Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение рынка туризма г. Новосибирска и Новосибирской области.
Задачи работы:
Описать сущность и основные черты рыночного хозяйства.
Схематично изобразить и описать структуру и инфраструктуру рынка;
Рассмотреть проблемы и приоритеты развития современной рыночной экономики РФ.
Проанализировать современный этап и особенности развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области.
Выделить направления совершенствования рынка туристических услуг города и области.
Введение 3
1. Основы организации рыночного хозяйства 5
1. 1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства 5
1. 2. Структура и инфраструктура рынка 7
1. 3. Особенности становления рынка в России 11
2. Анализ рынка туристических услуг г. Новосибирска 16
2. 1. Особенности рынка туристических услуг 16
2. 2. Рынок туризма г. Новосибирска: основные тенденции и проблемы, показатели развития 19
2. 3. Направления развития рынка туристических услуг г. Новосибирска и Новосибирской области 29
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 1………………………………………………………………………37
Приложение 2………………………………………………………………………40
Содержание
Приложение 1………………………………………………………………………37
Приложение 2………………………………………………………………………40
В современных условиях
рынок из саморегулирующегося
Город Новосибирск - это Сибирская столица, центр Сибирского федерального округа, третий в России город по количеству населения, крупнейший индустриально-транспортный и научно - культурный центр. В Новосибирске проходит множество культурных и деловых мероприятий, выставок, концертов, и т.д. В городе находятся дипломатические центры и многие посольства, часто единственные в Сибири. В городе проживает около 1,5 млн. человек, сосредоточено 80% промышленного потенциала области, пересекаются важнейшие транспортные магистрали страны. В Новосибирске находятся центры Сибирских отделений Российской академии наук.
Поэтому, неудивительно, что туристический бизнес в Новосибирске развивается весьма активно. Уже сегодня, несмотря на недавно прошедший кризис, ощущается недостаток гостиниц и туристический фирм, которые могут предложить достойный уровень проживания и сервиса.
Цель данной работы - рассмотрение рынка туризма г. Новосибирска и Новосибирской области.
Задачи работы:
Объект исследования – рынок туристических услуг г. Новосибирска.
Предмет исследования –
современное состояние и
Для написания работы использованы учебные и методические пособия в области макроэкономики, статьи экономических журналов, монографии отечественных экономистов.
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы.
Рынок — это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие - децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы)[11,c.62].
Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на рисунке 1. .
Рис. 1. Функции рыночных отношений
Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма (рис. 2.) не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов
Рис. 2. Упрощенная модель рыночной экономики
Домохозяйство - представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.
Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы).
В действительности
отношения между людьми в
Субъектно-объектная
структура рыночного хозяйства -
это система взаимоотношений
между субъектами, отражающая их цели,
разнонаправленные, но встречно-согласующиеся
экономические интересы, характер,
формы организации и
Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Классификация структуры рынка
по экономическому назначению объектов рыночных отношений |
рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. |
по географическому положению |
местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. |
по степени ограничения конкуренции |
монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции. |
по отраслям |
автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д. |
по характеру продаж |
оптовый рынок; розничный рынок. |
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик
и разнообразен финансовый рынок, где
предметом купли-продажи
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. рис. 3).
Рис. 3. Функции рыночной структуры
В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы на рисунке 4.
Рис. 4. Инфраструктура современного рынка
Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.
Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.[12,c.105]
Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка; дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д.
Главным итогом начавшихся реформ явился качественный сдвиг, окончательный разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика [11,c.72].
Важнейшими целями экономики РФ в переходный период являлись следующие цели.
Цель первая — развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идет как о товарах и услугах производственного, так и непроизводственного назначения. Казалось бы, что подобный рынок не нов, он уже был и есть. Однако подлинный рынок товаров — не просто место продажи и купли, подлинный рынок — это свободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.
Цель вторая — формирование финансового рынка. Речь идет о специфическом, ранее для нашего бытия не знакомом рынке ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества.
Цель третья — создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населения закончился период гарантированной занятости. Теперь же вводится контрастная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением — вещь довольно болезненная.
Итак, рыночная экономика — это экономика, в которой взаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведет к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов, о чем будет сказано далее.
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.