Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:23, курсовая работа
Цель работы: на основании литературных источников и практической деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» провести исследование планирования себестоимости продукции и путей её снижение.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Жабинковский комбикормовый завод».
Предметом исследования темы курсовой работы является методика планирования себестоимости продукции и её снижение.
ВВЕДЕНИЕ........................................………………………………………...….
3
ГЛАВА 1
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………...
6
1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории…………………………...……………...
6
1.2 Виды, формы и функции себестоимости…….…....................
9
1.3 Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции………………..…………..……………………….
12
1.4 Методы учёта затрат на производство продукции………….
17
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЖАБИНКОВСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД»…...
23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………………………………………………..
23
2.2 Анализ себестоимости продукции на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»…………………………………………
29
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…..
36
3.1 Зарубежный опыт учета затрат и снижения себестоимости продукции.........................................................................................
36
3.2 Основные направления снижения себестоимости продукции на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………..…..
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…
ГЛАВА 1
РОЛЬ
И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В условиях рыночной экономики в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде чем принимать решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать – принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции [17, с. 389].
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции – одно из основных условий повышения эффективности производства [19, с. 231].
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Следует отметить, что в экономической литературе нет единого мнения о содержании категории себестоимости, единой классификации производственных затрат. Различное содержание, вкладываемое разными авторами в понятие себестоимости приводит к различной трактовке основных элементов себестоимости, ее абсолютного уровня, методики исчисления.
Врублевский Н. Д. дает следующее определение себестоимости. Себестоимость – это обособившая часть стоимости, в которой потребленные в производстве материалы, средства и оплата труда выражены в денежной форме. Себестоимость продукции является одним из наиболее важных показателей экономической эффективности производства. Она показывает, во что обходится производство продукции конкретному предприятию. В себестоимости получают отражение качественная сторона деятельности предприятий: эффективность использования производственных ресурсов [2].
Себестоимость валовой продукции представляет собой сумму всех производственных затрат на ее получение. Себестоимость единицы продукции определяется как отношение производственных затрат к объему валовой продукции конкретного вида [11, с.16].
Керимов В. Э. придерживается мнения, что себестоимость – это экономическая категория отражающая процессы производства, обращения и распределения, то есть является анализирующим показателем. Ее нельзя рассматривать только с точки зрения количественной, как величину, характеризующую определенный уровень затрат. Она является важнейшим качественным показателем определяющим состояние экономики хозяйства и свидетельствует о рациональности его ведения. Себестоимость есть часть стоимости, которая является денежным выражением расходов предприятий на производство продукции, ее реализацию [6].
Белый И. Н. считает, что экономическую основу себестоимости составляют отношения простого воспроизводства по возмещению в денежной форме расходов предприятий, обусловленных производством и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ. Себестоимость – обособившаяся часть стоимости, выражающая в денежной форме затраты предприятия, обусловленная оборотом средств производства, оплатой труда, количественно соответствующей авансированному фонду заработной платы и использованием элементов прибавочного продукта, которые являются предпосылкой, условием производственного процесса, выступают частью авансированных средств и возмещение которых является экономической основой обеспечения процесса простого воспроизводства на предприятиях. Он так же утверждает, что одним из условий обеспечения сопоставимости показателя себестоимости различных хозяйств и их подразделений, а также по периодам является учет качества продукции [18, с.19].
Показатель себестоимости широко применяется на всех уровнях управления экономикой. На государственном уровне управления – в качестве базы ценообразования. В данном случае себестоимость выступает как предельный уровень цены, ниже которого данная цена не может быть, так как не будет обеспечиваться простое воспроизводство средств предприятия.
На уровне предприятия себестоимость применяется для оценки эффективности использования основных и оборотных средств, в качестве основного инструмента управления производством и обеспечения деятельности предприятия на принципах коммерческого расчета. Это предполагает сопоставление себестоимости продукции с прибылью, полученной от ее реализации, а также при решении вопросов внедрения новой техники и технологии, повышении качества продукции [9].
Себестоимость как показатель хозяйственной деятельности используется в управлении в масштабах всей экономики государства, ее отдельных отраслей, предприятий и их внутрихозяйственных подразделений.
Таким
образом, правильное определение себестоимости
продукции служит базой для определения
продажной цены изготовленной продукции,
позволяет оценить реальные затраты на
производство, способствует выявлению
резервов снижения производственных затрат
и повышения рентабельности работы организации.
Себестоимость продукции – это важнейший
показатель экономической эффективности
ее производства, отражающий все стороны
хозяйственной деятельности и аккумулирующий
результаты использования всех производственных
ресурсов. От его уровня зависят все финансовые
результаты деятельности предприятий,
темпы расширенного воспроизводства,
финансовое состояние субъектов хозяйствования.
1.2 Виды, формы и функции себестоимости
В практике планирования исчисляется себестоимость всей продукции (по экономическим элементам затрат) и единицы изделия (по калькуляционным статьям расходов).
Экономические
элементы затрат отражают стоимость
израсходованных средств
Различают следующие виды себестоимости:
-
цеховая себестоимость
-
производственная
- полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или иное предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризуется средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе общественно необходимым затратам труда [18, c.56 – 57].
В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижение себестоимости продукции для предприятия заключается в:
-
увеличение прибыли,
-
появлении большей возможности
для материального
- снижение себестоимости продукции в акционерных обществах, что считается хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровней [22].
Все расходы предприятия, связанные с изготовлением продукции, являются производственными и в совокупности образуют фабрично-заводскую себестоимость. В процессе хозяйственной деятельности предприятие несёт и внепроизводственные расходы: затраты на реализацию продукции (в т. ч. транспортные расходы), содержание вышестоящих организаций и др. Фабрично-заводская себестоимость с добавлением всех внепроизводственных расходов образует полную себестоимость продукции.
Различают плановую и отчётную (фактическую) себестоимость продукции. Основные плановые показатели себестоимости продукции: затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции; себестоимость отдельных видов (групп) продукции и услуг; уровень и структура себестоимости продукции по элементам затрат (смета затрат на производство); снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и конкретных её видов [18, c.58].
Себестоимость продукции формируется непосредственно на предприятии. Она отражает индивидуальные затраты и условия производства, конкретные результаты хозяйствования данного производственного коллектива. Поэтому себестоимость одного и того же вида продукции на разных предприятиях неодинакова. При ценообразовании в качестве базы берётся, как правило, среднеотраслевая себестоимость, представляющая собой средневзвешенную величину затрат на производство данного вида продукции в масштабах отрасли. В некоторых отраслях при обосновании оптовых цен ориентируются на среднюю зональную себестоимость продукции [10].
Как
экономическая категория
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
себестоимость является одним из самых
важных показателей, определяющих экономическую
эффективность производства. Чем больше
оптимизированы процессы на предприятии,
тем ниже получается фактическая себестоимость
и, соответственно, выше прибыль предприятия.
Организуя процесс производства продукции, хозяйствующие субъекты несут многочисленные затраты. Для того чтобы правильно учитывать, планировать и анализировать затраты, используются разные методы классификации затрат.
Классификация затрат на производство и реализацию – это систематизация и группировка затрат по признакам [1, с. 212].
Классификация таких затрат производится по ряду признаков:
- первичные элементы затрат;
- статьи расходов (статьи калькуляции);
- способ
отнесения затрат на
- функциональная роль затрат в формировании себестоимости продукции;
- степень
зависимости от изменения
Классификация
затрат по первичным элементам
Информация о работе Основные направления снижения себестоимости продукции