Ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике (в 2009-2011г)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы изучить ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике и рассмотреть перспективы развития конкуренции.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы конкуренции в российской экономике;
изучить факторы влияющие на развитие конкуренции в российской экономике;
выявить перспективы развития конкуренции в России.

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы конкуренция в рыночной экономике России
5
1.1 Сущность и виды конкуренции
5
1.2 Преимущества и недостатки конкуренции
9
1.3 Роль государства в регулировании конкуренции
13
2 Проблемы и перспективы развития конкуренции в российской экономике
24
2.1 Ограничивающие факторы развития конкуренции, содержание их деятельности
24
2.2 Необходимость и способы защиты и развития конкуренции со стороны государства
31
Заключение
37
Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Ogranichivayushie_faktory_razvitia_konkurentsii_v_r.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Задача развития конкуренции  требует совершенствования использования  всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок и тарифного регулирования естественных монополий.

В целях повышения  эффективности таможенно-тарифного  регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию. По результатам этой работы могут быть сокращены количество и размер пошлин, фискальное или регулятивное значение которых не подтверждено, определены временные границы действия и динамика изменения пошлин в целях усиления их регулирующего воздействия на экономику.

Для совершенствования  системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать  следующие мероприятия:

- внесение изменений  в федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;

- внедрение в систему госрегулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других «квази-конкурентных» механизмов, которые предусматривают установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

- обеспечение эффективности  закупочной деятельности субъектов  естественных монополий путем  установления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;

- выделение из сферы деятельности субъектов естественных монополий отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры);

- активизация работы по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;

- принятие правил недискриминационного  доступа к услугам субъектов  естественных монополий.

В целях создания максимально  благоприятных условий для ведения  малого и среднего бизнеса необходима реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления. Прежде всего это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации (замена декларированием соответствия).

Необходимо упрощение  процедур госрегистрации, ликвидации, банкротства, ведения налоговой  отчетности и бухгалтерского учета  субъектов малого предпринимательства; упрощение и удешевление процедуры  присоединения к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса; обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для малого и среднего предпринимательства, в том числе реализация преимущественного права выкупа арендуемых помещений; обеспечение расширения доступа малых и средних предприятий к госзаказу, заказам субъектов естественных монополий и госкорпораций; максимальная информационная открытость для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о возможности получения господдержки.

Важной антикризисной  мерой является поддержка спроса путем расширения закупок для  госнужд, а также нужд госкорпораций  и субъектов естественных монополий.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер:

- следует существенно  снизить издержки входа на  рынок, в том числе путем  снижения административных барьеров  в отраслях с ярко выраженными  препятствиями входа;

- при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти;

- нужно упростить доступ  к инфраструктуре естественных  монополий, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц. Необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов;

- должно быть сокращено  количество сделок, подлежащих предварительному  согласованию с ФАС России, в  первую очередь необходимо исключить  обязательное согласование сделок  внутри группы лиц;

- требуется формирование  эффективной, максимально доступной  и прозрачной конкурсной системы  размещения государственных заказов,  заказов государственных корпораций  и естественных монополий, в  том числе путем расширения  практики размещения заказов  на электронных аукционах.

Уровень развития и состояния  конкурентной среды варьируется  в зависимости от отрасли или  рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой  ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существовавший разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, перестал углубляться.

Особенность ситуации состоит  и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится  теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой – сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Опыт последних лет  свидетельствует об усилении конкуренции  во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний – все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса – с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

Как показала практика, большинство  российских предприятий не готово к  активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

Список  литературы

 

  1. Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики // Современная конкуренция. – 2011. – № 5. – С.12-16.
  2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2010. – 416 с.
  3. Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ // Современная конкуренция. – 2010. – №5. – С.14-18.
  4. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2010. – 496 с.
  5. Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2009. – 848 с.
  6. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. – 2011. – № 1.
  7. Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета. – 2011. – №2. – С.71-76.
  8. Максимов С.В. На страже честной конкуренции // Современная конкуренция. – 2011. – №5. – С.70-81.
  9. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2010. – № 4/5.
  10. Николаева Л.А., Черная И.П.Экономическая теория: учебник. – М.: КНОРУС, 2009.
  11. Программа развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы – http://www.rb.ru/inform/110927.html
  12. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 714 с.
  13. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 592 с.



Информация о работе Ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике (в 2009-2011г)