Основные направления социальной политики государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

В связи с вышеизложенным, в настоящее время является актуальным рассмотрение проблем, возникающих в процессе реализации государственной социальной политики, с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1(Теоретические аспекты)
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики………………...4
1.2 Институты социальной политики в России…………………………….6
1.3 Основные направления социальной политики
1.3.1 Регулирование занятости населения…………………………………..8
1.3.2 Социальная защита граждан………………………………………...10
1.3.3 Политика развития социальных отраслей………………………….11
Глава 2 (Основные направления социальной политики государства в современной России)
2.1 Занятость и безработица в Российской Федерации …………………..14
2.2 Демографическая ситуация……………………………………………..20
2.3 Социальная поддержка населения……………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 114.45 Кб (Скачать)

 
 

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в  марте 2012г. составила 44,3%, доля городских  жителей - 59,7%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В марте 2012г. это  превышение составляло 2,0 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в марте 2012г. составил 34,5 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5% (в феврале 2012г. - 26,8%), в том  числе в возрасте 15-19 лет - 4,9% (3,8%), 20-24 лет - 22,6% (23,0%). Высокий уровень  безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,9%) и 20-24 лет (15,3%). По сравнению  с мартом 2011г. уровень безработицы  в возрасте 15-19 лет снизился на 2,1 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет увеличился на 0,5 процентного  пункта. 
 

В среднем среди  молодежи в возрасте 15-24 лет уровень  безработицы в марте 2012г. составил 16,8%, в том числе среди городского населения - 14,0%, среди сельского  населения - 23,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения - 3,5 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,1% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 34,4% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы  составила 40,7%, среди городских - 30,2%.

Наличие опыта  работы. В численности безработных 28,8% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В марте 2012г. их численность по сравнению с  мартом 2011г. увеличилась на 70 тыс.человек, или на 5,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,8% - от 20 до 24 лет, 16,2% - от 25 до 29 лет.  

В марте 2012г. среди  безработных доля лиц, оставивших прежнее  место работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 19,3%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 25,2%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий  критериям МОТ, отмечается в Центральном  федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном  округе.

2.2 Демографическая  ситуация

Демографическая ситуация в стране на прямую относиться к экономики страны. Задача страны сохранить численность населения на оптимальном уровне.

Демографическая ситуация, так же как и способы  её решения , в России на 2012 год оставляет желать лучшего.

Объясняя высокую  смертность в России, которая захлестнула  страну в последние двадцать лет, обычно называют три основные причины:

 экономические  кризисы, которые влекут за  собой снижение уровня жизни  населения и психологические  проблемы;

 низкий уровень  медицины и неблагоприятная экологическая  ситуация;

 высокий уровень  потребления алкоголя и наркотиков. 

 Кризисное  состояние экономики в начале 90-х действительно ощутимо подстегнуло смертность. В период 1990-1994 годов производство внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения в России сократилось на 35%, а смертность выросла на 40% и достигла 15,7 чел. на тысячу населения. В дальнейшем этот процесс несколько стабилизировался, но смертность и по сей день остается достаточно высокой.

По мнению Николаса Эберстадта, американского экономиста и демографа, давно изучающего демографические  проблемы России, объяснить рост смертности в нашей стране нельзя ни одним  существующим на данный момент фактором – точнее, этот фактор включает в  себя слишком много разных составляющих и сильно трансформирован специфическими условиями российской жизни. Так, Эберстадт  отмечает, что даже те слои российского  населения, которые могут позволить  себе сравнительно неплохую жизнь, страдают от такого фактора, как вредные привычки. Они в России укоренились так  глубоко, что не щадят ни бедных, ни богатых, и при сравнении с  ситуацией в других странах это  выглядит настоящим феноменом. 

По оценке, численность  постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2012г. составила 143,1 млн.человек и с начала года увеличилась на 30,9 тыс.человек, или на 0,02% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 18,5 тыс.человек, или на 0,01%).

Естественная  убыль населения в I квартале 2012г. уменьшилась по сравнению с соответствующим  периодом 2011г. на 44,2 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 88,5%.

 

  I квартал
тысяч На 1000 Чел.населения
2012 2011 Прирост(+)

Снижение(-)

2012 2011 2012г.

В% к 2011

Родившихся 451,7 424,0 +27,7 12,7 12,0 105,8
Умерших 486,6 503,2 -16,6 13,7 14,3 95,8
В том числе детей до 1го года 3,8 3,2 +0,6 8,4 7,1 118,3
Естественная  убыль -35,0 79,2   -1,0 -2,3 43,5
Браков 187,3 200,6 -13,3 5,3 5,7 93,0
Разводов 142,3 152,6 -10,3 4,0 4,3 93,0
 

В I квартале 2012г. в России отмечалось увеличение числа  родившихся (в 76 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 67 субъектах).  

В целом по стране превышение числа умерших над  числом родившихся в I квартале 2012г. составило 1,1 раза, (в I квартале 2011г. - 1,2 раза), в 17 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-1,9 раза.

За I квартал 2012г. число мигрантов, переселяющихся в пределах России, увеличилось на 161,1 тыс.человек, или на 26,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России увеличился на 5,2 тыс.человек, или на 8,6%, что произошло в результате возросшего числа прибывших в Российскую Федерацию (на 22,9 тыс.человек, или на 34,2%), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ - на 20,8 тыс. человек, или на 35,1%. Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 17,7 тыс.человек, или в 3,8 раза, в том числе в государства-участники СНГ - на 15,7 тыс.человек, или в 5,2 раза.

По данным ФМС  России, на 1 апреля 2012г. в стране насчитывалось 44,6 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 33% из них (14,7 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 21% (9,1 тыс.) - Грузии, 12% (5,5 тыс.) - Узбекистана, 5% (2,2 тыс.) - Таджикистана. Почти 10 тыс.человек (22%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (9,3 тыс.человек), 6,7 тыс. - Республику Ингушетия, 2,1 тыс. - Белгородскую область, от 2,0 тыс. до 1,0 тыс. - Самарскую и Оренбургскую области, Ставропольский и Краснодарский края.

Правительство РФ разработало программу, способную, по мнению разработчиков, в случае ее реализации сохранить в последующие годы численность населения Российской Федерации не менее 140 млн. человек в условиях усиления негативной демографической динамики, а также создать предпосылки для роста населения России после 2030 г .

Программа включает в себя план административных мероприятий  и расчет бюджетных расходов по реализации I этапа программы (на период 2006-2010гг.). Так, по экспертным оценкам, объем целевого финансирования на I этапе Национальной программы должен составить, начиная  с 2007г., около 570 млрд. руб. ежегодно, то есть приблизительно 2% ВВП, имея в виду прогнозируемый на 2007 г . уровень ВВП приблизительно в 28 триллионов рублей. Объемы финансирования II этапа Национальной программы (2011–2015 гг.) предполагается оценить по результатам реализации ее I этапа. 

2.3 Социальная поддержка населения

В настоящее  время доля населения, имеющего право  на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных  законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения  Российской Федерации, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение  социальных выплат и льгот. Только 9 видами социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн. чел. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.).

Распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по этим направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только четверть общей суммы реализуемых  всеми домохозяйствами льгот  и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства, в то время  как на долю домохозяйств со средним  доходом выше прожиточного минимума домохозяйства - три четверти. Такое положение связано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат - ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии - предусматривают проверку нуждаемости и предоставляются домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Принятый летом 1999 г. Федеральный закон “О государственной  социальной помощи”, разрабатывавшийся  как закон о перестройке всей системы социальной защиты на основе адресного принципа, в существующей редакции может означать лишь появление  дополнительного вида социальных выплат, осуществляемых на основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один вид не финансируемых  и потому не реализуемых социальных льгот и пособий. 

В 1999г. расходы  консолидированного бюджета по статьям  раздела “Социальная политика”  составили 74,5 млрд. руб., то есть 1,7% ВВП  или примерно 6,0% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот и пособий оценивается в более чем 15 процентов ВВП, что превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.

Сложившееся положение  противоречит принципам федерализма. Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнение федерального социального мандата. Основная часть  расходов местной власти на социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов “О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей”, "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ". При  этом у региональных властей на практике остаются очень ограниченные возможности  модифицировать эти льготы и приспособить их к своим потребностям.

Поэтому в сфере  социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач состоит  в том, чтобы максимально расширить  самостоятельность территорий в  принятии решений относительно того, какие выплаты действительно  на этой территории нужны, в каких  объемах и каким образом, в  какой форме они должны предоставляться  конкретным категориям населения. Основная задача федеральной власти при таком  подходе – с помощью межбюджетного  выравнивания способствовать повышению  эффективности системы социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и борьбы с бедностью.

Развитие и  функционирование сети учреждений социальной защиты населения по ряду направлений  тяготеет к стационарным видам социальных услуг, хотя их эффективность в отдельных  случаях ниже, чем у нестационарных видов социальной помощи. Приоритетным как правило является финансирование сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ негосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в рамках социального заказа ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными и религиозными организациями. Недостаточно используются возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.

Информация о работе Основные направления социальной политики государства в современной России