Основы социального рыночного хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:21, реферат

Краткое описание

Основой всей рыночной системы хозяйствования является рынок. Существуют

различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как

совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по

законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок

характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей

товара[1]. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой

механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо

продукта или услуги

Оглавление

1. 1. Сущность рынка 3
1. 2. Условия возникновения рынка 5
1. 3. Функции рынка 6
2. Характеристика рыночной системы хозяйствования 8
3. Система рыночных принципов 11
4. 1. Специфика развития рыночной экономики в России 13
4. 2. Социальный аспект рыночной экономики России 16
Заключение 18
Список использованной литературы: 19

Файлы: 1 файл

Основы социального раночного хозяйства в России.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА и СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 

Реферат 

«Основы социального рыночного хозяйства  в России» 
 
 
 

                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Автор реферата: студент

Садиков Евгений Александрович

социально-экономический

                                                              Вечернее отделение,

                                                            4 курс, группа № 1

                                                       

                                                                                        Проверил работу:

Сторчак В.М.

                                                                                            Оценка:_________________________

                                                                                           

                                                                     Подпись преподавателя

                                                                                            _______________________________

                                                                                            Дата проверки___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 г.

 

 Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 1. Сущность рынка

 
 

     Основой всей рыночной системы хозяйствования является рынок. Существуют

различные определения  сущности рынка. Так, рынок рассматривают  как

совокупность  товарного обмена или представляют как обмен, организованный по

законам товарного  производства и обращения. В книге  Ф. Котлера рынок

характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей

товара[1]. В книге  «Экономикс» указывается, что рынок  представляет собой

механизм, который  сводит вместе покупателей и продавцов  какого-либо

продукта или  услуги[2].

     Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р. Липси, П.

Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок –  это сцена, на которой

разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто  принимает экономические

решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные  решения, какие

товары и в  каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что

и как производить; владельцы факторов производства –  кому и как эти товары

продавать.

     Рынок является фундаментом для понимания  ключевых путей экономического

развития и  путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его

сущность отражает совокупность отношений товарного  обмена всех

хозяйствующих субъектов, людей и общества в  целом. Вполне обоснованны

утверждения экономистов  и о том, что рынок представляет собой определенную

систему экономических  отношений между продавцами и  покупателями в сфере

обмена.

     Воздействие рынка на экономические отношения  продавцов и

покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена,

спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что

включается в  понятие «рыночный механизм».

Углубленное понимание  категории «рынок» требует учета  его места в

хозяйственной (экономической) деятельности. Можно  выделить четыре сферы

экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

     Хотя  конечная, естественная цель экономической  жизни – это потребление,

важнейшей сферой экономики является производство. Без  его развития не может

быть никакого рынка, именно производство рождает  товарную массу. В

изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах

экономики. Это  особенно важно для формирования рыночных отношений там, где

их еще нет. Если начинать с реформации обращения  и не добиваться сначала

крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

     Однако  между производством и потреблением находятся и другие сферы. За

производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому

достанутся непосредственные результаты производства, кто станет

собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в

формировании  социальных отношений между людьми, в определении материального

положения различных  слоев общества.

Но распределение  – это не только следствие производства. От того, как

распределяются  результаты труда, во многом зависит  эффективность

производственного процесса.

     Хотя  обмен занимает третье место в  иерархии сфер экономики, он, подобно

распределению, оказывает сильное обратное воздействие  на производство. Это

становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае,

сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного  хозяйства,

а поэтому и  развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена

приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации.

     Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление

рынка – это  не результат достижений разума, а  следствие очень длительного

исторического развития.

Субъектами развитого  рынка являются самостоятельно принимающие решения

домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и

другие), банки  и государство.

     Становление рынка – это следствие длительного  исторического развития.

     Основными условиями его возникновения  являются разделение труда,

экономическая обособленность и самостоятельность  предприятий, свобода

предпринимательства и выбора. В зависимости от объектов купли-продажи рынок

делится на отдельные  взаимосвязанные элементы, такие  как рынок рабочей

силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов – рынок ценных бумаг,

валюты, денежных средств и другие), рынок факторов производства (рынок

земельных и  природных ресурсов, рынок капиталов  или рынок средств

производства), потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг. Все

эти элементы рынка  не одинаковы по своему значению. Рынок  начинается с

возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиций).

Эти элементы производительных сил соединяются при помощи капитала и

являются основой  производства.

Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, их перелив в наиболее

эффективные отрасли  производства. Он делится на денежный рынок (векселей,

ценных бумаг  и тому подобное) и рынок капиталов (акций, облигаций и тому

подобное). Рынок  услуг начинает развиваться с установлением платы за

различные услуги.

     Все рынки являются комплексными. Каждый из перечисленных рынков

включает более  мелкие. Они различаются по многим признакам:

1. По экономическому  назначению объектов рыночных  отношений (товаров и

услуг, средств производства, труда и так далее).

2. По территориальному  признаку (местный, региональный, национальный,

мировой).

3. По категориям  населения (сельский, городской и  другие).

В экономической  литературе последних лет, в зависимости  от состояния

рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (на

котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров

и наиболее активными  выступают покупатели) и рынок  покупателя (на котором

предложение товаров  обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность

проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений  в нашей стране в

том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.

     По  уровню ограничения конкуренции  хозяйствующих субъектов различают

рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный,

конкурентный  и неконкурентный. При изучении экономики  предприятий важно

рассмотреть, какие  функции выполняет рынок и  его составляющие элементы, что

должно учитываться  при управлении хозяйственной деятельностью.

1. 2. Условия возникновения рынка

 

     Первое  условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой

древности. История  знает ряд крупных ступеней общественного  разделения

труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая –

выделение ремесла  как самостоятельной отрасли, третья – возникновение

купечества. Затем  стали дробиться отрасли, углублялась  специализация

отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с

ростом производительности труда.

     Разделение  труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы

нуждались в  продуктах земледелия, а земледельцы  отнюдь не были

вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала  он шел лишь внутри

общины, затем  возник межобщинный обмен. Первоначально  он имел примитивные

формы. По наблюдениям  этнографов, на острове Калимантан и в районах

нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты

для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям»  подойти и

Информация о работе Основы социального рыночного хозяйства в России