Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:37, курсовая работа
Цель написания курсовой работы изучить ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике и рассмотреть перспективы развития конкуренции.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы конкуренции в российской экономике;
изучить факторы влияющие на развитие конкуренции в российской экономике;
выявить перспективы развития конкуренции в России.
Введение
3
1 Теоретические основы конкуренция в рыночной экономике России
5
1.1 Сущность и виды конкуренции
5
1.2 Преимущества и недостатки конкуренции
9
1.3 Роль государства в регулировании конкуренции
13
2 Проблемы и перспективы развития конкуренции в российской экономике
24
2.1 Ограничивающие факторы развития конкуренции, содержание их деятельности
24
2.2 Необходимость и способы защиты и развития конкуренции со стороны государства
31
Заключение
37
Список литературы
38
3) формирование цели функционирования и развития объекта;
4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель;
5) направление сфокусированных факторов конкурентоспособности на цель.
В настоящее время многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность – это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Эта ошибочная теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Нужно до того сконцентрировать и правильно направить факторы конкурентоспособности, а не разводить руками после реального обнаружения разнонаправленности отдельных средств и их отрицательной эффективности.
Рассматриваемые в различных
источниках методы оценки конкурентных
преимуществ охватывают далеко не все
аспекты обеспечения
Более целесообразной можно считать применение к интегральной оценке конкурентных преимуществ системного, комплексного и мотивного подхода.
С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем.
С позиции комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические, правовые, рыночные, научные, экономические, психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияние. Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.
Оценка конкурентоспособности
осуществляется по конечным итоговым
результатам реакции
Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ.
На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т.д.) интегрирующую оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле:
КПт= ∑∑αiПj×βijФij, (1)
где КПт –
интегральный показатель конкурентных
преимуществ конкретного
Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность.
Не все конкурентные преимущества и определяющие их факторы можно оценить количественно. Если это невозможно, то применяют экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости.
Рассмотрим классификацию конкурентных преимуществ различных объектов по следующим признакам:
1) по отношению к системе;
2) по сферам возникновения преимущества;
3) по содержанию фактора преимущества;
4) по времени реализации преимущества;
5) по месту реализации преимущества;
6) по виду получаемого конечного результата.
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кадрированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время в России имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией) (приложение А).
Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.
На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирования нового преимущества.
Функция планировании включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров), с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента).
1.3 Роль государства в регулировании конкуренции
1. Государство проявляет постоянную заботу об укреплении правовых гарантий свободной конкуренции. Главным методом служит контроль, проводимый им в этой сфере общественных отношений. Государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего тех, что закреплены в антимонопольном законодательстве, составляет одно из обязательных условий формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики, свободы конкуренции на товарных рынках.
Особая актуальность контроля обусловлена тем, что государственное антимонопольное регулирование – дело совершенно новое для российской экономической, социальной и политической практики. Далеко не всеми хозяйствующими субъектами, государственными и муниципальными служащими осознается значение неуклонного проведения антимонопольного законодательства в жизнь. Еще не сложилось традиций и даже сколько-нибудь устойчивых навыков в реализации этого законодательства. Не упрежденные же мерами государственного контроля острые конфликты, которые нередко возникают между конкурентами, подчас разрешаются в жестких междоусобных разборках с привлечением наемных убийц и иных опаснейших противоправных средств.
Государственный контроль призван охватить весь массив нормативно-правовой основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Главное в антимонопольном контроле – не допустить, предупредить, а если сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности – антиконкурентные соглашения, согласованные действия и т. п., повлекшие или могущие повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества и государства. Конечный результат государственного контроля выражается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов участников рыночных отношений, возмещении причиненных им убытков, привлечении к юридической ответственности виновных.
Государственный контроль за осуществлением антимонопольного законодательства — общая задача всех, в пределах предоставленных им полномочий, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Надзор за его соблюдением, исполнением и применением от имени Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры. Созданы, как уже говорилось, и особые федеральные антимонопольные органы контроля – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления. О них и пойдет речь ниже.
2. Функции, которыми наделены федеральные антимонопольные органы, позволяют им комплексно воздействовать на всю систему правовых гарантий свободной конкуренции.
Во-первых, они могут действенно влиять на содержание антимонопольного законодательства, добиваясь адекватного отражения в нем реального состояния рынка, происходящих на нем изменений. С этой целью министерство направляет в Правительство РФ, которому принадлежит право законодательной инициативы, предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции.
Во-вторых, федеральные антимонопольные органы обладают значительным потенциалом по повышению активности властных органов в формировании и развитии рыночных отношений, конкуренции на товарных рынках. Они дают рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции.
В-третьих, им предоставлены большие возможности для того, чтобы непосредственно самим путем контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, разработки и осуществления мер по демонополизации производства и обращения вмешиваться в процессы, происходящие в экономике, предпринимательстве и вносить в них позитивные коррективы.
Для осуществления своих
функций федеральные
Далее, такие же обязательные
для исполнения предписания они
дают федеральным органам
Федеральные антимонопольные органы вправе принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Из указанного полномочия сделано одно исключение. Федеральные антимонопольные органы не вправе налагать штрафы за нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях (подробнее об этом см. в лекции о естественных монополиях).
Другая часть полномочий как бы прерывается на полпути, федеральные антимонопольные органы до конца их не доводят. Сами они окончательных мер по их пресечению, устранению последствий выявленных нарушений антимонопольного законодательства, а также по привлечению к ответственности виновных принимать не могут, они лишь вносят предложения, направляют собранные материалы компетентным государственным органам. Реализуя эти полномочия, федеральные антимонопольные органы вправе:
а) вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;
б) направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;
в) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.
Полномочия федеральных