Оценка финансового положения коммерческого банка и пути его улучшения (На примере ОАО «АЙЫЛ БАНК»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является поиск оптимального инструментария дистанционного анализа банков, анализ финансового состояния банка ОАО «АЙЫЛ БАНК», предложение мероприятий по улучшению финансового состояния банка.
В согласии с целью были поставлены задачи:
Рассмотреть методики анализа финансового состояния банка и выбрать наиболее оптимальную;
Провести анализ финансового состояния ОАО «АЙЫЛ БАНК»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
2

РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………...............................................

4
1.1.
Содержание анализа и оценки финансового состояния банка.....................
4
1.2.
Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации……….
7
1.3.
Обзор основных методик анализа финансового состояния банка………...
13

РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АЙЫЛ БАНК»……………………………………………………………….

30
2.1.
Организационно - экономическая характеристика ОАО «АЙЫЛ БАНК»...
30
2.2.
Основные финансовые характеристики деятельности
ОАО «АЙЫЛ БАНК»………………………………………………………….

46
2.3.
Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «АЙЫЛ БАНК»…..

52

РАЗДЕЛ III. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………………………………………

60
3.1.
Внедрение методики оптимизации инвестиционного портфеля банка………………………………………………………..
60
3.2.
Мероприятия по улучшению состояния кредитного портфеля ………
81

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
84

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ласт.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

2

 

РАЗДЕЛ  I.       АНАЛИЗ  И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………...............................................

 

4

1.1.

Содержание анализа и оценки финансового состояния банка.....................

4

1.2.

 Финансовая устойчивость и  надежность кредитной организации……….

7

1.3.

Обзор основных методик анализа  финансового состояния банка………...

13

 

РАЗДЕЛ II.   ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «АЙЫЛ БАНК»……………………………………………………………….

 

30

2.1.

  1. Организационно - экономическая характеристика ОАО «АЙЫЛ БАНК»...

30

2.2.

Основные финансовые характеристики деятельности

ОАО «АЙЫЛ БАНК»………………………………………………………….

 

46

2.3.

Анализ финансовых результатов  деятельности ОАО «АЙЫЛ БАНК»…..

 

52

 

РАЗДЕЛ III.      ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………………………………………

 

60

3.1.

Внедрение методики оптимизации инвестиционного портфеля банка………………………………………………………..

60

3.2.

Мероприятия по улучшению состояния  кредитного портфеля ………

81

 

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….

82

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

84


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития банковской системы характеризуется некоторой  стабилизацией и умеренным развитием  после нескольких пережитых системных  кризисов. На данном этапе банки начинают все взвешеннее подходить к оценке всех рисков, в том числе к риску активных межбанковских операций, к которым относятся: межбанковское кредитование, открытие и ведение операций через счета НОСТРО в других банках, открытие депозитных счетов в других банках, операции с ценными бумагами других банков и т.д. С другой стороны, клиенты банков, как юридические, так и физические лица, сейчас стали более ответственно и обдуманно относится к обслуживающему банку. Все эти факторы обуславливают актуальность развития и совершенствования методик анализа финансового состояния банков.

Целью написания работы является поиск  оптимального инструментария дистанционного анализа банков, анализ финансового  состояния банка ОАО «АЙЫЛ БАНК», предложение мероприятий по улучшению финансового состояния банка.

В согласии с целью были поставлены задачи:

Рассмотреть методики анализа финансового  состояния банка и выбрать  наиболее оптимальную;

Провести анализ финансового состояния ОАО «АЙЫЛ БАНК»;

Выработать рекомендации по улучшению финансового состояния банка.

Объектом исследования в работе является финансовое состояние банка.

Предметом данной работы является анализ финансового состояния банка  на основании финансовой отчетности, такой анализ называется внешним  или дистанционным.

Базой исследования является ОАО «АЙЫЛ БАНК».

Нормативно правовой базой исследования являються: законы Кыргызской Республики « О банках и банковской деятельности» , «О национальном банке Кыргызстана», «О хозяйственной деятельности», другими законами Кыргызстана. нормативно-правовыми актами Национального банка Кыргызстана и собственным уставом.

Методы исследования: методы финансового  анализа, методика Кромонова анализа  финансового состояния банка, методика CAMEL, методика анализа с помощью  финансовых коэффициентов.

Работа состоит из следующих  разделов:

  1. Анализ и оценка финансового состояния банка
  2. Характеристика и анализ деятельности ОАО «АЙЫЛ БАНК»
  3. Пути улучшения финансового состояния банка

 

РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА

 

1.1. Содержание анализа и оценки финансового состояния банка

 

Финансовый анализ как практика, как вид управленческой деятельности предшествует принятию решений по финансовым вопросам, являясь этапом, операцией  и условием их принятия (информационно-аналитическим обеспечением), а затем обобщает и оценивает результаты решений на основе итоговой информации.

Финансовый анализ как наука  изучает финансовые отношения, выраженные в категориях финансов и финансовых показателях. При этом его роль в  управлении коммерческим банком состоит в том, что он является самостоятельной функцией управления, инструментом финансового управления и методом его оценки. Для более точного отражения сути анализа необходим несколько иной подход к понятию анализа финансового состояния. Авторское определение дистанционного анализа финансовой состояния банка будет приведено в конце главы.

Важнейшей классификацией видов финансового  анализа выступает деление анализа  на внутренний и внешний. Основным отличительным  признаком здесь выступает субъект  анализа. Внутренний анализ осуществляется инсайдерами банка, в то время как субъектами внешнего (дистанционного) анализа выступают аутсайдеры банка, такие как органы надзора (Национальный банк Кыргызстана), банки-контрагенты на рынке, потенциальные клиенты. Отличаясь по субъектному составу, дистанционный анализ соответственно отличается по используемой для анализа информации (информационной базе). Если внутренний анализ оперирует всей полнотой информации о деятельности банка, то внешнему аналитику зачастую доступны только самые распространенные формы финансовой отчетности:

Выделяются следующие группы внешних  пользователей отчетности (и соответственно, результатов анализа). Первая группа – это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью  банка. Основные представители этой группы:

  1. Акционеры банка. Им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики.
  2. Кредиторы. Кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы. Для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам.
  3. Клиенты банка. Клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но а данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности. С этой позиции их интересует прежде всего надежность банка.

Следующая группа внешних пользователей  аналитической информации – это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы:

  1. Национальный банк. Он следит за выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе государства.
  2. Аудиторские компании.
  3. Статистические и информационные службы, рейтинговые агентства. Соответственно группам внешних пользователей можно выделить типы методик дистанционного анализа:
  • банковские рейтинги;
  • методики, применяемые центральными банками разных стран
  • аналитические процедуры, применяемые в процессе банковского аудита (как правило, при планировании);
  • методики анализа банков-контрагентов для установления на них лимитов активных межбанковских операций.

Банковские рейтинги – методика анализа, который проводится, как правило, либо информационными службами, либо специализированными рейтинговыми агентствами. Его основные черты – комплексная оценка финансовой устойчивости, завершающаяся чаще всего выставлением общей балльной рейтинговой оценки данному кредитному учреждению. Результатами рейтингов активно пользуется население, акционеры банка. В кыргызской печати также распространено ранжирование банков по определенным показателям (величина активов, капитал, прибыль и т.д.). Иногда такого рода ранжирование называется рейтингом. Но к данной деятельности корректнее применять термин рэнкинг (от англ. rank – ряд) 1.

Значение банковских рейтингов  очень велико, так как на их основе применяется очень много значимых финансовых решений. Даже банки, обладающие собственными аналитическими методиками для анализа банков-контрагентов, используют рейтинговые оценки как неотъемлемую часть методики анализа.

Для методик центральных банков характерной чертой выступает то, что цель анализа в данном случае – обнаружение финансово нестабильных, проблемных банков для применения к ним различных пруденциальных мер вплоть до отзыва лицензии. Такая цель логична, так как задачей центральных банков многих стран (в том числе и Кыргызстана) является обеспечение стабильности банковской системы, и обнаружение финансово неустойчивых банков необходимо для оптимальной концентрации надзорных усилий. Важная черта многих центробанковских методик – их смешанный характер, предусматривающий как чисто дистанционный анализ по данным финансовой отчетности, так и проверки на местах.

Цель анализа банков-контрагентов, который постоянно проводится аналитическими отделами различных банков, - оптимизация  кредитного риска по активным операциям  банка. Практическим итогом анализа  выступает, как правило, установление лимита активных операций с анализируемым банком, который не может быть превышен. Отличительной чертой многих методик является то, что нет необходимости выставления по итогам анализа общей агрегированной оценки финансового состояния банка (как в рейтингах), вполне достаточен прогноз платежеспособности банка-контрагента через определенный небольшой срок (1-3 мес.).

Отличительной чертой аудиторского анализа  финансовой отчетности банка является его нацеленность на выявления проблемных участков учета, тех участков, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание (большой объем аудиторских процедур). Выявляются необычные изменения статей баланса, необычные удельные веса тех или иных показателей отчетности и т.д. Особенностью методик выступает их смешанный характер: данные финансовой отчетности анализируются с точки зрения понимания аудиторов деятельности данного экономического субъекта, полученного им в ходе предыдущих проверок.2

 

1.2. Финансовая устойчивость  и надежность кредитной организации

 

Объектом анализа является финансовое состояние коммерческого банка, которое в экономической литературе обычно сводится к финансовой устойчивости или надежности кредитной организации. Исследование сущности вышеуказанных терминов можно встретить у различных авторов; первым из них будет рассмотрен Г. Г. Фетисов, первая глава монографии которого посвящена этой проблематике.

Прежде всего Г. Г. Фетисов обращается к терминологической стороне  вопроса, а также к опыту других наук, где надежность и устойчивость являются объектами пристального изучения уже на протяжении нескольких столетий.

Наиболее емкую характеристику термина «надежный» можно встретить  у С. И. Ожегова, который интерпретирует его как:

  1. внушающий доверие;
  2. прочный, с трудом поддающийся разрушению, порче, крепкий;
  3. хорошо работающий;
  4. постоянный, не прекращающийся, рассчитанный на долгий срок, не временный;
  5. стойкий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая, восстанавливающийся после незначительного отклонения.

По мнению Г. Г. Фетисова, при исследовании проблемы надежности кредитной организации можно воспользоваться опытом других отраслей науки и техники, где надежность рассматривается в частности, как «комплексное свойство технического объекта (прибора, устройства, машины, системы), которое состоит в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики в установленных пределах».

С надежностью обычно связана и  устойчивость объекта. Так, устойчивость сооружения – это его способность  противостоять усилиям, стремящимся  вывести его из исходного состояния  статического или динамического равновесия. Устойчивость банка это – его способность противостоять возможным негативным факторам внутренней и внешней среды. Чаще всего категория устойчивости применяется как характеристика сложных динамических систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в том числе факторов со случайными характеристиками. Поскольку банк также является сложной динамической системой, функционирующей в изменяющихся условиях рыночной среды, его необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода.

Информация о работе Оценка финансового положения коммерческого банка и пути его улучшения (На примере ОАО «АЙЫЛ БАНК»)