Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:26, дипломная работа
Целью данной бакалаврской работы является анализ, планирование оборота розничной торговли и экономическое обоснование рекомендаций по увеличению оборота розничной торговли.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
-рассмотрение социально-экономического значения оборота розничной торговли: его состава и видов;
Введение…………………………………………………………....................4
1.Теоретические основы формирования, анализа и экономического обоснования оборота розничной торговли……………………………………...7
1.1 Оборот розничной торговли: его состав, виды и значение………………...7
1.2 Методика общего и факторного анализа оборота розничной торговли и его товарного обеспечения……………………………………………………...14
1.3 Методика и методы планирования оборота розничной торговли и резервы его роста……………………………………………………………………….…24
2. Анализ оборота розничной торговли ООО «ТСБ-Красноярск»…………...36
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «ТСБ-Красноярск»…………………………………………....
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли: общий, по структуре и по периодам года………………………………………………………………………
2.3 Факторный анализ оборота розничной реализации ООО «ТСБ-Красноярск»………………………………………………………………………...
2.4 Анализ товарного обеспечения оборота розничной торговли………………
3. Экономическое обоснование оборота розничной торговли ООО «ТСБ-Красноярск»………………………………………………………………………...
3.1 Планирование оборота розничной торговли в целом, по структуре и по периодам года……………………………………………………………………..
3.2 Резервы роста оборота розничной торговли и их экономическое обоснование………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Первая группа отражает изменение индекса розничных цен за исследуемый период времени. Вторая группа факторов, влияющих на оборот розничной торговли, связана с основными ресурсами торгового предприятия (основными фондами, оборотными средствами и трудовыми ресурсами)- это всё отражается в методике факторного анализа (Приложение Д).
Завершающим направлением анализа оборота розничной торговли является анализ его товарного обеспечения, который проводится по двум основным направлениям:
1) анализ товарных запасов включает в себя расчет показателей эффективности использования товарных запасов на предприятии: времени и скорости товарного обращения, уровня товарных запасов и коэффициента эффективности использования товарных запасов; [24]
2) анализ поступления товаров с увязкой с объемом реализации. В рамках этого направления целесообразно осуществить расчет и анализ ряда показателей:
- коэффициента равномерности
Кр= 100-V; ; , (9)
где Кр – коэффициент равномерности поставок товаров;
– средний уровень поставки, тыс. руб.;
Пi – объем поставки за i-й период, тыс. руб.; n – число поставок. [8]
- коэффициента ритмичности поставки товаров:
,
где – фактическая поставка товаров за i-й период времени, тыс. руб.;
На заключительном этапе анализа оборота розничной торговли осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема оборота розничной торговли, оптимизации его структуры и состава. Для достижения резервов увеличения объема оборота розничной торговли разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры. Далее рассмотрим методику и методы планирования оборота розничной торговли.
1.3 Методика и методы планирования оборота розничной торговли и резервы его роста
Планирование оборота розничной торговли является одним из важнейших моментов деятельности торгового предприятия и представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с изучения спроса на потребительские товары и заканчивающийся реализацией товаров непосредственным потребителям. Планирование оборота розничной торговли осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный (рис.3). [23]
Рис. 3 – Этапы планирования оборота розничной торговли
Непосредственному планированию оборота розничной торговли предшествуют изучение и оценка экономических предпосылок планирования (Приложение Е), определение целей (Приложение Ж) и установление соответствующих задач планирования оборота розничной торговли (Приложение З).
При планировании оборота розничной торговли используются различные методы планирования, как количественные, так и качественные (Приложение И). Первым, исходным этапом планирования оборота розничной торговли является экономическое его обоснование по общему объему, которое осуществляется несколькими методами (рис. 4).
Рис. 4 – Методы планирования общего объема оборота розничной торговли.
Рассмотрим кратко каждый из указанных методов расчета общего объема оборота розничной торговли.
1.Экономико-статистические методы основаны на определении статистических средних за предыдущие периоды и расчёте на этой основе оборота розничной торговли на будущий период. Общий объём оборота розничной торговли рассчитывается следующими экономико-статистическими методами.
1.1. Метод расчёта общего объёма оборота розничной торговли по среднегодовым темпам роста
Расчёт оборота осуществляется на основе средней геометрической роста:
(11)
где Т- среднегодовой темп роста оборота розничной торговли ,%; Р1 -оборот розничной торговли за отчётный период в сопоставимых ценах к базовому периоду, тыс.руб.; Р0-оборот розничной торговли за базовый период, тыс.руб.;n-число лет в периоде.
Тогда общий плановый объём оборота розничной торговли предприятия рассчитывается по формуле
(12)
где Pпл- планируемый объём оборота розничной торговли, тыс.руб.; Р1- оборот розничной торговли отчётного периода в действующих ценах, тыс.руб.; Jинф- оборот розничной торговли на прогнозируемый период.
1.2. Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней - суть данного метода заключается в определении тенденций динамического ряда путем плавного изменения оборота розничной торговли во времени. Каждому показателю динамического ряда темпов прироста оборота розничной торговли последовательно присваивают условное обозначение К и осуществляют выравнивание показателей по скользящей средней через два или три шага, в зависимости от размера динамического ряда. [30]
Изменение равно
. (13)
Далее находят планируемый показатель по следующей формуле:
Тогда планируемый объем оборота розничной торговли предприятия определяется по следующей формуле:
2. Балансовый метод предполагает планирование общего объема оборота розничной торговли с использованием формулы балансовой увязки товарных ресурсов:
(16)
где Рпл – планируемый оборота розничной торговли по общему объему, тыс. руб.; Знпл – планируемые запасы на начало периода, тыс. руб.; Ппл – планируемое поступление товаров в будущем периоде, тыс. руб.; Зкпл – планируемые запасы на конец периода, тыс. руб.; Впл – планируемое выбытие товаров, тыс. руб.
3.Экономико-математические методы планирования оборота розничной торговли заключаются в выявлении математической закономерности развития показателя и построения на этой основе модели развития показателя в будущем. Экономико-математическое моделирование оборота розничной торговли осуществляют в несколько этапов:
I этап – построение графика зависимости оборота розничной торговли от определяющих его факторов, расчет коэффициента корреляции;
II этап – выбор математического уравнения, отражающего эту зависимость;
III этап – нахождение параметров данного уравнения;
IV этап – планирование оборота розничной торговли на основе выбранного уравнения;
V этап – расчет ошибки плана.
4. Нормативный метод планирования оборота розничной торговли основан на использовании при расчетах норм и нормативов (физиологических норм потребления продовольственных товаров, рациональных норм потребления непродовольственных товаров, обеспеченности товарами на 1000 жителей или 100 семей и т.д.). Расчеты данным методом производят также на уровне предприятия для обоснования объема оборота по отдельным товарным группам и для расчета потребительской корзины населения.[29]
5. Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в привлечении к планированию оборота розничной торговли группы экспертов из 5-10 представителей производителей товаров, работников предприятий торговли и общественного питания, экономистов, бухгалтеров, маркетологов и т. п.
Второй и третий этапы планирования оборота розничной торговли предполагают расчет оборота по периодам года и по структуре (рис.5) .
Рис. 5 – Методы планирования оборота розничной торговли по периодам года
Планирование оборота розничной торговли на будущий год по периодам года может осуществляться следующими методами. [29]
При планировании оборота розничной торговли по периодам года на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объёме оборота розничной торговли первоначально рассчитывают средние удельные веса квартальных оборотов за последние два-три года работы предприятия по средней арифметической:
Тогда квартальные обороты розничной торговли в будущем году будут равны:
При планировании квартальных оборотов розничной торговли с помощью индексов сезонности оборота розничной торговли расчёты осуществляются умножением среднеквартального оборота будущего года на индекс сезонности соответствующего квартала (уточнённые):
где – среднеквартальный оборот розничной торговли предприятия планируемого года, тыс. руб.; – оборот розничной торговли планируемого года, тыс. руб.; 4 – количество кварталов в году.
,
где - индекс сезонности первого квартала.
Индексы сезонности рассчитывают как отклонение фактического уровня соответствующего месяца к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней или по уравнению тренда. [24]
При планировании структуры оборота розничной торговли на практике обычно используются следующие методы: метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней и расчёт на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объёме оборота розничной торговли.
При использовании метода расчёта на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объёме оборота сначала рассчитывают средние дельные веса оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года работы предприятия по формуле средней арифметической:
(23)
Тогда оборот розничной торговли i-той товарной группы в будущем году будет равен
После планирования оборота розничной торговли по вышеуказанным направлениям, на заключительном этапе целесообразно перейти к определению резервов его роста на предприятии и оптимизации его структуры и состава:
-обеспечить рациональное распределение планируемого оборота розничной торговли во времени и в пространстве, приведение структуры оборота в соответствие с изменениями спроса и предложения;
-разработка системы планирования на предприятии, которая позволит оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития оборота розничной торговли по периодам года и по отделам предприятия;
-экономическое обоснование объёма оборота розничной торговли в соответствии с объёмом спроса населения;
-формирование товарного ассортимента, наиболее полно отвечающего спросу потребителей, реализация залежалых товаров со скидками;
-внедрение прогрессивных форм торговли, например, введение самообслуживания или устройства, считывающего штрих-код;
-эффективное использование трудовых ресурсов: повышение их производительности и качества обслуживания покупателей путем введения системы материального стимулирования торгово-оперативного персонала;
- повышение эффективности использования материально-технической базы предприятия, замена устаревшего торгового и складского оборудования, расширение торговой площади;
Реализация данных резервов позволяет оптимизировать состав и структуру оборота розничной торговли. Далее рассмотрим развитие оборота розничной торговли на конкретном торговом предприятии, его планирование в целом, по структуре и по периодам года, и предложим мероприятия по его совершенствованию.