Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:06, реферат
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – со второй половины XIX века. Целью подобных исследований был поиск методов рационального выполнения производственных операций. Возникшее научное направление, основателем которого по праву считается американский инженер Фредерик Тейлор, получило название «научная организация труда» (НОТ).
1.Научная организация труда.
2.Профилактика переутомления.
3.Режим и гигиена умственного труда.
4.Особенности научного труда.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Одесский Национальный Морской Университет
Реферат на тему
«Основы организации научного труда»
Выполнил
Ст. 1 гр. 4 к.
ФВТШС
Панасюк Е.А.
Одесса 2013
План
1.Научная организация труда.
2.Профилактика переутомления.
3.Режим и гигиена умственного труда.
4.Особенности научного труда.
1.Научная организация труда
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – со второй половины XIX века. Целью подобных исследований был поиск методов рационального выполнения производственных операций. Возникшее научное направление, основателем которого по праву считается американский инженер Фредерик Тейлор, получило название «научная организация труда» (НОТ).
Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда, в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества.
Развитие науки о рациональной организации труда происходил на основе эмпирических данных, а также развития таких наук, как физиология и психология человека, социология, организация производства, математика, статистика и др.
Началом работы в области научной организации труда в нашей стране явилось изучение исследований Тейлора, Гилбрета, Ганта, Файоля, Эмерсона, Кнеппеля.
В настоящее время работа по организации труда законодательно отнесена к компетенции предприятий, что является фактом в целом положительным. Однако все более становится очевидным, что ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, как координация научных исследований проблем организации труда, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, методическое руководство системой проектирования организации труда на стадии разработки проектов новых предприятий, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной рыночным преобразованиям форме. К пониманию этого приходят руководители разного уровня, о чем свидетельствуют материалы «круглых столов» и обсуждений проблем производительности, организации и нормирования труда, проведенных в 2005 г. в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. Совершенствование организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными консультативными фирмами.
НОТ — это такая
организация труда, при которой
практическому внедрению
Научная организация труда является важным фактором роста производительности труда, достигаемого за счет экономии живого и овеществленного, прошлого и будущего труда.
В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психологии и менеджмента.
2.Профилактика переутомления
Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается. Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно.
Недостаточный по времени
отдых или чрезмерная рабочая
нагрузка в течение длительного
времени приводят к хроническому
утомлению, или переутомлению. Переутомление
в отличие от утомления - это такое
сильное нарушение
Переутомление - это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении.
Переутомление может выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются: чувство вялости и разбитости, общая апатия, головная боль, снижение аппетита, пониженный фон настроения. С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости - это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся.
Профилактика переутомления:
1. Технологические меры
- создание наиболее
2. Рационализация трудового
процесса (экономичность, ритмичность,
перерывы, отдых и тд.). Режим работы
играет важную роль и
Действительным средством длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем не ритмичная работа той же тяжести. Важное средство борьбы с переутомлением - рациональная смена труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов.
3. Рационализация санитарно-
4. Повышение квалификации
(тренированности) работников. Высококвалифицированные
рабочие обычно утомляются
3.Режим и гигиена умственного труда
Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому гигиена умственного труда включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при к-ром отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает.
Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен. Однако неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, к-рое человек выполняет. Увлеченность работой — один из основных факторов высокой производительности труда.
Результат любого труда, в особенности умственного, зависит от настроения, от психологического климата семьи и учреждения. В негативной обстановке производительность умственного труда, конечно, будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы.
Создание благоприятной психологической обстановки — одно из важнейших требований психогигиены, и в т. ч. гигиены умственного труда.
Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды, в к-рой проходит трудовой процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в. работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие — быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания.
Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к учебе, продолжающейся всю жизнь; в этом залог творческой продукции, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.
Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, потому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.
Умственный труд подразделяется на множество видов, каждый из к-рых предъявляет к занятому этим трудом человеку различные требования.
В рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром- и в первую половину дня. Другой тип людей наиболее продуктивно работает во вторую половину дня или поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, к-рые постепенно входят в работу, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий.
То есть всегда надо учитывать индивидуальность человека.
4.Особенности научного труда
Особенности научного труда заставляют по иному подходить к его организации. Необходимо учитывать, что даже самая идеальная организация коллективной работы в исследовательском учреждении не даст сколько-нибудь заметных результатов, если индивидуальный рабочий процесс у отдельных научных сотрудников организуется неудовлетворительно; если отбор специалистов в это учреждение, обучение их навыкам исследовательской работы ведется без определенной системы, от случая к случаю.
Самые чудесные приборы и самые большие затраты не в состоянии ни на один шаг продвинуть вперед науку, если кадры ученых не будут на должной высоте творческой активности.
Отсутствие научно обоснованных нормативов по финансированию, обеспечению кадрами и материальными ресурсами для научных исследований, а при производстве работ – отсутствие нормирования процессов труда (хотя бы тех же, что уже нормируются в промышленности) – не дают иногда возможности руководителям научно-исследовательских учреждений так организовать труд научных работников, чтобы научный процесс протекал наиболее интенсивно и эффективно. Эти недостатки усугубляет то, что сами организаторы науки специально не готовятся для этой работы. Нет такого специального учебного учреждения или факультета. Каждый директор, заместитель директора по научной работе, ученый секретарь приступают к работе в научно-исследовательском институте без наличия у них специальной подготовки, а только используя опыт своих предшественников (а он, к сожалению, не всегда положителен). Парадоксально, но факт, что наука у нас осталась, пожалуй, единственной в деятельности человека сферой, где не проводится специальной подготовки управленцев и экономистов (по труду и заработной плате, планированию и финансированию научно-исследовательских работ и т.п.), работников снабжения, обслуживания и др. Между тем от уровня квалификации и качества труда этих работников в большой мере зависит успех работы научных коллективов.
Одной из перспективных задач в области повышения роли науки в современном строительстве является организация исследований по науковедению по определенному плану и создание этим еще больших возможностей деятелям науки в повышении эффективности их труда. Осуществление этих задач в большой мере зависит от инициативы, непосредственного участия самих ученых, творцов науки, особенно научной молодежи. Освоение методики и техники исследовательской работы среди этих задач – главнейшая.