Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:30, курсовая работа
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственное регулирование ВЭД: понятие, виды и функции
1.1 Цели и принципы государственного регулирования ВЭД……………..6
1.2 Методы государственного вмешательства во
внешнеэкономическую сферу………………………………………………11
1.3 Структура механизма государственного регулирования ВЭД……….14
2 . Государственное регулирование ВЭД в условиях рыночной экономики
на примере России
2.1 Основные этапы организации управления ВЭД в истории страны…..16
2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД
в России………………………………………………………………….…...18
2.3 Сравнительный анализ: японская практика, российские проблемы…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...32
Третий этап: с 1991 г. по настоящее время. Все юридические лица получили право осуществлять ВЭД с момента регистрации. Создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база государственного регулирования ВЭД, в частности валютного, таможенного, налогового регулирования. Реорганизована система государственного управления внешнеэкономической сферой страны. В основе государственного регулирования ВЭД лежат мировой опыт и рыночные основы хозяйствования. Этому этапу соответствует производственно-инвестиционная модель внешнеэкономического сотрудничества, когда в сферу международного взаимодействия вовлекаются все факторы (рабочая сила, средства производства, капитал, предпринимательские способности) и стадии национального воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление). Тип государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу можно назвать инновационным, предполагающим создание условий для расширенного воспроизводства, в том числе и средствами ВЭД. В результате производство приобретает инновационный характер, что проявляется в атакующем типе поведения на внутреннем и мировых рынках; проводится прогнозирование «технологических разрывов» и своевременное инвестирование научных исследований и разработок, обеспечивающих успешное освоение эффективных технологических нововведений.
Государственное
регулирование ВЭД – это
Функции государственного регулирования ВЭД:
Реализация
этих функций нацелена на повышение
эффективности механизма регулирования
ВЭД, имеющей экономическую, социальную
и адаптационную составляющие. Экономическая
эффективность заключается в обеспечении
расширенного воспроизводства и достижении
экономического роста; социальная – в
повышении уровня и качества жизни населения;
адаптационная – в интеграции в мировую
экономику как полноправного члена.
2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД в России
Необходимость
воздействия государства на экономику
в качестве непременного условия
ее развития в настоящее время
все в большей степени
Государственное регулирование ВЭД, как и экономики в целом, всегда осуществляется в рамках определенной политики. Экономическая политика – это форма деятельности государства, которая осуществляется в различных сферах жизни общества и которая направлена на реализацию его интересов.
Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:
Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
Особое значение в настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно оставаться решение таких важнейших вопросов как:
-определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
- разработка
соответствующих федеральных
- защита
экономических интересов
- разработка
важнейших инструментов
- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;
- организация
и контроль деятельности
- определение
и реализация валютной
- формирование
и использование
- контроль
порядка купли-продажи
- разработка платежного баланса РФ.
Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:
- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
- предоставлять
участникам ВЭД дополнительные
к федеральным льготы и
- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;
- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов:
- координация действий участников ВЭД;
- выполнение договоров РФ с зарубежными странами;
- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
- регулирование приграничной торговли;
- информационное обеспечение ВЭД3.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента России. В соответствии с законодательством Президент РФ уполномочен осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой, подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах, регулировать военно-техническое сотрудничество. Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств. Правительство РФ проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, участвует в организации и проведении международных переговоров, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) осуществляет государственное регулирование на основе разработки рекомендаций по совершенствованию: нормативно-правовой базы ВЭД, тарифного и нетарифного регулирования деятельности участников ВЭД, защиты внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров, участия в валютном и экспортном контроле РФ, организации импортных поставок для федеральных государственных нужд, контроля за обеспечением государственных интересов и т. д. Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, систему налогообложения. Совместно с Министерством финансов Центральный банк России определяет условия и порядок финансирования ВЭД, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств. Федеральная таможенная служба осуществляет контроль пересечения государственной границы РФ гражданами и грузами; принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов; участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан; осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т. д.; ведет таможенную статистику; принимает участие в валютном и экспортном контроле, в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ.
С
целью регулирования ВЭД органы
государственного управления издают акты
правового регулирования взаимоотношений
контрагентов, акционерные законодательства,
таможенные кодексы, постановления, обязывающие
импортеров и экспортеров на основе их
исполнения соблюдать интересы государств,
взаимодействующих на внешнем рынке. Государственное
регулирование ВЭД осуществляется воздействием
на субъекты ВЭД методами тарифного и
нетарифного регулирования. Тарифные
методы, основанные на использовании таможенных
тарифов, таможенных сборов, налогов, являются
основой экономического регулирования
ВЭД.
Многие
страны мира, добившиеся экономического
процветания, давно научились объединять
усилия рынка и государства, превратив
это в главный принцип
Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера. Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.
В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.
Японская практика регулирования ВЭД опирается на широкую нормативно-правовую базу. Система мер законодательного и административно-правового регулирования представляет собой иерархическую пирамиду, которую венчает Закон о валютном обмене и внешней торговле , определяющий общую концепцию государственного регулирования и носящий рамочный характер. В основании пирамиды лежат многочисленные нормативные акты, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.
Информация о работе Особенности государственного регулирования ВЭД в России