Особенности государственного регулирования ВЭД в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственное регулирование ВЭД: понятие, виды и функции
1.1 Цели и принципы государственного регулирования ВЭД……………..6
1.2 Методы государственного вмешательства во
внешнеэкономическую сферу………………………………………………11
1.3 Структура механизма государственного регулирования ВЭД……….14
2 . Государственное регулирование ВЭД в условиях рыночной экономики
на примере России
2.1 Основные этапы организации управления ВЭД в истории страны…..16
2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД
в России………………………………………………………………….…...18
2.3 Сравнительный анализ: японская практика, российские проблемы…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Особенности гос. регулирования ВЭД в России (исправлено).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Вместе  с ростом промышленности может возрасти спрос на услуги социального и  политического характера.

     Стимулирование  притока инвестиций.  Если ограничения на импорт будут препятствовать ввозу продукции зарубежных производителей, то иностранные фирмы могут пойти на капиталовложения в развитие производства в регионе, защищенном таможенными ограничениями. Приход иностранных инвестиций в реальный сектор экономики будет в целом способствовать экономическому росту, а также увеличению занятости, т.е. реализации и социальных целей.

     Изменение условий торговли в пользу страны. Изменяя условия торговли в свою пользу, страна может меньше экспортировать товара, сохраняя возможность заплатить за импорт необходимого ей в нужном количестве товара. Однако реализация данной цели, как отмечают Пол А. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхаус, «в конечном счете не приведет к улучшению ни мирового ни национального экономического благосостояния», так как другие страны могут предпринять ответные меры и экономическое благосостояние каждой страны при этом упадет.

     Импортозамещение  и стимулирование экспорта. Под замещением импорта понимают политику замещения импорта отечественной продукцией под покровительством тарифов и квот. Государства, вводя ограничения на импорт, стимулируют развитие производства отечественной продукции, которая может служить заменителем импортных товаров. Но, если защищенные отрасли не станут эффективными, потребителям для их поддержки может быть придется платить высокие цены или налоги в течение неопределенного периода. Кроме того, поскольку основное оборудование и другие материально-технические средства обычно должны импортироваться, экономия на валюте оказывается минимальной. Стимулирование экспорта представляет собой политику государства, направленную на стимулирование экспортных отраслей, с целью побудить фирмы наращивать объем экспорта и в целом обеспечить благодаря этому быстрый экономический рост. (Примером этому могут служить Тайвань и Южная Корея.)

     Защита  молодых отраслей. Новые отрасли нуждаются в защите с помощью тарифа вплоть до обретения ими подлинной конкурентоспособности на мировом рынке. Не имея временной поддержки со стороны государства, молодые отрасли, сталкиваясь с натиском международной конкуренции,  не смогли бы пройти даже начальный период внедрения и разработки.

     Регулирование платежного баланса. Баланс внешней торговли является основным компонентом общего платежного баланса в большинстве стран. Джон Д. Дэниелс и Ли Х. Радеба обосновывают это следующим образом: «Если страна испытывает, например, дефицит платежного баланса, то либо девальвация, либо внутренняя дефляция могут сделать товары отечественного производства менее дорогими, чем зарубежные. Это оказывает всестороннее воздействие на импорт и экспорт. Незначительные изменения цен по отношению к ценам других стран могут негативно отразиться на состоянии платежного баланса. Прямое воздействие на торговлю дает возможность выделить типы товаров и услуг, подлежащих регулированию с помощью ограничительных мер».

     Контроль  над ценами. Если страна удерживает монопольное положение на мировом рынке в качестве продавца или покупателя, то она может, проводя ту или иную внешнеторговую политику, сохранять контроль над ценами. Так, например, ЮАР предпринимает разные меры, чтобы предотвратить переполнение мировых рынков алмазами, Колумбия – изумрудами. Австралия много лет запрещала вывоз мериносных овец – производителей самой высококачественной шерсти в мире. Однако достижение этой цели вызывает побочные нежелательные явления: стимулирует контрабанду, что требует высоких расходов на ее предотвращение; достаточно долгое сохранение высоких цен вызывает появление заменяющих товаров.

     Обеспечение справедливой конкуренции.  Одной из целей государственного регулирования внешней торговли может выступать создание условий для справедливой конкуренции отечественных и иностранных производителей. Во многих странах осуществляется государственное регулирование безопасности производства путем принятия различных законов и стандартов, содержащих требования по охране труда, по контролю загрязнения воздуха или удалению отходов и других аналогичных требований, которые отражают социальные и экологические ценности граждан этих стран.

Многие  исследователи уделяют большое  внимание неэкономическим целям  государственного воздействия на внешнюю  торговлю. Здесь необходимо выделить следующие политические цели:

  1. обеспечение национальной безопасности (включая укрепление обороны страны);
  2. создание препятствий другим странам в реализации их политических и экономических целей;
  3. сохранение и защита национальных и культурных традиций;
  4. сохранение условий окружающей среды.

   Основной  социальной целью государственного регулирования внешней торговли считается увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы.

   Таким образом, у государства при выполнении предназначенных ему функций  могут быть определенные цели регулирования  внешней торговли. В основе таких  целей лежат достаточно веские, на первый взгляд, аргументы – от необходимости укрепления обороноспособности и безопасности до чисто экономических выгод для национальных производителей. Задача государства – повышение  благосостояния всего населения страны. Большое значение для достижение целей будет иметь выбор методов воздействия на внешнюю торговлю и инструментов их реализации, а также сопоставление выигрыша от реализующихся мер воздействия на внешнюю торговлю с издержками от их реализации и возможными альтернативными путями достижения желаемых целей.

    1.2 Методы государственного вмешательства

    во  внешнеэкономическую  сферу

     Государственное регулирование ВЭД является составной  частью государственного регулирования  экономики в целом. Вмешательство  государства в рыночные процессы является необходимым и обоснованным рядом факторов, обеспечивающих реализацию его конкретных функций.

Факторы, обусловливающие вмешательство  государства в экономические  процессы и его функции:

1. Стратегическая функция – разрешение проблем рыночной экономики, своевременная и эффективная трансформация экономики в быстро меняющемся мире.

    а) ограничение  стихийности рыночных процессов;

    б) обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры;

    в) обеспечение  производства общественных товаров  для удовлетворения потребностей;

    г) поддержка  конкуренции, открытости рынка;

    д) усиление конкурентоспособности на мировом  рынке.

2. Поддержание  экономической стабильности, процесса  расширенного воспроизводства на  инновационной основе.

     а) создание общих условий развития экономики, обеспечение ее антициклического развития;

     б) стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности, формирование оптимальной структуры народного  хозяйства;

     в) поддержка макроэкономического  равновесия;

     г) регулирование денежного обращения, содействие развитию НТП и науки;

     д) потребность в государственных  инвестициях.

3. Защитная  функция.

     а) защита частной собственности;

     б) обеспечение национальной экономической  безопасности;

     в) охрана интересов участников экономической  деятельности;

     г) поддержка национального бизнеса и международной конкуренции.

4. Социальная  функция.

     а) обеспечение рационального перераспределения  доходов;

     б) обеспечение полной занятости населения, сокращение социальной напряженности;

     в) формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека.

     Государственное регулирование экономики – это  скоординированное воздействие  на экономические процессы для развития в желаемом направлении, обеспечивающем эффективное функционирование национальной экономики посредством мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

     В качестве субъекта выступает государство  в лице его органов. Основными  объектами, на которые направлено воздействие  в сфере экономики, являются процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации; структура форм собственности, социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства; экономический цикл, процесс воспроизводства, государственный сектор экономики; денежное обращение, цены, антиинфляционные процессы, предпринимательство, инвестиции; НИОКР, социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения, занятость, кадры, платежный баланс, ВЭД, окружающая среда.

   Набор типовых мер – инструментов государственного воздействия на экономические процессы, в том числе внешнеэкономическую сферу – представлен двумя методами:

  1. Прямого воздействия – реализуется средствами административного и экономического влияния;
  2. Косвенного воздействия – реализуются только экономическими методами.

   Особенности административных средств регулирования  экономики заключаются в том, что они не связаны с созданием  дополнительных материальных стимулов для их реализации; базируются на силе и авторитете государственной власти; включают меры запрета, разрешений и принуждения; предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

   Экономические средства воздействия на хозяйственные  процессы предполагают использование  государственного экономического прогнозирования и программирования; бюджетно-налоговой системы; денежно-кредитной валютной и таможенной политики.

   В современном мире провозглашен приоритет  экономических средств регулирования. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования.

1.3 Структура механизма  государственного  регулирования ВЭД

   Механизм  государственного регулирования ВЭД  состоит из следующих взаимосвязанных  элементов:

  1. Механизм целеобразования представляет собой совокупность принципов и нормативов, предопределяющих состав и величину целевых параметров по всей совокупности интересов – общегосударственного, корпоративных, частных. Призван определить, на что направлено государственное воздействие, каков должен быть результат.
  2. Экономический механизм образует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭД и представлен системой экономических отношений, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных, индивидуальных целей и интересов.
  3. Механизм управления представляет собой направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы. Таким образом, в механизм управления ВЭД включены государственные органы власти, нормативные правовые основы и инструменты воздействия.

   Механизм  государственного регулирования ВЭД  призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов  внешнеэкономического комплекса на макро-, мезо- и микроуровнях регулирования. 
 

 

2 глава Государственное регулирование ВЭД в условиях

    рыночной  экономики на примере  России

2.1 Основные этапы  организации управления  ВЭД в истории  страны

     Организация управления ВЭД в новейшей истории  нашей страны делится на три основных этапа.

     Первый  этап: 1918-1986 г.г. – советский, характеризующийся государственной монополией во внешнеэкономической сфере. Для него характерна внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок, преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи, куда входили практически все социалистические страны. Государственное регулирование ВЭД было представлено мобилизационным типом государственного  вмешательства.

     Второй  этап: 1986-1991 г.г. – перестроечный. В  это время было предоставлено право выхода на  внешний рынок ряду министерств, ведомств, крупным производственным объединениям, а также предприятиям на принципе валютной самоокупаемости. Разрешено создание совместных предприятий российскими участниками ВЭД как на территории РФ, так и за рубежом. Введена система государственной регистрации участников ВЭД. Для этого этапа характерна торгово-экономическая модель внешнеэкономических связей, базирующаяся на взаимности экономических интересов партнеров из разных стран, возможности использования преимуществ МРТ, приближению национальных цен к мировым. В систему ВЭС вовлечена сфера обращения: продаем лишнее, покупаем недостающее.

Информация о работе Особенности государственного регулирования ВЭД в России