Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:12, курсовая работа
В связи с вышеизложенным, в настоящее время является актуальным рассмотрение проблем, возникающих в процессе реализации государственной социальной политики, с целью выявления направлений ее совершенствования и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации в социальной сфере.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1(Теоретические аспекты)
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики………………...4
1.2 Институты социальной политики в России…………………………….6
1.3 Основные направления социальной политики
1.3.1 Регулирование занятости населения…………………………………..8
1.3.2 Социальная защита граждан………………………………………...10
1.3.3 Политика развития социальных отраслей………………………….11
Глава 2 (Основные направления социальной политики государства в современной России)
2.1 Занятость и безработица в Российской Федерации …………………..14
2.2 Демографическая ситуация……………………………………………..20
2.3 Социальная поддержка населения……………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………..34
Необходимо заметить, что данный перечень по сути является отражением основных задач социальной политики государства, представленных в п. 1.1 курсовой работы.
Более подробно указанные направления рассмотрены ниже.
1.3.1 Регулирование занятости населения.
Регулирование
занятости населения
На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, опосредующие соединение рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых — в труде, а вторых — в заработной плате.
Большинство исследователей считает, что такие отношения формируются на базе закона стоимости рабочей силы. Но есть и такие, кто рассматривает формирование цен на рынке труда с позиций «предельной полезности последнего рабочего» (маржинализм). Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.
Фрикционная
безработица – безработица, связанная
с добровольной сменой рабочими места
работы и периодами временного увольнения;
временная незанятость в
Структурная безработица – безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.
Стоимость труда, как продаваемого на рынке товара выражается через совокупность потребительных стоимостей (благ и услуг), приобретаемых наёмными работниками в обмен на зарплату. Критики могут возразить: при таком понимании компоненты стоимости рабочей силы. Однако следует ли этому удивляться, когда речь идёт о метаморфозе способности к труду в собственно труд, к тому же применительно к одному и тому же индивиду.
Потребительская
стоимость (полезность) труда как
товара характеризуется
Граждане,
будучи собственниками рабочей силы,
имеют цель реализовать свое право
на труд путем подыскания подходящей
оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован
в найме рабочей силы для организации
и осуществления
Необходимо
иметь в виду, что рынок труда
может быть представлен и как
правовое пространство, где работодатели
и граждане (наемные работники) заключают
трудовые договоры, вступают в трудовые
правоотношения и правоотношения по
профессиональной подготовке и переподготовке
кадров. В России таким правовым
пространством выступает
Этот
рынок, подчиняясь в целом законам
спроса и предложения, по многим принципам
своего функционирования представляет
собой специфический рынок имеющий ряд
существенных от других товарных рынков.
Здесь регуляторами являются факторы
не только макро- и микроэкономические,
но и социальные и социально-психологические,
отнюдь не всегда имеющие отношения к
цене рабочей силы – заработной плате.
1.3.2 Социальная защита граждан
Термин
«социальная защита» имеет
Социальная
защита как социальный институт, представляющий
собой совокупность правовых норм, призванных
решать определенные социальные и экономические
проблемы, в международном контексте обычно
имеет дело с установленными законодательством
категориями граждан, которые в силу утраты
трудоспособности, отсутствия работы
либо по другим причинам не имеют достаточных
средств для удовлетворения своих жизненно
важных потребностей и потребностей нетрудоспособных
членов семьи. В рамках систем социальной
защиты таким гражданам при наступлении
установленных законодательством неблагоприятных
событий предоставляется помощь компенсационного
характера в денежной и натуральной формах,
а также в форме различного рода услуг.
Кроме того, системы социальной защиты
осуществляют меры профилактического
характера, направленные на предотвращение
неблагоприятных событий. Социальная
защита осуществляется в различных организационно-правовых
формах, включая такие, как индивидуальная
ответственность работодателей, страхование,
социальное страхование, адресная социальная
помощь, государственное социальное обеспечение
и др. Использование тех или иных организационно-правовых
форм социальной защиты может иметь различные
социальные и экономические последствия,
которые необходимо учитывать при осуществлении
управления данной отраслью.
Необходимость
социальной защищенности вытекает из
наличия общественной потребности
иметь в государстве систему
законов, компенсирующих социальное несовершенство
организации производства материальных
благ и их распределения. Следовательно,
сущность социальной защищенности состоит
в законодательном обеспечении
экономических, политических, социальных
и иных прав, свобод и интересов
граждан. Такая постановка вопроса
имеет конституционный оттенок,
Однако, как показывает мировая практика,
в конституции права граждан
только сформулированы. Их реализация-проблема,
которая должна еще решаться. Поэтому
следует различать два понятия: «социальную
защищенность» и «социальную защиту».
Социальная
защищенность - это конституционное
и законодательное обеспечение
всего комплекса прав и свобод
человека. Социальная защита- это более
конкретное понятие и сводится к работе
по реализации прав и свобод. Например,
конституционное право на труд не может
быть реализовано, если нет законов, регламентирующих
трудовые отношения, а также системы государственных
и общественных институтов, которые «заставляют»
эти законы работать.
В мировой практике обозначились два подхода к решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах господствует позитивный подход, т. е. необходимость социальной защиты признается, и практика выработала соответствующие механизмы ее решения. В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие:
-функционирование экономики на основе рыночного механизма;
-постоянное проведение в стране эффективной законотворческой деятельности;
-деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов;
-взаимодействие
предпринимателей и профсоюзов в решении
социально-экономических проблем.
1.3.3 Политика развития социальных отраслей
Политика
в области жилищного хозяйства
рассматривается в современной
экономике как элемент
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
Политика
государства в области
-предотвращение массовых эпидемий;
-обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
-пропаганда здорового образа жизни и т.д.
Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.
Политика
в области образования также
направлена на обеспечение доступности
и качества образования для населения.
В развитых странах среднее образование
является обязательным и для большинства
населения бесплатным, обучение же
конкретным профессиям происходит как
на бесплатной (для определенных категорий
людей), так и на платной основе
(для большинства населения).
2. Основные направления социальной политики государства в современной России.
2.1 Занятость и безработица в Российской Федерации
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю марта 2012 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2012г. составила 74,7 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 69,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы
(отношение численности
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2012г. составил 63,0%.
По сравнению с февралем 2012г. численность занятого населения уменьшилась на 117 тыс.человек, или на 0,2%, численность безработных увеличилась - на 50 тыс.человек, или на 1,0%. По сравнению с мартом 2011г. численность занятого населения выросла на 187 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных сократилась на 478 тыс.человек, или на 8,9%.
Общая численность
безработных, классифицируемых в соответствии
с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила
численность безработных, зарегистрированных
в государственных учреждениях
службы занятости населения. В конце
марта 2012г. в государственных учреждениях
службы занятости населения состояло
на учете в качестве безработных
1313 тыс.человек.
Как показывают
материалы обследований населения
по проблемам занятости в марте
2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно
без содействия служб занятости.
При этом мужчины реже обращались
в службы занятости в поисках
работы, чем женщины. Среди безработных
мужчин доля ищущих работу с помощью служб
занятости в марте 2012г. составила 29,0%, среди
безработных женщин - 35,6%. Наиболее предпочтительным
является обращение при поиске работы
к помощи друзей, родственников и знакомых
- его используют более половины безработных.
Как показывают материалы обследований
населения по проблемам занятости в январе
2012г., 69% безработных искали работу самостоятельно
без содействия служб занятости. При этом
мужчины реже обращались в службы занятости
в поисках работы, чем женщины. Среди безработных
мужчин доля ищущих работу с помощью служб
занятости в январе 2012г. составила 27,4%,
среди безработных женщин - 35,0%. Наиболее
предпочтительным является обращение
при поиске работы к помощи друзей, родственников
и знакомых - его используют более половины
безработных.
Информация о работе Основные направления социальной политики государства в современной России