Основы организации рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение рынка туризма г. Новосибирска и Новосибирской области.
Задачи работы:
Описать сущность и основные черты рыночного хозяйства.
Схематично изобразить и описать структуру и инфраструктуру рынка;
Рассмотреть проблемы и приоритеты развития современной рыночной экономики РФ.
Проанализировать современный этап и особенности развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области.
Выделить направления совершенствования рынка туристических услуг города и области.

Оглавление

Введение 3
1. Основы организации рыночного хозяйства 5
1. 1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства 5
1. 2. Структура и инфраструктура рынка 7
1. 3. Особенности становления рынка в России 11
2. Анализ рынка туристических услуг г. Новосибирска 16
2. 1. Особенности рынка туристических услуг 16
2. 2. Рынок туризма г. Новосибирска: основные тенденции и проблемы, показатели развития 19
2. 3. Направления развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области 29
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1………………………………………………………………………37
Приложение 2………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Исследование социально-экономических процессов Рынок туристических услуг.doc

— 214.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Приложение 1………………………………………………………………………37

Приложение 2………………………………………………………………………40

 

Введение

 

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался  в регулируемый, что привело к  усложнению субъектно-объектной структуры  рыночного хозяйства. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Город Новосибирск - это  Сибирская столица, центр Сибирского федерального округа, третий в России город по количеству населения, крупнейший индустриально-транспортный и научно - культурный центр. В Новосибирске проходит множество культурных и деловых мероприятий, выставок, концертов, и т.д. В городе находятся дипломатические центры и многие посольства, часто единственные в Сибири. В городе проживает около 1,5 млн. человек, сосредоточено 80% промышленного потенциала области, пересекаются важнейшие транспортные магистрали страны. В Новосибирске находятся центры Сибирских отделений Российской академии наук.

Поэтому, неудивительно, что туристический бизнес в Новосибирске развивается весьма активно. Уже  сегодня, несмотря на недавно прошедший  кризис, ощущается недостаток гостиниц и туристический фирм, которые  могут предложить достойный уровень проживания и сервиса.

Цель данной работы - рассмотрение рынка туризма г. Новосибирска и Новосибирской области.

Задачи работы:

    1. Описать сущность и основные черты рыночного хозяйства.
    2. Схематично изобразить и описать структуру и инфраструктуру рынка;
    3. Рассмотреть проблемы и приоритеты развития современной рыночной экономики РФ.
    4. Проанализировать современный этап и особенности развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области.
    5. Выделить направления совершенствования рынка туристических услуг города и области.

Объект исследования – рынок туристических услуг г. Новосибирска.

Предмет исследования –  современное состояние и приоритеты дальнейшего развития рынка туристических услуг г. Новосибирска.

Для написания работы использованы учебные и методические пособия в области макроэкономики, статьи экономических журналов, монографии отечественных экономистов.

 

1. Основы организации рыночного  хозяйства

1. 1. Сущность  и основные черты рыночного  хозяйства

 

 

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы.

Рынок — это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Некоторые рынки имеют  формальные правила и функционируют  в определенном месте (фондовые биржи), другие - децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы)[11,c.62].

Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на рисунке 1. .

 

 

Рис. 1. Функции рыночных отношений

 

Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма (рис. 2.) не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов

 

Рис. 2. Упрощенная модель рыночной экономики

 

Домохозяйство - представляет коллектив людей, имеющих общую  собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.

Предприятия, покупая  ресурсы у населения, действует  как покупатель, а реализуя готовый  товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы).

 В действительности  отношения между людьми в рыночной  системе носят более сложный  характер, т. к. кроме домохозяйств  и предприятий активными экономическими  субъектами выступают государство  и банки.

Субъектно-объектная  структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений  между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся  экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена.

1. 2. Структура и инфраструктура рынка

 

Структура рынка - это  внутреннее строение, расположение, порядок  отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация  структуры рынка показана в таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1.

Классификация структуры  рынка

по экономическому назначению объектов рыночных

отношений

рынок товаров и услуг; рынок  средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.

по географическому  положению

местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой  рынок.

по степени

ограничения

конкуренции

монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической  конкуренции; рынок совершенной 

конкуренции.

по отраслям

автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок

 сельхозпродукции  и т.д.

по характеру продаж

оптовый рынок; розничный  рынок.


 

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют  собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский  рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где  предметом купли-продажи выступают  деньги, предоставляемые в пользование  в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры [11,c.69].

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных  между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

    • деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
    • деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
    • деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка  выполняет определенные функции (см. рис. 3).

Рис. 3. Функции рыночной структуры

 

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы на рисунке 4.

Рис. 4. Инфраструктура современного рынка

 

Развитие структуры  и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.[12,c.105]

Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка  проявляются как тенденции, имеющие  в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы  в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка; дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д.

Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный  разрыв с прежней хозяйственной  системой и создание условий для  формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее  глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика [11,c.72].

1. 3. Особенности становления рынка в России

 

Важнейшими целями экономики  РФ в переходный период являлись следующие  цели.

Цель первая — развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идет как о товарах и услугах производственного, так и непроизводственного назначения. Казалось бы, что подобный рынок не нов, он уже был и есть. Однако подлинный рынок товаров — не просто место продажи и купли, подлинный рынок — это свободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.

Цель вторая — формирование финансового рынка. Речь идет о специфическом, ранее для нашего бытия не знакомом рынке ценных бумаг (акций, облигаций  и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества.

Цель третья — создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости. Теперь же вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением — вещь довольно болезненная.

Итак, рыночная экономика  — это экономика, в которой  взаимодействуют рынки товаров  и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к  такой экономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведет к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов, о чем будет сказано далее.

Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие  позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

Информация о работе Основы организации рыночного хозяйства