Ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике (в 2009-2011г)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы изучить ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике и рассмотреть перспективы развития конкуренции.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы конкуренции в российской экономике;
изучить факторы влияющие на развитие конкуренции в российской экономике;
выявить перспективы развития конкуренции в России.

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы конкуренция в рыночной экономике России
5
1.1 Сущность и виды конкуренции
5
1.2 Преимущества и недостатки конкуренции
9
1.3 Роль государства в регулировании конкуренции
13
2 Проблемы и перспективы развития конкуренции в российской экономике
24
2.1 Ограничивающие факторы развития конкуренции, содержание их деятельности
24
2.2 Необходимость и способы защиты и развития конкуренции со стороны государства
31
Заключение
37
Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Ogranichivayushie_faktory_razvitia_konkurentsii_v_r.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Однако на данный момент указанная работа не завершена - во многих сферах сохраняются ограничения  на вход новых участников на рынки  в виде необходимости получения  от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.

Разнообразные формы  государственного регулирования административного  характера (ведение многочисленных реестров и регистров, аттестация и  аккредитация хозяйствующих субъектов, различные экспертизы, предоставление разрешений и согласований) остаются недостаточно оцененными с правовой и экономической точки зрения, а также с позиций их избыточности и коррупциогенности.

Не завершена работа по разграничению функций по контролю (проведение испытаний, измерений, экспертиз), надзору (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности) и оказанию государственных услуг. Например, государственные учреждения ветеринарии субъектов Российской Федерации по-прежнему осуществляют функции контроля и надзора, а также оказывают платные услуги населению.

Не реализована поставленная административной реформой задача существенного  сокращения числа унитарных предприятий  с сохранением за ними только того имущества, которое необходимо для осуществления публичных функций.

Медленными темпами  осуществляются реформа технического регулирования, разработка и принятие технических регламентов в различных  сферах экономической деятельности. При этом техническое регулирование  становится существенным фактором конкурентной среды, поскольку разработка технических регламентов может являться частью конкурентной борьбы.

Конкурентная среда  не защищена от установления новых  административных барьеров. Не разработаны  и не применяются обязательные во многих странах процедуры предварительной оценки и всестороннего обоснования принятия нормативных актов, вводящих новые административные требования к субъектам предпринимательской деятельности.

Опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что административные барьеры являются существенными, а для некоторых предприятий запретительно высокими.

2 Инфраструктурные ограничения конкуренции.

Ограничением для развития конкуренции и предпринимательской  деятельности является неудовлетворительное состояние как физической инфраструктуры предпринимательства (автомобильных и железных дорог, грузовой авиации, транзитных узлов, электрических сетей), так и финансовой (банковской системы и предлагаемых банками услуг, страховой системы, фондового рынка).

Высокие темпы экономического роста, наблюдавшиеся в последнее время, привели к увеличению нагрузки на транспортную и энергетическую инфраструктуру.

Характеристики  транспортной инфраструктуры (состояние  и плотность сети, регулярность, скорость и стоимость перевозок) имеют ключевое значение для конкурентной среды. Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.

Низкая пропускная способность  и плотность сети автомобильных дорог, дефицит железнодорожных вагонов, портовых мощностей, слабый уровень развития инфраструктуры и технического оборудования аэропортов требуют принятия радикальных мер по решению этих и иных проблем развития в сфере транспорта.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает план развития транспортной инфраструктуры, порядок реализации которого должен учитывать необходимость развития конкуренции в отдельных отраслях.

Длительные процедуры, а также высокие цены на подключение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения стали серьезным препятствием для ведения бизнеса. Стоимость подключения к электросетям в крупных российских городах значительно превышает стоимость подключения к сетям в любой из развитых стран.

Несогласованность планов строительства новых объектов энергетической инфраструктуры по срокам, направлениям, техническим решениям и стоимости  с планами развития объектов потребления  приводит к удорожанию подключения  и, следовательно, инвестиционных проектов по развитию новых предприятий, снижая их конкурентоспособность.

Непропорционально высокая  нагрузка финансирования строительства  мощностей для новых потребителей (в виде платы за подключение) по сравнению с действующими потребителями (в виде инвестиционной составляющей в плате за передачу электроэнергии) ограничивает конкуренцию на товарных рынках.

Непрозрачность формирования инвестиционных программ по объектам, очередности их строительства, стоимости, а также закрытость информации об объеме свободных мощностей для подключения приводят к неэффективным решениям и создают условия для коррупции сотрудников субъектов естественных монополий.

Участники рынка часто  основывают свои действия на непубличных, неформальных связях и источниках информации. Консервативный подход большинства предпринимателей к работе с информацией не способствует динамичному развитию информационной инфраструктуры рынков.

Кроме того, недостаток качественной информации о рынках ограничивает вход новых участников. Непрозрачность взаимоотношений и «правил игры» на многих из них также не способствует развитию конкуренции.

3 Ограничивающие конкуренцию действия органов власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц

На региональном и  муниципальном уровнях используются практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, проведение необоснованных проверок, организация давления посредством использования административного ресурса. Возможности органов власти используются в конкурентной борьбе и стали неотъемлемой ее частью. Это существенным образом ограничивает позитивную роль справедливой конкуренции и завышает издержки общества и экономики.

Так, за последние 2,5 года, по данным ФАС России, доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти сохраняется на устойчиво высоком уровне. Около половины всех дел о нарушении антимонопольного законодательства приходится на долю антиконкурентных действий органов власти – 46,2 процента в 2010 году. При этом количество нарушений, совершенных органами власти, по сравнению с 2009 годом возросло на 17 процентов, а доля повторных нарушений составила 22 процента общего количества выявленных нарушений.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления зачастую ограничивают доступ хозяйствующих субъектов к правам пользования государственным и муниципальным имуществом.

Действующий в настоящее  время порядок проведения конкурсов  и аукционов не в полной мере обеспечивает прозрачность и открытость процедур передачи прав на государственное и муниципальное имущество, а также объективность оценки представленных участниками торгов предложений, что не способствует созданию равных конкурентных условий доступа к такому имуществу и влечет необоснованные преференции по отношению к отдельным компаниям. Четкий механизм контроля за проведением таких торгов, а также ответственность должностных лиц за нарушение порядка их проведения не установлены.

4. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов

Основными угрозами для  конкуренции на российских рынках со стороны хозяйствующих субъектов  являются злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, в том  числе в сферах деятельности естественных монополий, создаваемые барьеры входа на рынки, а также риски возникновения картелей.

Нарушения со стороны  субъектов естественных монополий, как правило, связаны с несоблюдением  установленных сроков и порядка  заключения договоров. Пресечение таких  нарушений посредством штрафов, начисляемых исходя из выручки, неэффективно, поскольку уплата штрафа в конечном итоге компенсируется потребителями услуг естественной монополии за счет тарифа.

Более опасным видом  нарушения антимонопольного законодательства являются ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (картели).

Случаи пресечения таких  нарушений в российской и зарубежной антимонопольной практике не часты, что объясняется как недостатком  необходимых для их выявления  инструментов (оперативно-разыскные  мероприятия), так и тем, что подобные соглашения являются редким явлением. Картельные соглашения всегда неустойчивы и характерны только для рынков с олигополистической структурой и наличием высоких барьеров входа.

5. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование

Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.

В целях повышения  эффективности таможенно-тарифного  регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и  экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию.

6. Налоговая политика

Налоговая политика является важным фактором регулирования деловой  активности и формирования инвестиционно  привлекательной среды.

В условиях глобальной экономики  важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы, является совокупная налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, складывающаяся из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (система налогового администрирования).

В последнее время в Российской Федерации внесены изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Номинальное налоговое бремя в Российской Федерации в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем.

При этом сохраняющиеся издержки налогоплательщиков, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики, делают обязанность по уплате налогов более обременительной по сравнению с другими странами. Это приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов.

В результате, с одной  стороны, снижается конкурентоспособность  налоговой системы, а с другой – компания, использующая различные схемы уклонения от налогообложения, получает дополнительные необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с организациями, ведущими легальный бизнес.

 

 

2.2 Необходимость и способы защиты и развития конкуренции со стороны государства

 

Председатель правительства  РФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ поручается обеспечить в пределах своей компетенции реализацию программы.

В целях совершенствования  системы ответственности за нарушения  антимонопольного законодательства будут  реализованы следующие меры:

- внесены изменения  в статью 178 Уголовного кодекса  РФ, уточняющие перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым станут степень их общественной опасности и размер нанесенного ущерба или дохода, полученного в результате их совершения;

- уточнены положения  Кодекса РФ об административных  правонарушениях в части включения  в перечень лиц, в отношении  которых может применяться административное  наказание в виде дисквалификации,  государственных и муниципальных служащих, должностных лиц субъектов естественных монополий, а также порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении;

- организовано взаимодействие  антимонопольного органа с правоохранительными органами в целях выявления картельных соглашений.

Развитие международного сотрудничества РФ в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке  РФ и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.

Главной целью сотрудничества с ЕС является создание равных условий  конкуренции на общем экономическом  пространстве, устранение неоправданных  барьеров для свободного перемещения  товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.

В рамках сотрудничества со странами СНГ основной задачей  является формирование эффективной  системы взаимодействия конкурентных ведомств государств - участников Содружества, обеспечивающей проведение согласованной конкурентной политики и пресечение антиконкурентной практики на пространстве организации.

В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, необходимо: включить раздел о конкуренции в новое соглашение между Россией и ЕС, в котором найдут свое отражение цели и основные направления сотрудничества в сфере конкурентной политики и правоприменения; активизировать участие антимонопольного органа в деятельности международной конкурентной сети, объединяющей большинство конкурентных ведомств мира, что позволит принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики; развивать сотрудничество с антимонопольными органами государств - участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе путем проведения совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках; создать систему регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Информация о работе Ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике (в 2009-2011г)