Основы организации рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение рынка туризма г. Новосибирска и Новосибирской области.
Задачи работы:
Описать сущность и основные черты рыночного хозяйства.
Схематично изобразить и описать структуру и инфраструктуру рынка;
Рассмотреть проблемы и приоритеты развития современной рыночной экономики РФ.
Проанализировать современный этап и особенности развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области.
Выделить направления совершенствования рынка туристических услуг города и области.

Оглавление

Введение 3
1. Основы организации рыночного хозяйства 5
1. 1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства 5
1. 2. Структура и инфраструктура рынка 7
1. 3. Особенности становления рынка в России 11
2. Анализ рынка туристических услуг г. Новосибирска 16
2. 1. Особенности рынка туристических услуг 16
2. 2. Рынок туризма г. Новосибирска: основные тенденции и проблемы, показатели развития 19
2. 3. Направления развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области 29
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1………………………………………………………………………37
Приложение 2………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Исследование социально-экономических процессов Рынок туристических услуг.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.1.

Динамика показателей  туризма в Новосибирской области

 

Наименование показателей

Ед.

изм.

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

Объем реализации туристско-оздоровительных  услуг

 

млн.руб.

 

1333,3

 

1610,8

 

1659,8

 

1957,3

2

Объем экспорта, импорта  международных услуг:

а) услуги гостиниц и ресторанов

- экспорт

- импорт

б) услуги бюро путешествий, туристских агентов, экскурсионных  бюро

- экспорт

- импорт

в) услуги по организации  отдыха, культурных и спортивных мероприятий

- экспорт

- импорт

- объем международных  туристских услуг

 

 

 

млн.долл.

млн.долл.

 

 

 

млн.долл.

млн.долл.

 

 

 

млн.долл.

тыс.долл.

 

млн.долл.

 

 

 

3,43

3,22

 

 

 

1,55

12,22

 

 

 

0,52

0,11

 

0,017

 

 

 

4,58

2,51

 

 

 

0,77

14,51

 

 

 

0,61

-

 

0,02

 

 

 

4,25

2,57

 

 

 

1,52

23,52

 

 

 

0,86

-

 

0,033

 

 

 

4,49

4,89

 

 

 

4,9

30,48

 

 

 

0,66

0,004

 

0,04

3

Данные ОАО «Авиакомпания S-7»:

- выполнено чартерных  рейсов

- перевезено пассажиров

 

рейсов

тыс.чел.

 

162

31,0

 

194

35,5

 

201

40,9

лето

106

23,2

4

Количество гостиниц:

- число номеров

- число мест

- число размещенных  лиц 

- число ночевок

- доходы

ед.

ед.

ед.

тыс.чел.

тыс.ед.

млн.руб.

49

2339

3619

270,0

672,9

674,1

49

2339

3619

266,7

646,1

854,3

70

2518

4348

280,9

759,6

1 062,5

 

5

По данным паспортно-визовой  службы УВД НСО зарегистрировано иностранных граждан, всего

- в том числе прибывших  с деловыми и туристскими целями

- в том числе прибывших по туристским путевкам

- количество стран,  из которых прибыли иностранные  граждане

 

 

 

тыс.чел.

 

тыс.чел.

 

тыс.чел.

 

стран

 

 

 

66,8

 

4,4

 

3,4

 

63

 

 

 

92,1

 

14,6

 

6,0

 

90

 

 

 

164,1

 

15,8

 

6,9

 

78

 

 

 

180,3

 

12,0

 

7,2

 

83

6

По данным ОКПП «Новосибирск»

въехало иностранных  граждан, всего

- в том числе по  туристским путевкам

выехало граждан РФ из НСО, всего

- в том числе по  туристским путевкам

 

тыс.чел.

тыс.чел.

тыс.чел.

тыс.чел.

 

63,95

5,8

120,6

59,8

 

64,0

5,1

134,9

81,2

 

64,3

4,2

168,6

107,5

 

 

Наиболее важным элементом  туристской инфраструктуры является материальная база размещения туристов: гостиницы, пансионаты и дома отдыха, различные  другие типы учреждений. Гостиницы  ориентированы на разный уровень  дохода клиентов – от апартаментов до трёхместных номеров. В Новосибирске функционируют 81 гостиница на 3619 мест и 39 – в области. Общее количество мест составляет более 7500. В последнее время отчетливо стала проявляться тенденция к расширению санаторной сети в непосредственной близости от крупных городов с ориентацией на лечение местного населения[14].

К наиболее общим показателям, характеризующим ресурсный потенциал  с позиций спроса и предложения  регионального турпродукта, могут  быть отнесены показатели в таблице 2.2. и 2.3.

Таблица 2.2

Количество зарубежных туристов и гостей, посетивших Новосибирскую  область в 2008-2011 годах:

 

Годы

Число зарубежных туристов и гостей, посетивших область, всего (тыс. чел.)

из стран дальнего зарубежья,

(тыс. чел.)

из стран СНГ,

(тыс. чел.)

2008

66,8

10,5

56,3

2009

92,1

15,1

77,0

2010

164,1

15,4

148,7

2011

180,3

17,8

162,5


Таблица 2.3.

Распределение зарубежных туристов и гостей субъекта по целям  поездки:

 

Годы

Частная

Деловая

Туризм

Обучение

Трудовая

Всего

2008

54 097

967

3 442

3 936

4 356

66 798

2009

65 520

8 654

5 964

3 374

8 585

92 097

2010

111 726

9 884

6 989

4 078

31 449

164 126

2011

130 997

11 402

7 250

4 463

26 180

180 292


 

Показатели по Новосибирской  области формируются в основном за счет отдыха и лечебно-оздоровительных программ в санаториях, профилакториях, базах отдыха области [11]. В настоящее время деловой туризм составляет 20% общего объема въездного потока. Чаще всего с деловыми целями наш регион посещают граждане Германии, США, Японии, Китая, Южной Кореи.

Сегодня одним из негативных факторов, тормозящих развитие в регионе внутреннего и въездного туризма, является недостаточность деловых связей между туристскими администрациями, организациями индустрии туризма, партнерами.

Наиболее остро ситуация сложилась с качественным автобусным туристским транспортом: обеспеченность местных туристских фирм специальным автотранспортом является очень низкой и не сможет обеспечить необходимое развитие туризма в перспективе.

Рынок услуг общественного  питания в Новосибирске развивается очень активно и является лидером за Уралом. В городе постоянно открываются всё новые и новые заведения. По оценкам экспертов новосибирский рынок услуг общественного питания освоен наполовину и сегодня представлен сетью предприятий питания (рестораны, кафе, кафе-мороженое, бары, пиццерии, закусочные быстрого питания и т.д.), специализирующихся на русской (26%), китайской (16%), европейской (12%) и кавказской (11%) национальной кухне. Развитие сети является одним из главных показателей динамики развития отрасли. Так, в Европе из каждой тысячи населения 800 человек посещают рестораны регулярно. В Новосибирске – только 200.

В Новосибирске 5 государственных  и 5 негосударственных высших учебных  заведений, 3 образовательных учреждения специального профессионального образования и 5 учреждений дополнительного профессионального образования занимаются подготовкой специалистов разного уровня для обеспечения объектов туристской индустрии.

Новосибирская область  обладает значительным историко-культурным потенциалом. На ее территории насчитывается более 2,5 тысяч памятников истории и культуры, из них около 70% составляют памятники археологии.

В ходе проведенного анализа  состояния и развития туристского  рынка выявлены:

Сильные стороны 

  • Новосибирск в географическом, транспортном, экономическом и административном аспектах является центром Сибирского региона с населением 10 – 15 миллионов жителей, принимающий ежегодно более 200 тысяч туристов. Город является столицей Сибирского федерального округа, что дает ряд преимуществ перед остальными городами Сибири при проведении мероприятий регионального масштаба – совещаний, конференций, соревнований.
  • Новосибирская область обладает достаточно высоким рекреационным потенциалом международного, государственного, межрегионального и местного значения, имеет уникальные природные ресурсы для организации отдыха и лечения.
  • Близость Новосибирска к рекреационным зонам Сибирского региона, на базе которых планируется интенсивное развитие Особых экономических зон, в том числе за счет федеральных средств.
  • Новосибирская область имеет континентальный климат с теплым летом и продолжительной зимой, имеет умеренные морозы, позволяющие организовывать туризм круглый год без ограничений.
  • В Новосибирской области действует сеть лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений, пользующихся высокой оценкой и популярностью не только у жителей области.
  • Наличие и активное развитие на территории области мощного научного, производственного, выставочного и образовательного комплексов.
  • Новосибирская область характеризуется развитой пассажирской транспортной инфраструктурой межрегионального значения.
  • В Новосибирской области сохранились исторические и архитектурные памятники, созданы музеи, отражающие историю города и его выдающихся граждан, природные богатства Сибири и уникальные археологические открытия.
  • Новосибирск является центром культурной и духовной жизни: здесь сосредоточены известные театры и театральные коллективы, получившие мировое признание, известные музыкальные коллективы мирового уровня.
  • Наличие достаточно большого количества действующих современных организаций общественного питания.
  • Наличие достаточно большого количества действующих туристских фирм и квалифицированных кадров.
  • Традиционно сильное развитие спортивного туризма в Новосибирске дает кадровый потенциал для индустрии туризма в его активных формах и разработке активных маршрутов по всей территории Сибири и стран СНГ.
  • Существующая банковская инфраструктура и сеть финансовых институтов в состоянии обеспечить минимальные нужды туристов.
  • Для области характерна развитая система международных партнерских и торгово-экономических связей. В городе аккредитованы ряд дипломатических, торговых и культурных международных представительств.
  • Сформирована основа нормативной правовой базы туристской индустрии Новосибирской области.

Обобщающими показателями места области в системе экономики  России могут выступать показатели рейтинга привлекательности регионов. По оценке национального рейтингового агентства "Эксперт РА" Новосибирская область занимает рейтинговые места: 

  • инвестиционная привлекательность – 19 место
  • по потребительскому потенциалу – 16;
  • по природно-ресурсному потенциалу – 35;
  • по туристическому потенциалу – 36.
  • Поддержка туристического бизнеса со стороны администрации области.

Слабые стороны

Наряду с сильными сторонами как факторами развития туристского комплекса, для Новосибирской  области в качестве слабых сторон могут быть выделены следующие.

  • Отсутствие поддержки туристического бизнеса со стороны органов местного самоуправления. Отсутствие Концепции и Стратегии развития отрасли в Новосибирской области как туристического центра.
  • Невысокий уровень благоустройства исторического центра Новосибирска. Недостаточное количество мест показа и посещения.
  • Отсутствие до конца сформированной сети автодорог с твердым покрытием, связывающей места проживания с местами отдыха и туристскими объектами области.
  • Недостаточное число и качество гостиниц. Не соответствие качества услуг средств размещения международным стандартам. Недостаточная их оснащенность современными техническими средствами для обслуживания иностранных туристов.
  • Недостаточно развита инфраструктура туризма.
  • Недостаточно развиты услуги малой авиации.
  • Отсутствие информационно-туристского центра области
  • Отсутствие путеводителей, информации в атласах дорог об туристских объектах, указателей на автодорогах о памятниках природы, заказниках и других мест показа и связанных с ними легенд.
  • Отсутствие инвестиционных программ по развитию туризма.
  • Недостаточно хорошее экологическое состояние областного центра.
  • Недостаточно современных выставочных площадей.
  • Отсутствие на областном уровне программы продвижения имиджа Новосибирской области как центра туризма Сибири, а также единого логотипа и слогана, раскрывающего туристские перспективы области.
  • Отсутствие достоверной государственной статистической информации по организациям туристской индустрии.

Возможности

На основе анализа  сильных сторон выявлены следующие  возможности:

  • востребованность в туристских услугах на территории Новосибирской области как со стороны населения области, так и других регионов России;
  • богатые природные, лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы для круглогодичного оздоровления и отдыха населения и гостей области;
  • по развитию транзитного туризма;
  • по развитию отдельных видов событийного туризма – делового, научного, выставочного и культурно-развлекательного;
  • по развитию образовательного туризма;
  • по развитию экологического туризма – пешеходного, велосипедного, конного, дайвинга и других природно-ориентированных видов туризма;
  • по развитию молодежно-спортивного туризма;
  • по созданию новых рабочих мест для жителей населенных пунктов области;
  • по повышению отчислений в областной и местные бюджеты.

Угрозы

Определяющая угроза - конкуренция других городов Сибири и фирм наиболее крупных городов  России, имеющих достаточный потенциал  для организации туристических  потоков в рекреационные зоны с мировой известностью и возможность потери этих рекреационных зон для Новосибирского туристического бизнеса.

В результате - упущенные  возможности получения выигрыша от стратегически выгодных позиций  города в развитии туризма. Следствие  этого - снижение количества туристов, упущенные доходы бюджетов и бизнеса, не созданные рабочие места.

Таким образом, несмотря на наличие в городе немалого количества мест интересных для посещения, зрелищных объектов, исторических и архитектурных памятников, мест отдыха и развлечений, в Новосибирске практически отсутствуют разработанные программы показа городских достопримечательностей, не развита экскурсионная сеть, нет достаточных коллективов гидов для работы с потоками туристов, в первую очередь, иностранными. Будучи перекрестком транспортных магистралей и центром федерального округа, Новосибирск не стал центром организации туров транзитного приключенческого, охотничьего, рыболовного, заготовительного (например «шишковального») и т.п. туризма на Алтай, в северные и восточные районы Сибири.

2. 3. Направления развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области

 

В настоящее время  инфраструктура является одним из самых  сдерживающих факторов быстрого развития въездного туризма в Новосибирске.

Информация о работе Основы организации рыночного хозяйства