Основы организации рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение рынка туризма г. Новосибирска и Новосибирской области.
Задачи работы:
Описать сущность и основные черты рыночного хозяйства.
Схематично изобразить и описать структуру и инфраструктуру рынка;
Рассмотреть проблемы и приоритеты развития современной рыночной экономики РФ.
Проанализировать современный этап и особенности развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области.
Выделить направления совершенствования рынка туристических услуг города и области.

Оглавление

Введение 3
1. Основы организации рыночного хозяйства 5
1. 1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства 5
1. 2. Структура и инфраструктура рынка 7
1. 3. Особенности становления рынка в России 11
2. Анализ рынка туристических услуг г. Новосибирска 16
2. 1. Особенности рынка туристических услуг 16
2. 2. Рынок туризма г. Новосибирска: основные тенденции и проблемы, показатели развития 19
2. 3. Направления развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области 29
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1………………………………………………………………………37
Приложение 2………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Исследование социально-экономических процессов Рынок туристических услуг.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Как известно, предприятия  — это ячейки народного хозяйства. Именно в них создаются материальные и нематериальные блага и услуги. Поэтому экономика предприятий, их взаимоотношения с центром и между собой, с банками и другими кредитными учреждениями должны стать объектами пристального внимания теории и практики переходного периода. Однако, чтобы повысить эффективность деятельности предприятий, необходимо изменить их статус: с государственного предприятия со строгим регламентом работы на сравнительно большую самостоятельность. Последней можно достичь лишь при достаточно энергичной политике разгосударствления.

Новый характер взаимоотношений начинает складываться между предприятиями. На смену обязательному разрешению из центра приходят самостоятельные контакты, основанные на взаимном интересе и взаимной выгоде. Это нормальные экономические отношения. В нашем случае они, конечно, не так просты, учитывая, что, во-первых, далеко не всегда у предприятий есть выбор, во-вторых, власть центра еще необходима для определенных гарантий (госзаказ, традиции и т. п.). По мере развертывания политики разгосударствления и демонополизации, формирования рыночных структур взаимоотношения между предприятиями будут становиться более стабильными, товары во взаимных поставках более качественными, ибо у обеих сторон будет появляться больше выбора.

Ныне формируется совершенно новая для России банковская система. Ее элементами становятся коммерческие банки, функционирующие на основе самостоятельности, самоокупаемости, с повышенным риском в кредитной политике вплоть до банкротства банков. Теперь уже банк выдает кредит предприятию на свой страх и риск, поэтому, прежде чем предоставить кредит, банк должен четко представлять экономическое и финансовое положение клиента.

Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические  связи. Разгосударствление внешней  торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер. Но этот процесс требует тщательного продумывания и взвешенного подхода. Например, теоретически можно предположить, что в ходе разгосударствления, когда идет ломка прежних устарелых структур управления народным хозяйством, произойдет спад производства, станут привычными кризисные явления, появится или увеличится безработица. В этих условиях правительство может столкнуться с дилеммой: установить высокие таможенные тарифы на импорт в целях его ограничения из-за нехватки валюты и экспортных товаров или установить квоты на ввозимые товары.

В идеале рынок должен сам определять, какие продукты будут  экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости  в том, чтобы государство полностью  регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг, опираясь на сложившуюся к данному моменту практику. Так, на нынешней стадии для России наиболее выгодным, вероятно, будет экспортировать прежде всего энергоносители и лес, а импортировать технологии и предприятия «под ключ».

Такой подход можно считать  целесообразным, если его рассматривать  как этап на пути к высокотехнологичной экономике. При этом лучший способ обеспечить себе такое будущее — это использовать прибыль, полученную от сегодняшнего экспорта сырья не на закупку товаров народного потребления, а для немедленного инвестирования в технический прогресс. Эти инвестиции заложат основания будущей развитой экономики России с высоким уровнем жизни ее населения.

Государство способно осуществить  свои экономические функции, лишь имея достаточную экономическую опору. Такой опорой является государственный сектор хозяйства. Эффективность функционирования государственного сектора зависит от:

    1. соответствия его размеров выполняемым функциям;
    2. степени совершенства процедуры оценки и принятия государственных решений и программ;
    3. правильно выбранных инструментов регулирования экономики.[21,c.23]

В рыночной экономике  основным “двигателем” развития традиционных и новых секторов, усиления инновационной  направленности экономического развития является предпринимательская инициатива. Поэтому главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономического роста, является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность:

  • упрощение получения административных разрешений на начало бизнеса (замена, где это возможно, разрешительного порядка регистрации уведомительным), а также сокращение и прозрачность процедур государственного контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью;
  • прозрачная и понятная система таможенного регулирования и таможенного контроля, снижение вплоть до нуля таможенных ставок на ввоз технологического оборудования, упрощение таможенных процедур;
  • либеральная система валютного регулирования;
  • эффективная производственная инфраструктура, включающая адекватную систему землеотвода, транспортные и информационные коммуникации, доступность энергоресурсов;
  • необременительная налоговая система, стимулирующая инвестиционную активность, инновационную деятельность, расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.

Выполнение этих условий  может дать мощный импульс к развитию новых секторов экономики, но принятие решений по данным вопросам и их реализация на территории всей страны могут быть “растянуты” на несколько лет, поэтому в целях максимального ускорения процессов диверсификации необходимо параллельно с осуществлением мер в рамках всей экономики в ускоренном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований - особых экономических зон.

Необходимо ускорение  реформирования банковского сектора, повышение его капитализации, надежности. Важнейшим условием развития фондового рынка уже стал перевод предприятий на международные стандарты финансовой отчетности, что позволит привлечь на рынок неспекулятивный капитал, расширить круг эмитентов, акции которых обращаются на вторичном рынке.

 

2. Анализ рынка туристических услуг г. Новосибирска

2. 1. Особенности  рынка туристических услуг

 

Рынок услуг — это экономические отношения между продавцами и покупателями услуг.

Туризм - отрасль экономики  непроизводственной сферы, предприятия  и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Продукция туризма - это комплексная услуга (так называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и других учреждений и его технико-экономическое обоснование, ибо низкорентабельный тур в конечном итоге является несостоятельным. Таким образом, формирование тура имеет две границы: верхняя - максимально активный пакет услуг и товаров; нижняя - экономическая эффективность, влияющая на его цену.

Специфическими чертами рынка  услуг, в том числе и туристических являются:

1. Высокая динамичность рыночных процессов. Она связана как с динамичным характером спроса на услуги, подверженному значительному влиянию временного фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг.

2. Территориальная сегментация. Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком.

3. Локальный характер. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики.

4. Высокая скорость оборота капитала. Она является следствием более короткого производственного цикла я выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг.

5. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Таким образом, непроизводственная сфера - это сфера приложения труда, в которой в рамках производственных отношений производятся как материальные, так и нематериальные услуги, а также организуется обслуживание процесса потребления с целью удовлетворения спроса населения на эти услуги.

Следует отметить, что  рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В  системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребностей. Но в таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование рыночные отношения не только имеют свою специфику, но и ограниченные возможности. Здесь всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения. Более того, именно они занимают в этих отраслях доминирующее положение. Причины активного государственного вмешательства в процесс производства и потребления подобных услуг вполне объективны. Основной из них является недееспособность рынка в ряде отраслей услуг.

Функции рынка услуг  аналогичны функциям любого рынка. К  ним относятся:

- посредническая

- ценообразующая

- регулирующая

- стимулирующая

- информационная

- очистительная 

Таким образом, рынок  сферы услуг имеет свои определенные особенности по сравнению с рынков товаров, но при этом его функции  аналогичны функциям любого рынка.

Объективной закономерностью  современного развития мировой цивилизации  является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и  пропорций, формирующихся в социальной сфере. Поэтому развитие непроизводственной сферы рассматривается как перспективная глобальная тенденция гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству» людей.

Сервисные предприятия  удовлетворяют потребности населения  с учетом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей.

Современные услуги совершенствуются на основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций. Возник и быстро утвердился на рынке ассортимент новых услуг, совершенствуются традиционные виды услуг, повышаются показатели качества обслуживания. Снимая технологические барьеры в оказании многих услуг на расстоянии, новые технологии открывают для них мировой рынок.

Внутренними задачами развития сервисных предприятий являются повышение качества услуг, повышение производительности и эффективности труда и дифференцирование деятельности.

Свои специфические  особенности имеют также производители  и потребители туристских услуг. Спрос на туруслуги отличается значительной эластичностью в зависимости от конъюнктуры, дохода, уровня образования, цены, рекламы и т.д. Оценка качества туруслуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, другие отдыхающие, члены тургруппы и т.д.).

К особенностям производителей туруслуг можно отнести следующие: производители туруслуг - это значительное количество независимых и различных по профилю и специализации турпредприятий с соответственно различными целями (например, туроператор, турагентство, ресторан, гостиница, турбюро и т.д.). Здесь различают несколько уровней маркетинга: государственные органы и общественные организации, предприятия. Для каждого вида турпредприятия целесообразен свой специализированный маркетинг. Ввиду того, что туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта здесь более чем где-либо необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий, работающих в этой сфере.

2. 2. Рынок  туризма г. Новосибирска: основные тенденции и проблемы, показатели развития

 

Новосибирск является крупнейшим транспортным узлом Сибири и, соответственно, сибирского турбизнеса.

В настоящее время  в Новосибирске более 200 туристских фирм, которые предлагают маршруты по всем регионам России, странам СНГ, принимают туристов из более чем 60 стран мира, обслуживают не только жителей Новосибирска и области, но и соседних регионов. Фирмы специализируются на удовлетворении разнообразных потребностей потенциального потребителя. Выездным туризмом занимаются почти все туристские фирмы, внутренним – около 50% и примерно 15% - въездным. По информации из Единого федерального реестра туроператоров РФ в Новосибирской области работают 43 туроператора. Шесть новосибирских туроператоров осуществляют деятельность по реализации межправительственного Соглашения с КНР о безвизовых групповых туристических поездках.

В области действуют  два общественных объединения туристских организаций – Новосибирская  Ассоциация Туристских Организаций (НАТО) и Региональный Отраслевой Союз Туриндустрии Сибири (РОСТ Сибири).

В настоящий период турфирмы Новосибирска активно продвигают на рынок турпродукты мировых туристских центров. Так, в новосибирском рейтинге популярности туристических направлений лета 2012 года (в %) Турция занимает 29,8, Россия - 19,5, Испания - 9,6, Болгария - 9,6, Италия - 5,0, Греция - 2,8, Тунис - 2,8, Хорватия - 2,8, экскурсионные туры по Европе - 2,1, Египет - 1,8.

Из общего числа отправленных туристов по РФ, по данным Новосибирского облстата за 2012 г., 31 % отдохнули в Республике Алтай, 26,5 % - в Новосибирской области, 17 % - в Алтайском крае, 10,6 % - в Краснодарском крае, 4,8 % - в Кемеровской области, 4,9 % посетили Санкт-Петербург[18].

Динамика показателей  туризма в Новосибирской области  представлена в таблице 2. 1.

Информация о работе Основы организации рыночного хозяйства