Оценка финансового положения коммерческого банка и пути его улучшения (На примере ОАО «АЙЫЛ БАНК»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является поиск оптимального инструментария дистанционного анализа банков, анализ финансового состояния банка ОАО «АЙЫЛ БАНК», предложение мероприятий по улучшению финансового состояния банка.
В согласии с целью были поставлены задачи:
Рассмотреть методики анализа финансового состояния банка и выбрать наиболее оптимальную;
Провести анализ финансового состояния ОАО «АЙЫЛ БАНК»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
2

РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………...............................................

4
1.1.
Содержание анализа и оценки финансового состояния банка.....................
4
1.2.
Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации……….
7
1.3.
Обзор основных методик анализа финансового состояния банка………...
13

РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АЙЫЛ БАНК»……………………………………………………………….

30
2.1.
Организационно - экономическая характеристика ОАО «АЙЫЛ БАНК»...
30
2.2.
Основные финансовые характеристики деятельности
ОАО «АЙЫЛ БАНК»………………………………………………………….

46
2.3.
Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «АЙЫЛ БАНК»…..

52

РАЗДЕЛ III. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА…………………………………………………………………………

60
3.1.
Внедрение методики оптимизации инвестиционного портфеля банка………………………………………………………..
60
3.2.
Мероприятия по улучшению состояния кредитного портфеля ………
81

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….
82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
84

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ласт.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Региональная сеть.

В течение 2008-2009 годов, Банк, учитывая необходимость экономии ресурсов и  вместе с тем выполнение поставленных задач по реализации новых банковских услуг, вместо открытия филиалов проводил работу по открытию сберегательных касс и выездных касс.

До 2009 года, отсутствие расчетно-кассового  обслуживания в районных подразделениях, приводило к вынужденному обслуживанию клиентов Банка в других коммерческих банках, соответственно открытие сети сберегательных касс позволило как обеспечить, прежде всего, удобства своим клиентам, так и получить дополнительные доходы от расчетно-кассового обслуживания на местах, включая реализацию параллельных новых продуктов по денежным переводам.

Так в  2009 году были открыты 10 сберегательных касс, в следующих регионах Кыргызской Республики:

  • в г. Бишкек и Чуйской области – на торговом рынке «Дордой» и в г. Карабалта;

 

  • в Ошской области – в селах Араван и Каракулджа и в г. Карасуу;

 

 

  • в Жалалабатской области -  в селах Кербен и Базар-Коргон;

 

  • в других областях – в г. Талас, г. Каракол, г. Кызылкия.

Кроме того, также открыты три  выездные кассы, из которых - две выездные кассы обслуживают ОАО «Востокэлектро», в частности Каракольское РЭС и Чолпонатинское РЭС, а одна выездная касса - в Каракол-Аксуйском управлении по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество для приема платежей за услуги Госрегистра.

В целях обеспечения кредитными ресурсами жителей сел в 2009 году дополнительно  открыты следующие сельские подразделения по предоставлению продукта «Чакан-кредит»:

  • в сельском  округе  Алайкуу  Каракульджинского  района Ошской области с обслуживанием населенных пунктов в селах: Кокарт, Сайталаа и Канкоргон;

 

  • в сельских  округах  Кызылжар, Ийрисуу и Чангет Узгенского района Ошской области с обслуживанием населенных пунктов в селах: Терек, Коочаты, Чычырканак, Кайынталаа, Кызылжар, Жийде, Калта, Жангакты, Кыргызстан, Корсэтти, Актерек, Караколот, Орказган, Чангет и Остуруу;

 

 

  • в сельском округе Жергетал и Конорчок Акталинского района Нарынской области, с обслуживанием населенных пунктов в селах: Чолок-Кайын и Конорчок.

Помимо этого, расширен  территориальный  охват сельских подразделений в следующих сельских округах:

  • к сельскому  подразделению  Багыш, Сузакского района, на обслуживание дополнительно включены села: Сафаровка и Сары-Булак;

 

  • к сельскому  подразделению  Куланак, Учкунского айыл окмоту, Нарынского района на обслуживание дополнительно включено село Жыланарык Сарайойского айыл окмоту;

 

 

  • к сельскому  подразделению Жаркымбаево, Абдрахмановского айыл окмоту, Иссык-Кульского района  включены  на  обслуживание  дополнительно  села  Орукту  и Чон-Орукту, Оруктунского айыл окмоту;

 

  • к сельскому подразделению Октябрьское,  Багышского айыл окмоту, Сузакского района включены на обслуживание дополнительно села: Кызылтуу и Багыш,  Багышского Айыл окмоту.

 

 

  • к сельскому подразделению Джаны-Пахта, Джаны-Пахтинского айыл окмоту, Сокулукского района, включено на обслуживание дополнительно село Ак-Кашат, Джаны-Пахтинского айыл окмоту;

 

  • к сельскому подразделению Токбай-Талаа,  Чалминского айыл окмоту, Каракулджинского района, включены на  обслуживание  дополнительно  села  Ылайталаа, Сай, Шаркыратма и Жылкол Ылайталааского айыл окмоту.

 

  • к сельскому подразделению Кожо-Арык Кулатовского сельского округа Ноокатского района включены на обслуживание дополнительно села: Ынтымак, Бешбуркан, Арыкбою, Ничкесуу, Акшар, Челекчи, Ташбулак и Донмаала Ынтымакского сельского округа.

 

  • к сельскому  подразделению Жаркымбаево Абдрахмановского сельского округа Исык-Кульского района включены на обслуживание  дополнительно  села:  Карал-Добо  Абдрахмановского сельского округа и Орто-Орукту Оруктинского сельского округа.

В результате, по состоянию на 01 января 2010 года региональная сеть Банка состоит из: 18 филиалов, 41 региональных и 36 сельских подразделений удаленного кредитования и 10 сберегательных касс.

Материально-техническое  обеспечение.

 

В настоящее время, кроме Головного офиса, 40 пунктов обслуживания Банка имеют собственные здания (большинство - бывшие здания Агробанка), которые находятся в удовлетворительном состоянии и позволяют расширять деятельность Банка. Вместе с тем, следует отметить, что при открытии филиалов и сберегательных касс в действующих зданиях районных подразделений кредитования, требуется проведения определенных реконструкций и/или ремонтов.  

Головной офис до 2008 года также  был обеспечен собственным зданием, переданным Правительством Кыргызской Республики в виде доли софинансирования уставного капитала Банка. Однако, в связи с тем, что здание является историческим памятником Кыргызской Республики, которое не подлежит приватизации, в 2008 году Правительство Кыргызской Республики взамен здания предоставило денежные средства, а указанное здание было принято в операционную аренду сроком на три года (до 2012 года), без оплаты арендных платежей.

Учитывая широкий охват кредитования в регионах Кыргызской Республики, все филиалы и районные подразделения  кредитования обеспечены собственным автопарком в количестве 53 автомашин.

Банк также обеспечен необходимым  компьютерным и прочим оборудованием, а также программным продуктом  «Оракл» на базе автоматизированной банковской программы «Ва-Банк», первоначально  разработанной российской компанией специализирующей в данной области. Система Ва-Банк предназначена для работы в режиме реального времени и имеет многоступенчатый уровень доступа и контроля, что дает возможность отслеживать финансовые данные на постоянной основе. Кроме того, Банк имеет право самостоятельно дорабатывать данную систему под нужды Банка.

Организационная структура  и управление персоналом.

 

В организационной структуре в 2009 году произошли изменения, связанные  с расширением деятельности Банка, в частности усилением развития информационных технологий, продвижения новых продуктов и соответственно с этим обеспечение адекватного контроля. Таким образом, отдельные структурные подразделения по сопровождению информационных систем и технологий были преобразованы в управление информационных технологий. Отдел маркетинга и регионального развития был преобразован в управление маркетинга и регионального развития, а также сектор по противодействию финансирования терроризма и отмывания денег (ПФТ/ОД) в составе отдела анализа, планирования и внутреннего контроля был преобразован в отдельный отдел ПФТ/ОД. 

Кадровая политика Банка в 2009 году, также как и в 2008 году была нацелена как на формирование квалифицированных  кадровых ресурсов, так и на сохранение  главного актива – персонала, качество которых напрямую определяют успех развития деятельности Банка.

Соответственно, кадровые решения  принимались путем профессионального (конкурсного) отбора, а также оптимальной  расстановки работающего персонала, включая карьерные продвижения в целях стимулирования и мотивации труда, а также постоянного обучения для переподготовки и повышения квалификации персонала Банка.

Изменения общего количества списочных  сотрудников Банка за 2008-2009 годы составило:

Состав персонала (кол-во чел.)

2008 год

2009 год

Общая численность:

496

516

- из них: находящиеся  в социальных отпусках

14

23

В разрезе  специализации:

   

- управленческий персонал

43

47

- кредитные работники

199

192

- бухгалтера и кассиры

85

106

- сотрудники аналитических и  информационно-технологических подразделений

55

61

- хозперсонал, включая МОП

114

110


 

Таблица: Из внутреннего источника ОАО «Айыл Банк»

Нормативно-правовое обеспечение. 

В связи с расширением деятельности в 2008-2009 году значительно была преобразована  и нормативная база Банка:

  • полностью переработан Устав Банка в соответствии с нормативными требованиями законодательства Кыргызской Республики, который впоследствии был утвержден на общем собрании акционеров и зарегистрирован в Министерстве Юстиции КР;
  • полностью переработаны и утверждены Советом Директоров Банка основные политики Банка, с учетом новых возможностей Банка и внедрения других универсальных операций;
  • усовершенствована продуктовая линейка по кредитным операциям с дифференцированным подходом «цель-риски-стоимость» и утверждением параметров кредитования по каждому кредитному продукту, аналогично также разработана продуктовая линейка по депозитным операциям.
  • разработаны внутренние нормативные документы по новым услугам и усовершенствованы существующие нормативные документы, по всем нововведениям повсеместно проводилось обучение сотрудников.
  • разработаны и утверждены стандарты обслуживания клиентов, которые регламентируют правила обслуживания клиентов в целях поддержания имиджа Банка.

По приватизации Банка.

Для создания предпосылок к справедливой оценки бизнеса Банка и в дальнейшем успешной приватизации, помимо выше указанной  деятельности по снятию ограничений  и расширению деятельности, в 2009 году проведена следующая работа:

  1. Банк провел инвентаризацию капитальных ресурсов и завершил работу по взысканию бюджетных ТМЦ-кредитов, переданных Правительством КР в 1997 году в качестве доли софинансирования уставного капитала Банка, включая замену здания Головного офиса денежными средствами. После чего, Банк в течение 2008-2009 годов выпустил и разместил 3-ю и 4-ю эмиссию простых акций. Тем самым в настоящее время определена окончательная балансовая стоимость простых акций подлежащих приватизации.
  2. Проведен аудит финансовой отчетности за шесть месяцев 2009 года международной, признанной аудиторской компанией «КПМГ», следует отметить, что аудиторами были полностью подтверждены финансовые показатели аудируемого периода. В настоящее время проводится проверка финансовой отчетности за 2009 год. Тем самым, исполняется требование о наличии в составе тендерных документов международного аудиторского заключения финансовых данных банка за три предшествующих периода. 
  3. Оказано полное содействие внешнему консультанту, привлеченному для составления плана по приватизации и подготовки технического задания для советника по приватизации.
  4. Банком подготовлены предложения и принималось непосредственное участие в  переговорах и совещаниях по составлению проекта заявки на участие в тендере и определению источников финансирования для найма советника по приватизации.

 2.2 Основные финансовые характеристики деятельности ОАО «АЙЫЛ БАНК»

Структура баланса Банка за 2009 год  по сравнению с 2008 годом не претерпела значительных изменений,  и по состоянию  на 01 января 2010 года и 2009 года сложилась  следующим образом:

        

 

 

                     Структура баланса ОАО «Айыл Банк»

Рис. Из внутреннего источника ОАО «Айыл Банка»

Активы Банка.

В активах Банка, основную долю или 90% и более, как и в прежних  периодах, составляют кредиты, выданные клиентам. Общее изменение структуры  активов за 2009  год, сложилась  следующим образом:

   Активы ОАО «Айыл Банк» на 2008 г. и 2009 г.

Рис. Из внутреннего источника ОАО  «Айыл Банка»

По основной операции Банка –  кредитование клиентов, прирост номинального кредитного портфеля в 2009 году составил 78,5 тыс. сомов, а средний размер кредита  одному заемщику возрос на 14 тыс. сомов и составил 88,4 тыс.сом. В общем, динамика кредитного портфеля за 2008-2009 годы сложилась следующим образом:

Информация о работе Оценка финансового положения коммерческого банка и пути его улучшения (На примере ОАО «АЙЫЛ БАНК»)