Оборот розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:26, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной бакалаврской работы является анализ, планирование оборота розничной торговли и экономическое обоснование рекомендаций по увеличению оборота розничной торговли.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
-рассмотрение социально-экономического значения оборота розничной торговли: его состава и видов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………....................4
1.Теоретические основы формирования, анализа и экономического обоснования оборота розничной торговли……………………………………...7
1.1 Оборот розничной торговли: его состав, виды и значение………………...7
1.2 Методика общего и факторного анализа оборота розничной торговли и его товарного обеспечения……………………………………………………...14
1.3 Методика и методы планирования оборота розничной торговли и резервы его роста……………………………………………………………………….…24
2. Анализ оборота розничной торговли ООО «ТСБ-Красноярск»…………...36
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «ТСБ-Красноярск»…………………………………………....
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли: общий, по структуре и по периодам года………………………………………………………………………
2.3 Факторный анализ оборота розничной реализации ООО «ТСБ-Красноярск»………………………………………………………………………...
2.4 Анализ товарного обеспечения оборота розничной торговли………………
3. Экономическое обоснование оборота розничной торговли ООО «ТСБ-Красноярск»………………………………………………………………………...
3.1 Планирование оборота розничной торговли в целом, по структуре и по периодам года……………………………………………………………………..
3.2 Резервы роста оборота розничной торговли и их экономическое обоснование………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом,1-ая часть.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Первая группа отражает изменение индекса розничных цен за исследуемый период времени. Вторая группа факторов, влияющих на оборот розничной торговли, связана с основными ресурсами торгового предприятия (основными фондами, оборотными средствами и трудовыми ресурсами)- это всё отражается в методике факторного анализа (Приложение Д).

          Завершающим направлением анализа оборота розничной торговли является анализ его товарного обеспечения, который проводится по двум основным направлениям:

1) анализ товарных запасов включает в себя расчет показателей эффективности использования товарных запасов на предприятии: времени и скорости товарного обращения, уровня товарных запасов и коэффициента эффективности использования товарных запасов; [24]

2) анализ поступления товаров с увязкой с объемом реализации. В рамках этого направления целесообразно осуществить расчет и анализ ряда показателей:

- коэффициента равномерности

Кр= 100-V;  ; ,                         (9)

где Кр – коэффициент равномерности поставок товаров;

– средний уровень поставки, тыс. руб.;

Пi – объем поставки за i-й период, тыс. руб.; n – число поставок. [8]

- коэффициента ритмичности поставки товаров:

,                                              (10)

где – фактическая поставка товаров за i-й период времени, тыс. руб.;                                    – поставка товаров по контракту за аналогичный период времени.

На заключительном этапе анализа оборота розничной торговли осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема оборота розничной торговли, оптимизации его структуры и состава. Для достижения резервов увеличения объема оборота розничной торговли разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры. Далее рассмотрим методику и методы планирования оборота розничной торговли.

 

1.3 Методика и методы планирования оборота розничной торговли и резервы его роста

 

          Планирование оборота розничной торговли является одним из важнейших моментов деятельности торгового предприятия и представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с изучения спроса на потребительские товары  и заканчивающийся реализацией товаров непосредственным потребителям. Планирование оборота розничной торговли осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный (рис.3). [23]

 

 

Рис. 3 – Этапы планирования оборота розничной торговли

        Непосредственному планированию оборота розничной торговли предшествуют изучение и оценка экономических предпосылок планирования (Приложение Е), определение целей (Приложение Ж) и установление соответствующих задач планирования оборота розничной торговли (Приложение З).

        При планировании оборота розничной торговли используются различные методы планирования, как количественные, так и качественные (Приложение И). Первым, исходным этапом планирования оборота розничной торгов­ли является экономическое его обоснование по общему объему, которое осуществляется несколькими методами (рис. 4).

Рис. 4 – Методы планирования общего объема оборота розничной торговли.

Рассмотрим кратко каждый из указанных методов расчета общего объема оборота розничной торговли.

1.Экономико-статистические методы основаны на определении статистических средних за предыдущие периоды и расчёте на этой основе оборота розничной торговли на будущий период. Общий объём оборота розничной торговли рассчитывается следующими экономико-статистическими методами.

1.1. Метод расчёта общего объёма оборота розничной торговли по среднегодовым темпам роста

Расчёт оборота осуществляется на основе средней геометрической роста:

                                                                                      (11)

где Т- среднегодовой темп роста оборота розничной торговли ,%; Р1 -оборот розничной торговли за отчётный период в сопоставимых ценах к базовому периоду, тыс.руб.; Р0-оборот розничной торговли за базовый период, тыс.руб.;n-число лет в периоде.

          Тогда общий плановый объём оборота розничной торговли предприятия рассчитывается по формуле

                                                                                    (12)

          где Pпл- планируемый объём оборота розничной торговли, тыс.руб.; Р1- оборот розничной торговли отчётного периода в действующих ценах, тыс.руб.; Jинф- оборот розничной торговли на прогнозируемый период.

          1.2. Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней - суть данного метода заключается в определении тенденций динамического ряда путем плавного изменения оборота розничной торговли во времени. Каждому показателю динамического ряда темпов прироста оборота розничной торговли последовательно присваивают условное обозначение К и осуществляют выравнивание показателей по скользящей средней через два или три шага, в зависимости от размера динамического ряда. [30]

Изменение равно

     .                                                      (13)

Далее находят планируемый показатель по следующей формуле:

 

                                                                                      (14)

           Тогда планируемый объем оборота розничной торговли предприятия определяется по следующей формуле:

 

                                                                                      (15)

        2. Балансовый метод предполагает планирование общего объема оборота розничной торговли с использованием формулы балансовой увязки товарных ресурсов:

                                                                        (16)

где Рпл – планируемый оборота розничной торговли по общему объему, тыс. руб.; Знпл – планируемые запасы на начало периода, тыс. руб.; Ппл – планируемое поступление товаров в будущем периоде, тыс. руб.; Зкпл – планируемые запасы на конец периода, тыс. руб.; Впл – планируемое выбытие товаров, тыс. руб.

3.Экономико-математические методы планирования оборота розничной торговли заключаются в выявлении математической закономерности развития показателя и построения на этой основе модели развития показателя в будущем. Экономико-математическое моделирование оборота розничной торговли осуществляют в несколько этапов:

I этап – построение графика зависимости оборота розничной торговли от определяющих его факторов, расчет коэффициента корреляции;

          II этап – выбор математического уравнения, отражающего эту зависимость;

III этап – нахождение параметров данного уравнения;

          IV этап – планирование оборота розничной торговли на основе выбранного уравнения;

           V этап – расчет ошибки плана.

4. Нормативный метод планирования оборота розничной торговли ос­нован на использовании при расчетах норм и нормативов (физиологи­ческих норм потребления продовольственных товаров, рациональных норм потребления непродовольственных товаров, обеспеченности това­рами на 1000 жителей или 100 семей и т.д.). Расчеты данным методом производят также на уровне предприятия для обоснования объема оборота по отдельным товарным группам и для расчета потребительской корзины населения.[29]

5. Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в привлечении к планированию оборота розничной торговли группы экспертов из 5-10 представителей производителей товаров, работников предприятий торговли и общественного питания, экономистов, бухгалтеров, маркетологов и т. п.

Второй и третий этапы планирования оборота розничной торговли предполагают расчет оборота по периодам года и по структуре (рис.5) .

Рис. 5 – Методы планирования оборота розничной торговли по периодам года

Планирование оборота розничной торговли на будущий год по периодам года может осуществляться следующими методами. [29]

При планировании оборота розничной торговли по периодам года на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объёме оборота розничной торговли первоначально рассчитывают средние удельные веса квартальных оборотов за последние два-три года работы предприятия по средней арифметической:

                                           (17)

 

                                           (18)

Тогда квартальные обороты розничной торговли в будущем году будут равны:

                                                                      (19)

При планировании квартальных оборотов розничной торговли с помощью индексов сезонности оборота розничной торговли расчёты осуществляются умножением среднеквартального оборота будущего года на индекс сезонности соответствующего квартала (уточнённые):

                                                                                                              (20)

                                                                                                         (21)

где – среднеквартальный оборот розничной торговли предприятия планируемого года, тыс. руб.; – оборот розничной торговли планируемого года, тыс. руб.; 4 – количество кварталов в году.

                                       ,                                                                 (22)

где - индекс сезонности первого квартала.

Индексы сезонности рассчитывают как отклонение фактического уровня соответствующего месяца к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней или по уравнению тренда. [24]

При планировании структуры оборота розничной торговли на практике обычно используются следующие методы: метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней и расчёт на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объёме оборота розничной торговли.

При использовании метода расчёта на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объёме оборота сначала рассчитывают средние дельные веса оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года работы предприятия по формуле средней арифметической:

                          (23)

         Тогда оборот розничной торговли i-той товарной группы в будущем году будет равен

                                                                                    (24)

После планирования оборота розничной торговли по вышеуказанным направлениям, на заключительном этапе целесообразно перейти к определению резервов его роста на предприятии и оптимизации его структуры и состава:

-обеспечить рациональное распределение планируемого оборота розничной торговли во времени и в пространстве, приведение структуры оборота в соответствие с изменениями спроса и предложения;

-разработка системы планирования на предприятии, которая позволит оператив­но решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития оборота розничной торговли по периодам года и по отделам предприятия;

-экономическое обоснование объёма оборота розничной торговли в соответствии с объёмом спроса населения;

-формирование товарного ассортимента, наиболее полно отвечающего спросу потребителей, реализация залежалых товаров со скидками;

-внедрение прогрессивных форм торговли, например, введение самообслуживания или устройства, считывающего штрих-код;

-эффективное использование трудовых ресурсов: повышение их производительности и качества обслуживания покупателей путем введения системы материального стимулирования торгово-оперативного персонала;

- повышение эффективности использования материально-технической базы пред­приятия, замена устаревшего торгового и складского оборудования, расширение торговой площади;

Реализация данных резервов позволяет оптимизировать состав и структуру оборота розничной торговли. Далее рассмотрим развитие оборота розничной торговли на конкретном торговом предприятии, его планирование в целом, по структуре и по периодам года, и предложим мероприятия по его совершенствованию.



Информация о работе Оборот розничной торговли