Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 01:37, курсовая работа
Цель написания курсовой работы изучить ограничивающие факторы развития конкуренции в российской экономике и рассмотреть перспективы развития конкуренции.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы конкуренции в российской экономике;
изучить факторы влияющие на развитие конкуренции в российской экономике;
выявить перспективы развития конкуренции в России.
Введение
3
1 Теоретические основы конкуренция в рыночной экономике России
5
1.1 Сущность и виды конкуренции
5
1.2 Преимущества и недостатки конкуренции
9
1.3 Роль государства в регулировании конкуренции
13
2 Проблемы и перспективы развития конкуренции в российской экономике
24
2.1 Ограничивающие факторы развития конкуренции, содержание их деятельности
24
2.2 Необходимость и способы защиты и развития конкуренции со стороны государства
31
Заключение
37
Список литературы
38
о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
о привлечении иностранных
о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Полномочия федеральных
3. Контроль федеральных антимонопольных органов охватывает все антимонопольное законодательство и, таким образом, служит одним из самых действенных средств, обеспечивающих реализацию правовых гарантий свободной конкуренции в целом. Вместе с тем закон особо выделил несколько наиболее ответственных и имеющих определяющее значение для развития конкуренции участков контроля, конкретизировав применительно к каждому из них формы и методы осуществления контроля.
Участок, который по праву может быть назван базовым, составляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений. Прежде всего обратим внимание на то, что контроль распространяется не на все хозяйствующие субъекты, а лишь на имеющие статус коммерческих организаций — хозяйственные товарищества И общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также на их объединения. Последние согласно ст. 121 ГК РФ относятся к некоммерческим организациям. Базовое значение этого контроля вытекает из его цели — предотвратить с самого начала, еще в момент "рождения" возможные в будущем злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением на рынке или ограничения конкуренции. Целью контроля является и недопущение сходных вредных последствий от ликвидации коммерческих организаций и их объединений.
Контроль здесь бывает предварительный и последующий. При этом надо сразу оговориться, что он осуществляется далеко не за всеми создаваемыми, реорганизуемыми или ликвидируемыми коммерческими организациями и их объединениями.
Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции либо если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной. Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа. Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае, если лица или органы, принимающие решение о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
4. Реагирование на нарушения антимонопольного законодательства, выявляемые методами государственного контроля, бывает различным. Оно зависит от тяжести допущенных нарушений, отношения к ним нарушителей и ряда иных факторов. Разнообразным арсеналом правовых средств воздействия, направленных на пресечение нарушений и устранение их вредных последствий, располагают федеральные антимонопольные органы. Эти средства реализуются в форме предписаний, в которых излагаются принимаемые федеральными антимонопольными органами решения. В соответствии с предписаниями нарушившие антимонопольное законодательство коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны: прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.
Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
5. За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность. Уголовная ответственность, в частности, предусмотрена ст. 178 УК РФ "Монополистические действия и ограничение конкуренции", которая запрещает монополистические действия, совершаемые путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. В зависимости от конкретных деяний ответственность колеблется между штрафом в 200—700 минимальных размеров оплаты труда и лишением свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества.
Гражданско-правовая ответственность наступает в виде взыскания убытков, причиненных хозяйствующим субъектам и иным лицам. В случае, если принятым в нарушение антимонопольного законодательства актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления, в том числе федерального антимонопольного органа, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей причинены убытки хозяйствующему субъекту или иному лицу, эти убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. В таком же порядке подлежат возмещению убытки, причиненные нарушающими антимонопольное законодательство действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу.
6. Федеральные антимонопольные органы рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлениям коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и представлениям прокурора, а также по собственной инициативе. Заявления подаются в федеральный антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Содержание документов и заявлений не подлежит разглашению. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур приказом № 91 от 25 июля 1996 г. утвердил Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства*. Как возникают в федеральном антимонопольном органе дела о нарушениях антимонопольного законодательства, какие стадии они проходят, кто их там расследует, какие решения принимаются, кем и как исполняются — будет показано в лекции о рекламе на примере законодательства, регулирующего рекламную деятельность.
Между тем полномочия федерального антимонопольного органа далеко не ординарны и обладают одной примечательной чертой, которая качественно выделяет (отличает) его среди других федеральных органов исполнительной власти. На федеральные антимонопольные органы возложено осуществление нелицеприятного контроля за своими "коллегами" — актами и действиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в самой сердцевине формируемой экономики — ее рыночных отношениях: Они же осуществляют дачу обязательных для исполнения предписаний, принятие решений о наложении штрафов и административных взысканий на должностных лиц всех этих органов. Такими полномочиями не обладает ни одна другая государственная структура.
Реализация полномочий часто наталкивается на резкое неприятие исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления "вмешательства" в их прерогативы, вызывает грубые ответные "меры". Известны факты, когда территориальные антимонопольные органы выдворялись из занимаемых помещений, им отключались телефоны, электрический свет. Так, администрация Белгородской области решила не продлевать с федеральным антимонопольным органом области договор об аренде занимаемых им служебных помещений. Был начат судебный процесс о выселении, опечатаны кабинеты с документами и оборудованием. Казалось бы, налицо гражданско-правовой спор. Но прежде чем администрация области его инициировала, антимонопольный орган направил в ее адрес около 20 предписаний об отмене принятых администрацией неправомерных актов. Нарушения сводились к предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам (в частности, акционерному обществу "Белвино" и потребительской кооперации), вмешательству в хозяйственную деятельность путем прямых указаний о совершении тех или иных действий, ограничению свободы перемещения товаров в пределах единого российского экономического пространства.
2 Проблемы и перспективы развития конкуренции в российской экономике
2.1 Ограничивающие факторы развития конкуренции, содержание их деятельности
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата.
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной
среды в настоящий момент характеризуется
высоким уровнем
Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках.
Потенциальной угрозой для конкуренции является создание государственных корпораций в сферах, где есть условия для конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса должна быть максимально прозрачна.
Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
В случае неразвитости конкурентной
среды у хозяйствующих
В настоящее время устойчивая тенденция к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако сам факт высокой экономической концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.
1. Административные барьеры.
Необоснованные
В ходе проведения административной реформы сокращены масштабы вмешательства государства в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.