Особенности государственного регулирования ВЭД в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственное регулирование ВЭД: понятие, виды и функции
1.1 Цели и принципы государственного регулирования ВЭД……………..6
1.2 Методы государственного вмешательства во
внешнеэкономическую сферу………………………………………………11
1.3 Структура механизма государственного регулирования ВЭД……….14
2 . Государственное регулирование ВЭД в условиях рыночной экономики
на примере России
2.1 Основные этапы организации управления ВЭД в истории страны…..16
2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД
в России………………………………………………………………….…...18
2.3 Сравнительный анализ: японская практика, российские проблемы…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Особенности гос. регулирования ВЭД в России (исправлено).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

   Таможенное  регулирование ВЭД  тесно увязывается с задачами структурной перестройки экономики. Несмотря на относительное снижение роли тарифного регулирования внешнеэкономических связей по сравнению с периодом 60-70-х годов, таможенный тариф остается важным инструментом защиты национальных производителей в целом ряде “чувствительных” отраслей, прежде всего в аграрном комплексе. Решению поставленных задач содействует широкая дифференциация ставок таможенного тарифа. Выполняя международные договоренности в рамках ГАТТ/ВТО о “взаимном тарифном разоружении”, Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д.

   Эффективность государственного регулирования ВЭД  во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

   Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД. Эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компаний является Эксимбанк Японии. В стране действуют системы налоговых льгот, в том числе не имеющие аналогов в мире, ориентированные на стимулирование как экспорта, так и импорта.

  Развитию  ВЭД способствует крупнейшая в мире по своим масштабам, диверсифицированная система государственного страхования торговли и инвестиций, надежно ограждающая интересы национальных операторов от различного рода рисков. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям. Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств.

  Эффективность японского внешнеэкономического комплекса  в значительной мере зависит от прочности  институциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

   Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную и внешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

   Особенностью  японской системы государственного управления ВЭД является наличие  большого числа (более 200) консультативных органов, функционирующих на различных уровнях, вплоть до правительства и премьер-министра. Они включают в свой состав не только бюрократов, но и представителей общественных, деловых, академических кругов и играют важную роль в достижении консенсуса по вопросам внешнеэкономической политики.

   Японская  система регулирования ВЭД отличается особой парадигмой взаимодействия государства и бизнеса. В ее основе – принятие частным сектором важнейших стратегических направлений государственной политики, своего рода “государственный менталитет” этого сектора. Такая модель регулирования, использующая не только жестко административные меры и методы, но и дополняющие их “мягкие” формы, позволяет значительно повысить эффективность государственной политики, органично сочетая ее с законами рынка.

   Рациональные  элементы государственного регулирования  в Японии могут быть использованы в России, разумеется, при всестороннем учете ее национальных особенностей. Речь идет в целом о необходимости повышения роли государства в организации и осуществлении ВЭД, особенно в кризисные, переходные и стабилизационные периоды. Очень важно укрепить в России законодательную и нормативно-правовую основу государственного регулирования ВЭД. Желательно разработать и принять комплексный закон о ВЭД, подвести законодательную базу под те формы внешнеэкономических связей, которые еще не имеют законодательной регламентации (экспорт капитала, торговля лицензиями и др.). Позитивную роль может сыграть внесение изменений и дополнений в ряд важных действующих законов, в частности в закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также ускорение выработки министерствами и ведомствами нормативных актов, конкретизирующих положения законов, указов президента, постановлений правительства.  Стоит внимательнее присмотреться к японскому опыту функционирования координационных органов. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД.

   В России назрела потребность в  формировании общегосударственной  системы информационного обеспечения  внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом (аналогичным японской ДЖЕТРО). Необходимое условие эффективного функционирования такой системы – создание широкой сети информационно-консультативных служб.

   Думается, что необходимо в полной мере использовать практику Японии по защите внутреннего  рынка. Она служит, в частности, подтверждением тому, что эффективное осуществление  регулирующих и контрольных функций в сфере ВЭД возможно лишь при условии задействования всего спектра существующих в этой области инструментов. В России, где государственными органами применяется сравнительно узкий набор средств регулирования, было бы полезным освоить и взять на вооружение весь их арсенал, в том числе нетарифные, административные методы, дающие значительный эффект.

   Опыт  Японии свидетельствует и о том, что экономические меры, в том  числе финансовое содействие, налоговые  льготы и др., являются действенным  средством мобилизации экспортного потенциала страны. Несомненно, интересам российских экспортеров отвечали бы скорейшая выработка и практическое использование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков.  

 

Заключение.

    Возникновение и развитие экономических отношений  между государствами есть результат  общественного разделения труда  в международном масштабе. Международные  экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники. Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие прежде всего вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического  благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны. Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два подхода во внешнеэкономической политике: свободу торговли и протекционизм. Под свободой торговли понимают свободу при принятии решений по вопросам внешней торговли самими предпринимателями внутри страны, а также неограниченный доступ на национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм предполагает вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую очередь во внешнеторговую деятельность, осуществление различных ограничений по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или другого, что также определяется внутренними и внешними факторами. Государственное регулирование ВЭД обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

    Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций.

    Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования  ВЭД являются:

    - стимулирование национальных экспортеров:

    - осуществление  различных организационных мер  для укрепления позиций национальных  экспортеров на мировых рынках;

    - содействие  росту заграничных капиталовложений  национальными фирмами.

    Важным  фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.

    В условиях перехода к открытой экономике  внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Ликвидирована государственная монополия внешней торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспортно-импортных объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внешней торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная политика. Под контролем государства остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых операциях стал частный сектор.

    Все это является мощным стимулом для  развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области  в рамках своих полномочий активно  занимаются установлением контактов  с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

    Однако  спад промышленного производства, ухудшение  конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной  экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране.

    Тем не менее, не смотря на возникающие  трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о  некотором улучшении экономической  ситуации в стране, а так же о  развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

    Важной  составной частью стратегического  курса на современном этапе социально-экономических  реформ страны является коренная перестройка  внешнеэкономической деятельности.

    В настоящее время в России используется международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Новое в государственном регулировании ВЭД состоит в самом подходе к роли государства. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

    Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

    • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
    • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
    • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
    • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
    • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

    Сегодня наиболее актуальным представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках.  

 

Список использованной литературы:

  1. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э. П. Бабин, Т. М. Исаченко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 463 с.
  2. Диденко Н. И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
  3. Кожевникова В. «Экономические и административные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» // Таможня: история, теория, практика. Вып. XII: Материалы конференции «Неделя науки». / Под. ред. К. Д. Скрипника. 2005. – С. 88-91.
  4. Панченко В. И. «Принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» //  Таможня: история, теория, практика.: Материалы научно-практической конференции.– Часть I., 2001. – С. 254-267.
  5. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 456 с.
  6. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2006. – 448 с.
  7. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / под ред. проф. Е. П. Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2005.            – 495 с.
  8. Сопова В. И. «За и против государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» //  Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии №2(22), 2004 – С. 19-21
  9. Фофанов П. И. «Государственное регулирование внешней торговли: каковы же цели?» // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии №2(15), 2001.            – 203 с.
  10. http://www.lex-pravo.ru

Информация о работе Особенности государственного регулирования ВЭД в России