Основы социального рыночного хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:21, реферат

Краткое описание

Основой всей рыночной системы хозяйствования является рынок. Существуют

различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как

совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по

законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок

характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей

товара[1]. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой

механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо

продукта или услуги

Оглавление

1. 1. Сущность рынка 3
1. 2. Условия возникновения рынка 5
1. 3. Функции рынка 6
2. Характеристика рыночной системы хозяйствования 8
3. Система рыночных принципов 11
4. 1. Специфика развития рыночной экономики в России 13
4. 2. Социальный аспект рыночной экономики России 16
Заключение 18
Список использованной литературы: 19

Файлы: 1 файл

Основы социального раночного хозяйства в России.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им

предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в

случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем  зародыш бартера – одной из простейших форм обмена.

Конечно, ему  еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и

«продавца» могли  не совпадать. Тогда приходилось  совершать не один, а

несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

     Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к

производству  тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и

смогло появиться  товарное производство в подлинном  смысле слова, то есть

производство  таких изделий, которые нужны  их производителю не для

собственного  потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего

получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами,

появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других

людей.

Второе условие  – это экономическая обособленность производителей.

     Товарный  обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто

не хочет проиграть, то есть хочет получить взамен своего товара

эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе

экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность

исторически возникает  на базе частной собственности. В  дальнейшем она

начала опираться  и на коллективную собственность, но обязательно

ограниченную  каким-то локальным кругом интересов (кооперативы,

товарищества, акционерные  общества, государственные предприятия, смешанные

предприятия, то есть с государственным участием, и так далее).

     Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и

третье условие  – самостоятельность производителя, свобода

предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой

системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора

для развития рыночных отношений. 
 
 
 
 

1. 3. Функции рынка

 

     Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают  огромное

воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных

функций (приложение 1).

Функции бывают:

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки

на кредит рынок  дает участникам производства объективную  информацию об

общественно необходимом  количестве, ассортименте и качестве тех товаров и

услуг, которые  поставляются на рынок.

     Стихийно  протекающие операции превращают рынок  в гигантский компьютер,

собирающий и  перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и

выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству,

которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию  постоянно сверять

собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители  в условиях

глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и

обменяться результатами своей деятельности. Без рынка  практически

невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная

технологическая и экономическая связь между  конкретными участниками

общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно

развитой конкуренцией потребитель имеет возможность  выбора оптимального

поставщика (с  точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки,

послесбытового  обслуживания и других параметров). В то же время продавцу

предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего  покупателя.

3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок  продукты и услуги одного

назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат.

     Но  рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен

оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется  отражение

общественной  стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ.

Благодаря этому  устанавливается подвижная связь  между стоимостью и ценой,

чутко реагирующая  на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая  – самая важная. Она связана  с воздействием рынка на все

сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без

конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на

единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический

прогресс, повышение  качества продукции. Межотраслевая  конкуренция путем

перелива капиталов  из отрасли в отрасль формирует  оптимальную структуру

экономики, стимулирует  расширение наиболее перспективных  отраслей.

     Сохранение  и поддержание конкурентной среды  – одна из важнейших задач

государственного  регулирования в странах с  развитой рыночной системой.

     Важную  роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и

предложения, существенно  влияющее на цены. Растет цена – это  сигнал к

расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В

результате стихийные  действия предпринимателей приводят к  установлению

более или менее  оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая

«невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в

виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную  выгоду, причем в

этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не

входила в его  намерения. Преследуя свои собственные  интересы, он часто

более действенным  способом служит интересам общества, чем тогда, когда

сознательно стремится  служить им»[3].

     В современных условиях экономика  управляется не только «невидимой

рукой», но и  государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка

продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного

хозяйства.

5. Санирующая. Рыночный  механизм – это не благотворительная  система.

     Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение,

беспощадность по отношению к слабым. С помощью  конкуренции рынок очищает

общественное  производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных

хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и

эффективным. В  результате этого непрерывно повышается средний уровень

устойчивости  всего хозяйства в целом.

     По  свидетельству П. Самуэльсона, в  США от одной трети до половины всех

розничных магазинов  прекращают свою деятельность в течение  трех лет с

момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет.

     Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные  фирмы. Разумеется, в

условиях концентрации производства и капитала монополизация  деформирует

санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация

нигде не подавляет  конкуренцию настолько, чтобы «естественный  отбор»

прекратился[4].

 

2. Характеристика  рыночной системы  хозяйствования

 

     Каждый  хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при

производстве  товаров из условий конкуренции и возможностей получения

наибольшей прибыли, использует средства производства и  ресурсы, которые

требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа

произведенных товаров и их потребление (для  кого производить) определяются

в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

     Важным  условием развития экономической системы  при использовании

рыночного механизма  является наличие свободы предпринимательства  и выбора.

     Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия –

производить и  реализовать то, что они считают  целесообразным, поставщики

ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них

людские и материальные ресурсы.

     Экономическая действительность характеризуется  многочисленными

противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары

при высокой  ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по

более высоким  ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к

приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в

обеспечении высокой  производительности при возможно низкой заработной плате

и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится

получить свою выгоду: продавец – добиться возможно большей прибыли,

потребитель – получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других

противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода

предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор

конкуренции.

     Система рыночных отношений представляет собой механизм, который

выполняет функции  по оповещению потребителей, производителей и поставщиков

ресурсов о  решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по

оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению

согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения

участников хозяйственной  деятельности (покупателей и продавцов) определяют

систему цен  на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени.

     Производители ориентируются на выпуск только той  продукции, производство

которой позволяет  установить цену, возмещающую все  издержки и позволяющую

образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции

неприемлем.

     Интересы  продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на

рынке, где и  выявляется возможность достижения их целей. При более высоком

Информация о работе Основы социального рыночного хозяйства в России