Оценка финансового положения коммерческого банка и пути его улучшения (На примере ОАО «АЙЫЛ БАНК»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является поиск оптимального инструментария дистанционного анализа банков, анализ финансового состояния банка ОАО «АЙЫЛ БАНК», предложение мероприятий по улучшению финансового состояния банка.
В согласии с целью были поставлены задачи:
Рассмотреть методики анализа финансового состояния банка и выбрать наиболее оптимальную;
Провести анализ финансового состояния ОАО «АЙЫЛ БАНК»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
2

РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………...............................................

4
1.1.
Содержание анализа и оценки финансового состояния банка.....................
4
1.2.
Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации……….
7
1.3.
Обзор основных методик анализа финансового состояния банка………...
13

РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АЙЫЛ БАНК»……………………………………………………………….

30
2.1.
Организационно - экономическая характеристика ОАО «АЙЫЛ БАНК»...
30
2.2.
Основные финансовые характеристики деятельности
ОАО «АЙЫЛ БАНК»………………………………………………………….

46
2.3.
Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «АЙЫЛ БАНК»…..

52

РАЗДЕЛ III. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………………………………………

60
3.1.
Внедрение методики оптимизации инвестиционного портфеля банка………………………………………………………..
60
3.2.
Мероприятия по улучшению состояния кредитного портфеля ………
81

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
84

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ласт.doc

— 504.50 Кб (Скачать)
Лизинговые операции.

В рамках обеспечения государственной  программы по продовольственной  безопасности и в целях оказания помощи сельским товаропроизводителям в виде предоставления кредитов и  услуг на приемлемых условиях, Банк  предоставлял сельским товаропроизводителям лизинг сельскохозяйственной техники. В настоящее время в сельскохозяйственном секторе республики остро ощущается нехватка сельскохозяйственной техники и навесного оборудования к ним.  Необходимы средства для строительства новых производственных помещений для содержания скота и для хранения заготовленных кормов. Также для сохранности выращенного урожая хозяйствам необходимо иметь хранилища или складские помещения, строительство которых так же является очень затратным для хозяйств. Предоставление Банком лизинговых услуг будет значительным вкладом по развитию и поддержке сельского хозяйства республики.

Предоставление лизинговых услуг  Банка из собственных средств,  осуществлено следующим образом:

  • предмет лизинговых операций Банка - сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства сельскохозяйственного назначения, иное производственное оборудование. В исключительных случаях предметом лизинга могут выступать здания и сооружения для производственных целей;
  • максимальный срок договора лизинга предполагался не более 10 лет;
  • процентная ставка по лизингу предполагался в размере не более 18 процентов годовых.
  • основное требование к лизингополучателю - наличие его собственных вложений в виде денежных средств и/или активов. Если денежные средства, внесенные лизингополучателем в качестве собственных вложений, составят менее 50% от стоимости предмета лизинга, в целях обеспечения сохранности предмета лизинга и выполнения лизингополучателем своих обязательств по договору лизинга, лизингополучатель должен будет предоставить Банку залоговое обеспечение.

В 2010 году Банк участвовал в программе поддержки сельскохозяйственных кооперативов по проекту МАР «Агробизнес и Маркетинг». Проект дополнительно  предоставил ресурсы (в форме лизинга) сельскохозяйственным кооперативам и ассоциациям, которые удовлетворяют требованиям проекта на приобретение основных фондов (сельхозтехники и оборудования, складские сооружения и производственные помещения и т.д.) с максимальным сроком до 5 лет и процентной ставкой 15% годовых. Сумму лизинга составил средства Банка (60%), собственный вклад лизингополучателя (10%), грант проекта МАР-АБиМ (30%), который при условии соблюдения целевого использования, своевременного возврата лизинга и других условий договора лизинга  лизингополучатель вправе не возвращать. Максимальная сумма лизинга составляет не более суммы эквивалентной 500 000 долларов США.9

Кроме того, Банк прорабатывал возможность предоставления сельскохозяйственной техники сельским кооперативам с Фондом развития кооперативов «Райфайзен» в Кыргызстане и вопрос развития лизинговых операций с членами ЕврАзАСК.

Банковские гарантии.

В целях получения дополнительных доходов и расширил продуктовой линейки,  учитывая результаты проведенного анализа по данному продукту, Банк   предоставил следующие без рисковые банковские гарантии:

  • банковская гарантия платежа;
  • банковская гарантия надлежащего исполнения контракта;
  • банковская гарантия возврата авансового платежа;
  • банковская гарантия предложения (тендерная гарантия);
  • банковская гарантия обеспечения кредита;
  • банковская таможенная гарантия.

Гарантия предоставлено преимущественно резидентам Кыргызской Республики, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным на территории  Кыргызской Республики и соответствующим всем требованиям Кредитной политики.

Аккредитивы.

В настоящее время Банк имеет  право предоставлять аккредитивы  только в национальной валюте, в  первом квартале 2010 года, планируется  подготовить ходатайство на снятие ограничений по аккредитивам в иностранной валюте.

В целях минимизации рисков Банк  работал только с покрытыми аккредитивами.

Депозитные продукты.

Банк, в 2010 году  привлечено срочные депозиты физических и юридических лиц в национальной и иностранной валюте.

Основной целью получения разрешения на привлечение депозитов было как  расширение оказываемых услуг Банка, диверсификация обязательств Банка  так и высвобождение денежных средств, размещенных на корреспондентских  счетах и в ценных бумагах для соблюдения обязательных резервных требований и ликвидности.  Депозитные продукты, в зависимости от сроков и целей предусматривают дифференцированный подход при установлении процентных ставок.

Депозитная линейка Банка включает как депозиты до востребования, так и семь продуктов срочных депозитов для юридических и физических лиц.

    1. Срочные депозиты юридических лиц – на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев, при досрочном расторжении договора процентная ставка должна быть пересчитана по ставке до востребования:
  • «Элет» - выплата процентов ежемесячно, предусматривает возможность пролонгации срока депозита по желанию клиента;
  • «Элет плюс» - с капитализацией процентов, удобный вид депозита для клиентов, которые не стремятся ежемесячно получать проценты, а заинтересованы в максимальном приросте на вложенные деньги, предусматривает помимо капитализации процентов дополнительные взносы на депозит.
    1. Срочные вклады физических лиц - на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев, при досрочном расторжении договора процентная ставка должна быть пересчитана по ставке до востребования:
  • «Керемет» - выплата процентов ежемесячно, предусматривает возможность пролонгации срока депозита по желанию клиента.
  • «Ардагер», предназначен  для клиентов, достигших пенсионного возраста, при наличии пенсионного удостоверения, выплата процентов  в конце срока депозита, предусматривается возможность дополнительного взноса на вклада.
  • «Наристе», предназначен для клиентов, которые планируют будущее своих детей. Вклад предусматривает капитализацию процентов и дополнительные взносы на вклад, а также возможность распоряжения вкладом и начисленными процентами самим ребенком по достижении 16-летнего возраста, выплата процентов по вкладу в конце срока.
  • «Кенч», предназначен для клиентов, которые рассчитывают получить максимальный доход, предусматривает капитализацию процентов и  дополнительные взносы на вклад;
  • «Азамат», предназначен для клиентов, которые хотят обеспечивать прирост денег, но имеют интенсивные доходы и расходы. По данному вкладу выплата процентов производится в конце срока, предусматривается возможность дополнительного взноса на вклад и возможность частичного снятия основной суммы.

Поскольку Банк работает в сельской местности, не ожидается большого притока  депозитов в первый год работы с данным продуктом, поэтому в 2010 году Банком привлечено срочные депозиты в общей сумме 6,5 млн. сом. Банк намерен проводить относительно консервативную депозитную политику, не предполагающую максимальные рыночные процентные ставки.

Кроме того, учитывая фактическую  клиентскую базу, предполагается, что 90 % срочных депозитов, будут составлять срочные депозиты в национальной валюте, а 10%  будет формироваться, преимущественно в долларах США или евровалюте, поскольку предполагается, что часть депозитной базы будет формироваться за счет поступлений денежных переводов от трудовых мигрантов.

Расчетно-кассовое обслуживание.

    1. Денежные переводы физических лиц без открытия счета.

В 2010 году Банк предоставлял данный продукт в 37 офисах обслуживания Банка (Головной офис, 22 филиала и 14 сберкассах), что соответственно повлияет на привлечение дополнительных клиентов и увеличения комиссионного дохода.

Денежные переводы физическим лицам, без открытия счета включал:

  • Денежные переводы по локальной системе «Береке» - переводы проводено в сомах, долларах США, евро, российских рублях и казахстанских тенге.

В 2010 году, Банк  разработал локальную систему адресных переводов денежных средств, по которым комиссия за перевод будет значительно ниже.

  • Денежные переводы в иностранной валюте по 7 международным системам, в которых Банк является участником (Контакт, Юнистрим, Золотая Корона, Лидер, Мигом, Анелик, Western Union).   

В 2010 году, Банк также планирует стать  участником шести международных  систем денежных переводов: «Близко», «Быстрая почта», «Фастер», «Аллюр», «Приватмани» и «Интерэкспресс».

Кроме того, Банк, будучи членом ЕврАзАСК, подготовил предложение о подписание  меморандума  о сотрудничестве, согласно которому, предусматривается создание международной  системы денежных переводов внутри банков, являющихся участниками ЕврАзАСК. Также, согласно Меморандуму о сотрудничестве, банки-члены ЕврАзАСК будут распространять информацию о продуктах и услугах других членов-участников.

Таким образом, к концу 2010 года, Банк  увеличил продуктовую линейку до 13 денежных переводов по международным системам. 

    1. Денежные переводы по счетам клиентов Банка.

Подразделяются на трансферты в  сомах и в иностранных валютах:

  • Трансферты в другие коммерческие банки на территории Кыргызской Республики  в сомах, производятся через национальные системы: пакетный клиринг (платеж до 1 млн. сом) и гроссовые расчеты (свыше 1 млн. сом). С 2010 года Банк, намерен внедрить дополнительно к системе пакетного клиринга услуги по прямому дебитованию по счетам клиентов Банка и их контрагентов в пользу клиентов Банка.   
  • Трансферты в иностранной валюте осуществляются через систему SWIFT. В целях привлечения клиентов в 2010 году Банк планирует дополнительно установить корреспондентские отношения в инвалюте с первоклассными европейскими коммерческими банками Commerzbank и Raiffeisen Zentralbank.

Платежные карты

Как было отмечено выше, в 2009 году Банк начал  выпуск национальной платежной карты  «Элкарт» и в конце 2009 года привлек 2 организации на зарплатный проект с общим количеством сотрудников  - 818 человек. В 2010 году Банк планирует дополнительное привлечение клиентов на зарплатный проект, и выпустить 1300 штук платежных карт.

В целях активизации по реализации данного продукта, Банк предусматривал закупку соответствующего оборудования. Закуплено 20 пост-терминалов и 2 банкоматов, таким образом, к концу 2010 года Банк может обеспечивал 39 офисов собственными пост-терминалами и установил три банкомата, в г. Бишкек, г. Ош и г. Каракол. По мере закупа и установления оборудования, переведено на «зарплатный проект» также и сотрудников Банка.

Поскольку Банк только с 2009 года стал внедрять платежные  карты и по сравнению с другими  коммерческими банками имеет  малую эквайринговую сеть, в целях  конкурентоспособности на рынке  платежных карт в 2010 году Банк осуществил:

  • введено комиссионное вознаграждение на положительный остаток по карт-счету клиента в размере 1-3% годовых, что также будет способствовать накоплению депозитной базы Банка;
  • бесплатно выпускал карты клиентам, при открытии срочного вклада на 12 месяцев, с зачислением процентов на карт-счет клиента. Предполагался, что мотивирующим фактором в данном случае служит то, что клиенту не нужно будет тратить время на приезд в Банк за процентами, и он может получить свои деньги в банкомате или любом офисе Банка.

Мероприятия по продвижению  банковских продуктов.

Для выполнения намеченных целей по внедрению и активной реализации планируемых банковских продуктов  в 2010 году Банк  работал над улучшением качества обслуживания клиентов, и осуществил следующих мероприятий нацеленных на повышение «узнаваемости» и осведомленности широкого круга населения:

  • Повсеместно  внедрено принятые стандарты обслуживания клиентов, путем проведения обучений сотрудников структурных подразделений, занятых в обслуживании клиентов. Кроме того, для удобства и информированности клиентов Банка поэтапно будут вводиться сервис-менеджеры, а также планируется закуп необходимого оборудования для создания «колл-центров».
  • Банк  проводил активную рекламную деятельность через средства массовой информации (телевидение, радио и публикации в газетах), а также путем использования наружных щитов и растяжек, информационных сообщений на рынках, в междугороднем и городском общественном транспорте и других общественных местах. Кроме того,  проведена работа по разработке «узнаваемых» рекламных роликов и буклетов.
  • Распространено информационных буклетов по банковским продуктам в более чем 2000 подразделениях Россельхозбанка и в других банках участниках  ЕврАзАСК.
  • Банк  доработал веб-сайт и размещать информацию о Банке на трех языках (кыргызском, русском и английском языках).

Информация о работе Оценка финансового положения коммерческого банка и пути его улучшения (На примере ОАО «АЙЫЛ БАНК»)