Особенности государственного регулирования ВЭД в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственное регулирование ВЭД: понятие, виды и функции
1.1 Цели и принципы государственного регулирования ВЭД……………..6
1.2 Методы государственного вмешательства во
внешнеэкономическую сферу………………………………………………11
1.3 Структура механизма государственного регулирования ВЭД……….14
2 . Государственное регулирование ВЭД в условиях рыночной экономики
на примере России
2.1 Основные этапы организации управления ВЭД в истории страны…..16
2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД
в России………………………………………………………………….…...18
2.3 Сравнительный анализ: японская практика, российские проблемы…22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Особенности гос. регулирования ВЭД в России (исправлено).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Третий  этап: с 1991 г. по настоящее время. Все юридические лица получили право осуществлять ВЭД с момента регистрации. Создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база государственного регулирования ВЭД, в частности валютного, таможенного, налогового регулирования. Реорганизована система государственного управления внешнеэкономической сферой страны. В основе государственного регулирования ВЭД лежат мировой опыт и рыночные основы хозяйствования. Этому этапу соответствует производственно-инвестиционная модель внешнеэкономического сотрудничества, когда в сферу международного взаимодействия вовлекаются все факторы (рабочая сила, средства производства, капитал, предпринимательские способности) и стадии национального воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление). Тип государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу можно назвать инновационным, предполагающим создание условий для расширенного воспроизводства, в том числе и средствами ВЭД. В результате производство приобретает инновационный характер, что проявляется в атакующем типе поведения на внутреннем и мировых рынках; проводится прогнозирование «технологических разрывов» и своевременное инвестирование научных исследований и разработок, обеспечивающих успешное освоение эффективных технологических нововведений.

     Государственное регулирование ВЭД – это система  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Функции государственного регулирования ВЭД:

  1. Системообразующие: разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД; формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики; формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД.
  2. Системоутверждающие: структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на  мировых рынках; рост уровня и качества жизни.
  3. Системовоспроизводящие: достижение устойчивого экономического развития; обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике; упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве2.

   Реализация  этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста; социальная – в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная – в интеграции в мировую экономику как полноправного члена. 

2.2 Принципы государственного регулирования и управления ВЭД в России

     Необходимость воздействия государства на экономику  в качестве непременного условия  ее развития в настоящее время  все в большей степени осознается российским обществом. В современном  обществе есть только один эффективный  способ государственного воздействия  на экономические процессы – регулирование. Его суть состоит в применении государством системы особых инструментов, которое позволяет поддерживать определенные параметры функционирования экономики, ее отдельных сфер. При этом воздействие оказывается не на деятельность экономических субъектов непосредственно, а на условия, в которых она осуществляется. В результате воздействия государства меняются данные условия, что заставляет экономических субъектов соответствующим образом менять параметры своей деятельности в целях наиболее полной реализации своих интересов.

     Государственное регулирование ВЭД, как и экономики  в целом, всегда осуществляется в  рамках определенной политики. Экономическая  политика – это форма деятельности государства, которая осуществляется в различных сферах жизни общества и которая направлена на реализацию его интересов.

Основные  цели регулирования ВЭД состоят  в следующем:

  1. использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;
  2. содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
  3. создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  4. защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
  5. создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

   Регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в  соответствии со следующими основными  принципами:

  1. единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;
  2. единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;
  3. перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
  4. четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
  5. обеспечение равенства всех участников ВЭД.

   Особое  значение в настоящее время имеет  четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в  сфере ВЭД. В компетенции федеральных  органов должно оставаться решение таких важнейших вопросов как:

-определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

- разработка  соответствующих федеральных программ;

- защита  экономических интересов страны  в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

- разработка  важнейших инструментов регулирования  ВЭД;

- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения;

- организация  и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

- определение  и реализация валютной политики  страны;

- формирование  и использование золотовалютных  резервов РФ;

- контроль  порядка купли-продажи отдельных  товарных групп (экологически  опасных отходов, средств вооружений  и т. д.);

- разработка платежного баланса РФ.

Субъекты  РФ в условиях рыночной экономики  правомочны:

- осуществлять  ВЭД в пределах их территории  согласно законодательству;

- контролировать  и координировать деятельность  участников ВЭД в рамках своих  регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять  участникам ВЭД дополнительные  к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;

- заключать  соглашения по международному  сотрудничеству в рамках своей  компетенции;

- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные  вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов:

- координация  действий участников ВЭД;

- выполнение  договоров РФ с зарубежными странами;

- разработка  и выполнение межрегиональных  и региональных программ ВЭД;

- регулирование  приграничной торговли;

- информационное  обеспечение ВЭД3.

     Энергичному и быстрому воздействию на регулирование  различных форм ВЭД способствуют указы Президента России. В соответствии с законодательством Президент РФ уполномочен осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой, подписывать международные соглашения, представлять Россию на  соответствующих международных форумах, регулировать военно-техническое сотрудничество. Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств. Правительство РФ проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, участвует в организации и проведении международных переговоров, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) осуществляет государственное регулирование на основе разработки рекомендаций по совершенствованию: нормативно-правовой базы ВЭД, тарифного и нетарифного регулирования деятельности участников ВЭД, защиты внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров, участия в валютном и экспортном контроле РФ, организации импортных поставок для федеральных государственных нужд, контроля за обеспечением государственных интересов и т. д. Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, систему налогообложения. Совместно с Министерством финансов Центральный банк России определяет условия и порядок финансирования ВЭД, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств. Федеральная таможенная служба осуществляет контроль пересечения государственной границы РФ гражданами и грузами; принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов; участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан; осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т. д.; ведет таможенную статистику; принимает участие в валютном и экспортном контроле, в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ.

     С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке. Государственное регулирование ВЭД осуществляется воздействием на субъекты ВЭД методами тарифного и нетарифного регулирования. Тарифные методы, основанные на использовании таможенных тарифов, таможенных сборов, налогов, являются основой экономического регулирования ВЭД. 

    1. Сравнительный анализ: японская практика, российские проблемы.

  Многие  страны мира, добившиеся экономического процветания, давно научились объединять усилия рынка и государства, превратив  это в главный принцип организации  экономической жизни общества. Опыт показывает, что он успешно действует независимо от того, где эти страны находятся, на Западе или на Востоке. В то же время это не значит, что в развитых странах экономика и государство «существуют» без проблем. Они есть, и центральной из них является поддержание необходимой меры воздействия государства на экономику. Каждая страна подходит к установлению данной меры в соответствии со своими историческими особенностями. Например, в США государство проявляет меньшую активность в отношении экономики, чем в Японии или во Франции. Однако указанная проблема не решается раз и навсегда, поскольку мера воздействия государства на экономические процессы подвижна, в каждый конкретный период времени конкретна и зависит от многих факторов.

  Активное  участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера. Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

   В практике государственного регулирования  ВЭД используется широкий арсенал  взаимно дополняющих методов  – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

   Японская  практика регулирования ВЭД опирается  на широкую нормативно-правовую базу. Система мер законодательного и административно-правового регулирования представляет собой иерархическую пирамиду, которую венчает Закон о валютном обмене и внешней торговле , определяющий общую концепцию государственного регулирования и носящий рамочный характер. В основании пирамиды лежат многочисленные нормативные акты, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.

Информация о работе Особенности государственного регулирования ВЭД в России