются  два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надежной работы, организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении,  контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их ограниченному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом,  чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

   Цели  государственного регулирования внешней  торговли вытекают из необходимости государственного вмешательства в ее осуществление. В связи с этим выделяются следующие критерии и группировки целей государственного регулирования внешней торговли:

   1. По сферам воздействия:

     а) экономические цели,

    б) социальные цели,

     в) политические цели;

     2. По источникам возникновения:

     а) общегосударственные цели,

     б) цели отдельных групп давления.

     К общегосударственным относятся  те цели, которые соответствуют интересам  всех граждан данной страны и в  целом приводят к экономическому росту и повышению благосостояния всего ее населения. Однако, как известно из теории международной торговли, выигрыш от международной торговли неоднозначно воздействует на благосостояние отдельных экономических агентов внутри страны. Одни выигрывают, другие проигрывают. Это приводит к возникновению различных групп давления, которые воздействуют на правительство, побуждая его защищать их интересы. Эти группы давления чаще всего оказываются противоборствующими сторонами, и цели, которые они преследуют, добиваясь от правительства того или иного регулирующего воздействия на внешнюю торговлю, являются противоположными.

К экономическим  можно отнести следующие цели:

  1. стимулирование промышленного производства,
  2. стимулирование притоков инвестиций,
  3. изменение условий торговли в пользу страны,
  4. импортозамещение и стимулирование экспорта,
  5. защита молодых отраслей,
  6. регулирование платежного баланса,
  7. контроль над ценами,
  8. обеспечение справедливой конкуренции.

   Стимулирование  промышленного производства. Как показывает практика, промышленно развитые страны обычно обладают лучшим экономическим положением, чем промышленно отсталые. Стремление многих стран к протекционизму для повышения уровня индустриализации вызвано следующими причинами:

  1. Направление усилий на развитие промышленности, а не сельского хозяйства, увеличивает общий выпуск продукции.
  2. Приток иностранных инвестиций в отрасли промышленности способствует росту экономики.
  3. Развитие промышленности в противовес традиционному сельскому хозяйству или добыче сырьевых материалов необходимо для стабилизации колебаний в торговле.
  4. Цены на готовые изделия имеют тенденцию к более быстрому росту, чем цены на первичные сырьевые продукты1.

Информация о работе Особенности государственного регулирования ВЭД в России