Оборот розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:26, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной бакалаврской работы является анализ, планирование оборота розничной торговли и экономическое обоснование рекомендаций по увеличению оборота розничной торговли.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
-рассмотрение социально-экономического значения оборота розничной торговли: его состава и видов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………....................4
1.Теоретические основы формирования, анализа и экономического обоснования оборота розничной торговли……………………………………...7
1.1 Оборот розничной торговли: его состав, виды и значение………………...7
1.2 Методика общего и факторного анализа оборота розничной торговли и его товарного обеспечения……………………………………………………...14
1.3 Методика и методы планирования оборота розничной торговли и резервы его роста……………………………………………………………………….…24
2. Анализ оборота розничной торговли ООО «ТСБ-Красноярск»…………...36
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «ТСБ-Красноярск»…………………………………………....
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли: общий, по структуре и по периодам года………………………………………………………………………
2.3 Факторный анализ оборота розничной реализации ООО «ТСБ-Красноярск»………………………………………………………………………...
2.4 Анализ товарного обеспечения оборота розничной торговли………………
3. Экономическое обоснование оборота розничной торговли ООО «ТСБ-Красноярск»………………………………………………………………………...
3.1 Планирование оборота розничной торговли в целом, по структуре и по периодам года……………………………………………………………………..
3.2 Резервы роста оборота розничной торговли и их экономическое обоснование………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом,1-ая часть.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

 

Существующие виды оборота розничной торговли можно объединить по следующим признакам: по формам торговли, по территориальной характеристике, в зависимости от форм расчёта, по составу, в зависимости от учета влияния цен, по измерителям, по структуре, по составлению отчетности. [20]

По формам торговли выделяют оборот государственной торговли и оборот не государственных форм торговли, в том числе: кооперативной, частной и других. На сегодняшний день наибольший удельный вес в структуре оборота занимает частная торговля. По форме расчетов оборот розничной торговли бывает налично-денежным, безналичным и смешанным. Налично-денежный оборот обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). Безналичный оборот осуществляется путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов. В составе оборота розничной торговли помимо продажи товаров непосредственно населению выделяют также продажу товаров в порядке мелкого опта. Также различают оборот в стоимостных измерителях (тыс. руб., млн. руб. и т.д.) и оборот в натуральных измерителях (штуки, килограммы, метры, литры и т.д.). В зависимости от учета влияния цен выделяют оборот в действующих ценах и в сопоставимых ценах (скорректированный на индекс потребительских цен). По составлению отчетности оборот розничной торговли может быть плановый, фактический и ожидаемый.

          Оборот розничной торговли по общему объему определяется на основании товарно-денежных отчетов и документов, его дополняющих и включает в себя величину выручки, полученную предприятием и сданную в банк и величину хозяйственных расходов, произведенных из нее. [30]

Оборот розничной торговли относится к числу важнейших показателей экономического развития страны. В нем проявляются основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д. на развитие оборота розничной торговли в совокупности влияют многие факторы, связанные со спросом населения и товарным предложением, с организацией торговых процессов. Можно выделить следующие основные группы факторов:

1.      Экономическое положение страны и отдельных регионов, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства.

2.      Денежные доходы населения, направляемые на покупку товаров.

3.      Уровень розничных цен, их соотношение по отдельным группам товаров.

4.      Наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения и степень эффективности их использования [30].

Значение оборота розничной торговли следует рассматривать в двух аспектах: экономическом и социальном (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

             

 

          Рис.2 - Значение оборота розничной торговли [30].

         Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи. Далее рассмотрим методику общего и факторного анализа оборота розничной торговли.

1.2 Методика общего и факторного анализа оборота розничной торговли и его товарного обеспечения

 

          Анализ оборота розничной торговли — важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия. Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли.

  Главный смысл осуществления анализа оборота розничной торговли заключается в выявлении резервов его роста и повышения эффективности деятельности предприятия в целом на основе оптимизации его работы.

  Анализ оборота розничной торговли целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному и заключительному (табл.1.2) [24].

  Первоначальным этапом анализа оборота розничной торговли является подготовительный, в ходе которого определяется цели и задачи проведения исследования; осуществляется выбор предмета и объекта анализа, методов его проведения, определяются сроки, исполнители анализа и круг необходимой информации; изучаются основные экономические предпосылки.

  В соответствии с данной целью при анализе оборота розничной торговли ставится и решается ряд основных задач:

-изучение основных СТЭП-факторов, определяющих условия деятельности розничного предприятия и развития его оборота;

         

 

Таблица 1.2- Характеристика этапов анализа оборота розничной торговли предприятия [24]

Подготовительный

Основной

Заключительный

-Выбор предмета и объекта анализа

-Определение круга необходимой информации

- Определение сроков и исполнителей проведения анализа ОРТ

-Выбор методов экономического анализа

- Изучение и оценка основных предпосылок анализа ОРТ

 

- Анализ динамики общего объема ОРТ

- Анализ динамики ОРТ во временном аспекте

- Анализ динамики ОРТ в ассортиментном разрезе

- Выявление и оценка влияния различных факторов на изменение оборота розничной торговли

- Оценка товарного обеспечения ОРТ

- Выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей в развитии ОРТ

- Определение и обоснование резервов увеличения ОРТ

- Разработка рекомендаций и плана мероприятий по увеличению объема ОРТ

и рационализации его  структуры

- Предоставление отчета по результатам анализа

 

 

 

 

 

-анализ источников закупок товаров и выполнения договоров поставки и продажи потребительских товаров;

-проведение SWOT-анализа и обоснование резервов увеличения розничного оборота и повышения рентабельности деятельности розничного предприятия в целом [30].

  Предметом проведения анализа является оборот розничной торговли, а объектом исследования выступает конкретное розничное предприятие.

  На первоначальном этапе определяется круг необходимой информации для осуществления анализа первичной и вторичной информации. При анализе оборота розничной торговли используется, прежде всего, вторичная информация, включающая в себя внутренние и внешние источники информации (Приложение А).

  После выявления источников и круга необходимой информации определяются сроки и исполнители проведения анализа оборота розничной торговли. Сроки проведения анализа определяются в зависимости от цели и задач осуществления анализа. Выбор исполнителей проведения анализа оборота розничной торговли зависит от следующих факторов:

  В зависимости от влияния факторов (цели и задачи анализа, степени глубины и детализации проводимого анализа) исполнителями экономического анализа оборота розничной торговли могут быть как квалифицированные специалисты самого предприятия (экономисты, бухгалтера, финансисты); так и внешние специалисты (работники специализированных бюро, контор, аудиторских фирм, специальных служб, ревизионных, финансово-кредитных учреждений).

  При проведении анализа оборота розничной торговли могут использоваться как традиционные, так и математические методы экономического анализа (Приложение Б).

Важным завершающим направлением подготовительного анализа оборота розничной торговли предприятия является изучение и оценка основных предпосылок, определяющих деятельность предприятия (Приложение В).

После окончания подготовительного этапа исследователи приступают к выполнению основного этапа анализа оборота розничной торговли, который  целесообразно осуществлять по пяти основным направлениям:

I Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли

II Анализ динамики оборота розничной торговли во временном аспекте

III Анализ оборота розничной торговли в ассортиментном разрезе

IV Выявление и оценка влияния различных факторов на изменение оборота розничной торговли

V Оценка товарного обеспечения оборота розничной торговли [24].

Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах.

Объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах рассчитывают следующим образом:

,                                                        (1)

где Рд.ц. -  объем оборота розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб.; Jц – соответствующий индекс розничных цен.

Также для анализа используют показатель «темп роста», рассчитываемый в относительной форме: [24]

,                                                         (2)

где Р1 – объем оборота отчетного периода, тыс. руб.;Р0 - объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс. руб.

Отсюда можно рассчитать показатель «темп прироста», также приводимый в процентах:

Тпр=Тр-100.                                                 (3)

Расчет среднегодового темпа роста оборота розничной торговли осуществляется по формуле:

,                                                    (4)

где n – количество периодов; Р0 - оборот розничной торговли первого года в динамическом ряду, тыс. руб.; Рn - оборот розничной торговли последнего года в динамическом ряду, тыс. руб.

Анализ динамики оборота розничной торговли во временном аспекте осуществляется по кварталам и месяцам. Для его проведения рассчитывают коэффициенты равномерности и ритмичности, а также индексы сезонности. [8]

Коэффициент равномерности (Кр) приводится в процентной форме и рассчитывается по формуле:

Кр=100-V,                                                  (5)

где V – коэффициент вариации, %;

,                                                   (6)

где - среднеквадратическое отклонение; - средний процент (темп роста) оборота по общему объему или средний размер оборота розничной торговли за определенный период, в % или тыс. руб.

Распределение оборота розничной торговли по отдельным месяцам и кварталам года чаще представляется графически и характеризуется индексом сезонности:

,                                                      (7)

где - средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.; - среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота, тыс. руб.

Следующим направлением является анализ оборота розничной торговли в ассортиментном разрезе. Для его осуществления целесообразно рассчитывать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте розничной торговли по следующей формуле:

,                                         (8)

где - удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %; - удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %; n – количество товарных групп. [24]

Важным направлением анализа оборота розничной торговли является оценка влияния различных факторов на его изменение (Приложение Г). Условно можно разделить все факторы на две группы: ценовой фактор и факторы, связанные с ресурсами торгового предприятия.

Информация о работе Оборот розничной торговли