Основные направления снижения себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основании литературных источников и практической деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» провести исследование планирования себестоимости продукции и путей её снижение.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Жабинковский комбикормовый завод».
Предметом исследования темы курсовой работы является методика планирования себестоимости продукции и её снижение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................………………………………………...….
3



ГЛАВА 1
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………...
6

1.1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории…………………………...……………...
6

1.2 Виды, формы и функции себестоимости…….…....................
9

1.3 Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции………………..…………..……………………….
12

1.4 Методы учёта затрат на производство продукции………….
17



ГЛАВА 2
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЖАБИНКОВСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД»…...
23

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………………………………………………………..
23

2.2 Анализ себестоимости продукции на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»…………………………………………
29



ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…..
36

3.1 Зарубежный опыт учета затрат и снижения себестоимости продукции.........................................................................................
36

3.2 Основные направления снижения себестоимости продукции на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»
42



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………..…..
50



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…

Файлы: 13 файлов

ОРГ. СТРУКТУРА.docx

— 22.83 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 19.45 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 1.docx

— 41.73 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение Ж.docx

— 13.58 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение И.docx

— 12.16 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 18.26 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ.docx

— 12.15 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.docx

— 17.57 Кб (Открыть, Скачать)

ПРИЛОЖЕНИЯ.docx

— 12.15 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение Е.docx

— 12.19 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА а2.docx

— 45.38 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 3.docx

— 52.98 Кб (Скачать)

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СНИЖЕНИЯ

СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Зарубежный  опыт учета затрат и снижения себестоимости продукции

 

 

Основной целью планирования себестоимости является выявление  и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства, в результате сбережения прошлого и живого труда, увеличивается объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции [20].

Для Республики Беларусь изучение мировой практики бухгалтерского учета и востребование из нее наиболее прогрессивных и широко применяемых методов становится одним из значимых факторов жизненно необходимого для нас процесса интегрирования в мировую экономику.

В нашей стране существуют два варианта метода исчисления затрат: фактический и нормативный. Нормативный метод исчисления затрат представляет собой предварительное определение нормативных затрат по операциям, объектам, процессам, с выявлением отклонений. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов. Суммируя нормативные затраты с учетом отклонений, можно получить фактическую себестоимость продукции на любой момент времени.

Фактический метод исчисления себестоимости еще в начале XX века подвергался критике учеными экономистами. Г. Эмерсон подчеркивал медлительность учета при этой системе, ошибочность получаемых цифровых данных о себестоимости из-за смешения производственных затрат со случайными расходами, которые не имеют отношения к себестоимости. Основным недостатком данного метода является то, что исчисляя фактические затраты, мы не можем никаким образом повлиять на их величину, так как их учет осуществляется через определенный период времени.

Нормативный метод исчисления себестоимости также имеет ряд существенных недостатков. Основные из них – высокая трудоемкость, невозможность применения в период инфляции, неверное исчисление отклонений. При нормативном методе затрат наблюдается частое перевыполнение установленных норм, что свидетельствует об их неверном определении.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что необходимо изменение отечественной системы расчета издержек, которая, например, сможет сочетать в себе лучшие элементы отечественной и зарубежных методик [21].

Сегодня существуют две проблемы учета затрат. Одна из них состоит в необходимости переориентировать отечественную теорию и накопленный в этой области практический опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением организацией в условиях рынка. Вторая – создание новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений.

Система «Стандарт-кост»  возникла в США в начале XX века, и является основой исчисления издержек до настоящего времени. Метод является одним из принципов научного менеджмента, предложенного Тейлором и другими инженерами. Они применяли нормативы, чтобы выявить наилучший путь использования труда и материальных ресурсов.

В переводной и отечественной  литературе отмечается, что система  «Стандарт-кост» больше всего подходит организациям, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Эффективный контроль может быть достигнут только путем сравнения общих фактических издержек с нормативными затратами за определенный период. Сравнение нормативных и фактических затрат на единицу продукции не способно установить, на каком этапе производства были допущены отклонения. Это как раз один из важных факторов, который отличает систему «Стандарт-кост» от нормативного метода учета затрат. На отечественных предприятиях этому вопросу не уделяют должного внимания.

При данной системе исчисления издержек применяют три основных категории нормативов:

- базовые нормативы затрат (они остаются неизменными в  течение длительного периода времени, обеспечивают одну и ту же базу для сравнения с фактическими затратами за несколько лет, это позволяет выявить общие тенденции развития);

- идеальные нормативы  (отражают совершенный производственный  процесс, являются минимальными издержками, которые возможны в условиях максимально эффективного производства, редко используются на практике, так как могут оказать вредное воздействие на мотивацию работника);

- достижимые в настоящее  время нормативы (издержки, которые  возникают в условиях эффективного производства, нормативы, которые трудно, но возможно достигнуть, в них допускается возможность брака, поломки оборудования, потери времени).

Система «Стандарт-кост»  широко применятся, так как обеспечивает руководство предприятий данными о затратах для самых различных целей. Благодаря ей можно создать контрольную схему, направленную на выявление тех операций, которые не согласуются с планом; прогнозировать будущие издержки; упростить задачу переноса издержек на конечный продукт при оценке запасов товарно-материальных ценностей; устанавливать цели, которые необходимо достичь.

К достоинствам системы «Стандарт-кост»  относят: обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий; установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции; составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения; выделение специальных синтетических счетов для учета [29].

Одним из альтернативных традиционному  отечественному подходу к калькулированию  полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. В зарубежной теории и практике учета в настоящее время самой точной считается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.

Возникновение системы «Директ-костинг» в США обусловлено особенностями их исторического развития. В 1936 г. американский экономист Джонатан Гаррисон создал систему «директ-костинг», согласно которой в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 г. в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. И только в последующем «директ-костинг» стала преобладающей системой учета затрат.

Следует иметь в виду, что появление «директ-костинга»  имело и чисто бухгалтерскую  причину. Счетные работники в  то время пришли к выводу, что  все затраты следует разделить  на относящиеся к данному отчетному  периоду (реализуемые в нем) и  связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных. В настоящее время система «директ-костинг» широко распространена во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии она получила наименование «учет частичных затрат» или «учет суммы покрытия», в Великобритании — «учет маржинальных затрат», во Франции — «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальный учет».

Сущность системы директ-костинг  состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства, причем себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат на производство и реализацию продукции.

Система «Директ-костинг» имеет  несколько отличительных особенностей: разделение производственных затрат на переменные и постоянные; калькулирование себестоимости продукции по ограниченным затратам; многостадийность составления отчета о доходах.

В условиях рыночной экономики  внедрение в отечественную практику системы директ-костинг приобретает  особую актуальность. Такой вариант  калькулирования без специальных  дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в  условиях изменения объема. Внедрение системы директ-костинг обеспечило бы более точное определение себестоимости, при котором различные распределения косвенных затрат не искажают данный показатель [30].

Следующим эффективным методом  управления производством является система ЛT «Just - in - time», что в переводе означает «точно в срок».

Система ЛT зародилась в Японии в середине 70-х г.г. XX в. в компании «TOYOTA» и в настоящее время с большим успехом применяется во многих экономически развитых странах. Сущность системы ЛТ сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. В этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как факт, затрудняющий решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы ЛТ является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия. При этой системе действует принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются, и только в таком количестве, которое требуется покупателю.

Использование рассмотренной  модели в отечественных организациях имеет все шансы благоприятно повлиять на развитие системы учета  в нашей стране. В условиях ее применения часть косвенных затрат переходит в разряд прямых. Такая  трансформация понижает частоту  использования носителей разнородных затрат для распределения затрат между видами продукции, тем самым увеличивая точность калькуляции затрат. Для отечественных предприятий это имеет существенное значение [24].

Также целесообразно рассмотреть  направление стратегического управления затратами: таргет-костинг. Система таргет-костинг – это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства, предупредительного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

Уже много лет система  таргет-костинг используется на производственных предприятиях, особенно в инновационных отраслях, где постоянно разрабатываются новые модели и виды продукции. Таргет-костинг использует приблизительно 80% крупных японских компаний, таких как: Toyota, Nissan, Sony, Cannon, Olympus и многие другие, а также значительная часть известных американских и европейских компаний: Daimler/Chrysler, Procter & Gamble, и др., которые добиваются высокого качества и рентабельности своей продукции.

Система таргет-костинг, в  отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, то есть фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги. Для определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены.

В заключении можно отметить, что предложения и рекомендации зарубежных стран направлены на развитие внутреннего рынка; создание более надежной системы управления и планирования деятельностью отечественных предприятий (которая основана на оптимальном сочетании элементов отечественной и зарубежных методик расчета затрат); сокращение издержек производства; повышение прибыльности и эффективности деятельности отечественных предприятий.

 

 

3.2 Основные направления снижения себестоимости продукции на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»

 

 

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости  продукции на ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Увеличение выработки  продукции на одного рабочего на предприятии достигается за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции  имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управления [10].

Информация о работе Основные направления снижения себестоимости продукции