Основные направления социальной политики государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

В связи с вышеизложенным, в настоящее время является актуальным рассмотрение проблем, возникающих в процессе реализации государственной социальной политики, с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1(Теоретические аспекты)
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики………………...4
1.2 Институты социальной политики в России…………………………….6
1.3 Основные направления социальной политики
1.3.1 Регулирование занятости населения…………………………………..8
1.3.2 Социальная защита граждан………………………………………...10
1.3.3 Политика развития социальных отраслей………………………….11
Глава 2 (Основные направления социальной политики государства в современной России)
2.1 Занятость и безработица в Российской Федерации …………………..14
2.2 Демографическая ситуация……………………………………………..20
2.3 Социальная поддержка населения……………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 114.45 Кб (Скачать)

Практически не существует стимулов к снижению административных издержек функционирования системы  социальной защиты. Отсутствует практика мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве регионов.

Одной из проблем  в связи с этим является недостаточность  статистической информации о состоянии  дел в социальной защите, низкая репрезентативность такой информации и несопоставимость различных источников статистических данных.

Проблемы связанные с низкой эффективностью существующих социальных выплат и льгот накладываются на крайне неблагоприятные тенденции в демографическом развитии. В результате предшествующего демографического развития в масштабах всей страны наступила п. продолжает усиливаться депопуляция. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с экономическим кризисом, что усугубило характер его последствий и ухудшило возможности по его сдерживанию.

Критически низкий уровень рождаемости в Российской Федерации не только является фактором депопуляции, но и составляет самостоятельную  демографическую проблему. В настоящее  время коэффициент суммарной  рождаемости почти в два раза отстает от уровня, необходимого для  простого воспроизводства населения. Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности, сближением параметров сельской и городской рождаемости, откладыванием рождения первого  ребенка, ростом внебрачной рождаемости, увеличением рождаемости в малолетнем возрасте матери. 

Острота депопуляции  в Российской Федерации является также следствием высокого уровня смертности, прежде всего в трудоспособных возрастах  у мужчин и в младенческом возрасте. Особое место среди причин смертности у мужчин в трудоспособных возрастах занимают неестественные причины смерти – несчастные случаи, отравления, травмы. Низкая продолжительность жизни особенно характерна для лиц с относительно низким уровнем образования.

Демографическая ситуация должна стать предметом  особого внимания государства. Для  этого необходима разработка специальной  Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г., которая должна войти в перечень первоочередных мер социальной политики на 2000-2001 гг.

В основу реформ в сфере социальной поддержки  населения должен быть положен принцип  предоставления социальной помощи преимущественно  в адресной форме и лишь тем  домохозяйствам, фактическое потребление  которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной  социальной помощи, могут варьироваться  в региональном разрезе в зависимости  от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению  размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальный уровень.

Чтобы высвободить  необходимые бюджетные ресурсы  для оказания адресной социальной помощи, требуется сокращение бюджетных  субсидий производителям товаров и  услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному  принципу. Необходимо упразднить большинство  льгот, установленных федеральным  законодательством, и передать полномочия по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом необходимо более широкое  использование процедур обязательной проверки нуждаемости получателей  льгот, а также установление ограничений  на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут  предоставляться одновременно одной  и той же семье. Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должны учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся  домохозяйствам на основе проверки нуждаемости  приведет к значительному увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Однако механизмы проверки нуждаемости  позволят решить эту задачу только в том случае, если они будут  хорошо адаптированы к местным условиям.

В связи с  этим должна быть усилена методическая роль федеральных органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить разработка широкого спектра  методик адресного предоставления социальной помощи и оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом применении таких  методик, включая их адаптацию к  местным условиям. При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства, прежде всего, на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.  

Адресная система  социальных выплат должна также предполагать формирование единых баз данных о  получателях социальных льгот и  выплат, а персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот  и выплат позволил бы избежать необоснованного  дублирования пособий и выплат, предоставляемых  конкретным нуждающимся домохозяйствам. 

Сохранение определенной части категориальных льгот на федеральном  уровне допустимо лишь для ограниченного  числа получателей, таких, как ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской  АЭС, Герои Советского Союза и  России. В этом случае льготы необходимо перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Пособие на детей также должно быть сохранено в качестве федерального пособия, но будет предоставляться  исключительно семьям с доходами ниже прожиточного минимума. В переходный период финансирование указанных выше выплат будет осуществляться в виде федеральных целевых субвенций  бюджетам субъектов Российской Федерации. В дальнейшем, по мере создания необходимых  организационно-технических условий  перечисление средств из федерального бюджета на эти цели будет производиться  непосредственно получателям.

Необходимо также  перейти к адресному финансированию детского отдыха преимущественно для  домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума, что позволит существенно  повысить охват оздоровительными мероприятиями  детей из бедных семей.

Льготы, установленные  для различных категорий государственных  служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в их заработную плату. В части льгот по проезду  на общественном транспорте должны быть разработаны механизмы, обеспечивающие в необходимых случаях предоставление вышеуказанным работникам проездных  документов, оплачиваемых за счет соответствующих  федеральных министерств и ведомств. Данный подход должен быть реализован и для работников осуществляться и для работников правоохранительных органов, финансируемых за счет территориальных  бюджетов. При этом необходимые доплаты  к денежному содержанию и оплата проездных документов должны производиться  из средств соответствующих бюджетов.

В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению  и образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан  выбирать производителей услуг и  диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения  негосударственного сектора. Это предполагает, в частности:

расширение свободы  выбора граждан, пользующихся бесплатными  или субсидируемыми социальными  услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение  бесплатных или субсидируемых услуг  на определенную сумму по заранее  оговоренному перечню у любой  организации, имеющей лицензию на их предоставление; переход к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования; обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги  объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями; обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки;  привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета, в том числе через создание при местных и федеральных органах власти различных общественно-государственных советов экспертного, консультационного и координационного назначения; разработка системы оценки качества выполнения социальных программ независимо от того, какой организацией они исполняются; развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета упорядочение лицензирования в сфере предоставления социальных услуг, приведение требований к оказанию социальных услуг в соответствие с мировой практикой и уровнем развития социальных услуг в России; учет опыта и практики некоммерческих негосударственных организаций в области развития и предоставления социальных и образовательных услуг при доработке требований для получения лицензий на социальную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

     В данной курсовой работе были рассмотрены  такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как обеспечение занятости, политика государства на рынке труда и демографическая проблема, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях.

     В заключение исследования можно сделать  вывод, что социальная политика государства  является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той  областью, которая не может оказаться  ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в  условиях развивающейся рыночной экономики (особенно в период экономического кризиса) регулирование процессов  в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

Рассмотрев основные направления социальной политики РФ, можно сделать вывод, что, не смотря на наличие некоторых негативных моментов, существует множество и  положительных. Нельзя не учитывать  и того, что даже в условиях развитой экономики будут усиливаться  трудности в ресурсном обеспечении  социальной сферы. Это предъявляет  не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего  продукта и к уровню затрат на его  производство, но и может порождать  необходимость определенного ужесточения  условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции  необходимо своевременно учитывать  и в российской практике. 
 
 
 
 

Список литературы:

Учебники:

Булатов А.С. Экономика, издание 3-е 2001г. 611-612, 620 стр.

Волгин Н.А. Социальная политика издание 4-е 2005г. 196-230, 

Кочетков  А.А. Основы экономической теории издание 2-е 2005. – 492 с.

Электронные ресурсы:

http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000070.htm (Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу(проект) – 2000)

http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_04/IssWWW.exe/Stg/d09/2-jil.htm

http://www.gks.ru/bgd/free/b12_00/IssWWW.exe/Stg/dk04/8-0.htm

http://rusplt.ru/articles/policy/policy_68.html?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=kontekst-demografiya&_openstat=dGVzdDsxOzE7

http://socgaz.ru/index.php/ru/the-social-aspect/516-bezraboticu-usmirili.html

http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/37.htm 


Информация о работе Основные направления социальной политики государства в современной России