Итогом первой
русской революции явилось то,
что в деревне установились
отношения соответствующие условиям
капиталистического развития: были
отменены выкупные платежи, сократился
помещичий произвол, понизилась
арендная и продажная цена
на землю; крестьяне приравнивались
к другим сословиям в праве
на передвижение и места жительства,
поступления в вузы и на
гражданскую службу. Чиновники и
полиция не вмешивались в работу
крестьянских сходов. Однако в
главном аграрный вопрос не
был решен: крестьяне не получили
земли.
1. СТОЛЫПИНСКАЯ
АГРАРНАЯ РЕФОРОМА
После поражения
революции острота аграрного
вопроса отнюдь не ослабла,
и правительство предложило свой
путь его решения - аграрную
реформу. Ее конкретное воплощение
было связано с именем премьер-министра
Петра Аркадьевича Столыпина.
Он вкладывал
в нее свои знания, недюженные
организаторские способности, опыт,
и, наконец, всю душу, по-своему
понимая пользу реформы для
Отечества. Правореформистский столыпинский
курс сочетал жесткие меры
борьбы с революцией с постепенными
шагами по обновлению старого
строя. Столыпинский курс предполагал
осуществление ряда реформ: аграрно-крестьянской,
местного самоуправления, судебной,
просвещения, введение страхования
рабочих. Их цель состояла во
всемерном укреплении государственности,
в модернизации общества.
Суть аграрной
реформы заключалась в закреплении
правового статуса крестьянского
сословия через личную земельную
собственность. Реформа предполагала
превратить крестьянина в собственника
земли путем серии мероприятий
по ликвидации архаичных крепостнических
методов ведения сельского хозяйства,
высвобождению крестьянской инициативы
из пут общины. Предполагалось, что
экономическое укрепление крестьянского
хозяйства, создание слоя зажиточных
мужиков укрепит и политический
строй России. Для этого необходимо
было, по мнению П. А. Столыпина,
повысить товарность крестьянского
хозяйства, поднять покупную способность
крестьян, ускорить процесс дифференциации
крестьянства путем экономической
конкуренции, увеличить приток
рабочей силы в город из
деревни, расширить емкость внутреннего
рынка и ускорить темпы развития
индивидуального землепользования.
П. А. Столыпина
от 9 ноября 1906 г. (который стал законом
14 июня 1910 г.) все крестьяне делились
на две категории: там, где
не было передела общинной
земли 24 года, крестьяне могли
требовать предоставление ее
в личную собственность в любое
время; там, где был передел земли за
последние 24 года, крестьянину, по его
заявлению о выходе из общины, предоставлялась
та земля, которою он имел после последнего
передела.
Главное в
аграрной реформе Столыпина заключалось
в том, что крестьянин становился
личным собственником земли, следовательно,
от того, как он ею распорядится,
зависело его богатство. Столыпин
рассматривал крестьянскую реформу
с социальной точки зрения, так
как считал, что политическая
реформа может осуществится только
в сочетании с социально-аграрной.
Улучшение положения большинства
населения России помогло бы,
как представлялось П. А. Столыпину,
стабилизировать сначала экономику,
а затем и социально-политическую
ситуацию в стране. Он был против
национализации земли. Он считал,
что любая программа национализации
приведет к великим социальным
потрясениям, от которых стране
будет трудно оправиться.
Для реализации
основных положений реформы, деятельность
правительства осуществлялась в
нескольких направлениях. Рас ширилась
деятельность крестьянского банка.
За 22 месяца, с 3 ноября 1905 г. по 1 сентября
1907 г., банк приобрел более 4 млн.
десятин земли. По указам 12 и
27 августа 1906 г. часть казенных
и удельных земель была продана
банку для продажи крестьянам
по льготным ценам. К 1911 г.
банком было продано около
3 млн. десятин земли (только
помещичьей) , а всего более 7 млн.
десятин в личное пользование.
Эти указы позволили начать
постепенную передачу владений
земли в руки наиболее заинтересованных
в развитие прогрессивного хозяйства
инициативных землевладельцев. Чтобы
крестьянам приобрести землю
одним куском (и ликвидировать
таким образом чересполосицу,
которая снижала эффективность
крестьянского хозяйства) , в 1909 г.
Крестьянский
банк получил не только право
быть посредником при продаже
земли, но и возможность межевать
землю, то есть заниматься землеустроительными
работами. Позднее банк стал заниматься
и сдачей земли в аренду.
Правительством
Столыпина был предпринят ряд
шагов, ограничивающий возможность
скупки и спекуляции землей. Так,
надельная земля, приобретенная
в личную собственность, могла
быть продана лишь крестьянам,
а также заложена только в
Крестьянский банк и не могла
быть отдана за личные долги;
в одних руках можно было
сосредоточить только шесть наделов.
Реформа сразу
же подтолкнула процесс дифференциации
крестьянства; первыми, кто пожелал
выхода из общины, были в основном
многоземельные крестьяне. Большинство
крестьян, по лучив такое право,
стали продавать свои наделы,
сниматься с места и искать
лучших условий на стороне.
Многие крестьянские семьи переселялись
за Урал, в Сибирь, часть эмигрировала
из страны, остальные же пополняли
городское население. Так, с
начала реформы только в Америку
эмигрировало 66,3 тыс. крестьян. Всего
за 10 лет реформы уехали в другие
страны бо лее 1,5 млн. человек.
Количество переселенцев с начала
реформы постепенно возросло. Так,
в 1906 г. их насчитывалось 216,6
тыс. человек, а в 1908 г. - 758,8 тыс.
Доля обратных переселенцев в
среднем составила 17,6 % в год,
хотя в отдельные годы она
достигала 80 %. Это было связано
со сложностями устройства крестьян
на новом месте и всяческими
препятствиями, чинимыми переселенцам
со стороны местных властей.
К середине
1911 г. в ходе осуществления
крестьянской ре формы более
1,5 млн. человек реализовали свое
право собственности, однако всего
1/3 выделившихся крестьян стремилось
к новому типу хозяйства.
Единоличное
хозяйство несомненно способствовало
увеличению культурных земель, уничтожению
чересполосицы, улучшению обработки
земли, уменьшению пьянства.
Столыпинская
аграрная реформа освобождало
общество от феодально-крепостнических
пережитков и объективно содействовала
развитию производственных сил.
Рост производства продукции
на хуторах привел к конкуренции
и разорению отсталых помещичьих
хозяйств. Увеличился вывоз сельскохозяйственной
продукции, возросла урожайность
хлебов. В городах стали больше
потреблять мяса. Аграрная реформа
не только оживила внутренний
рынок, но и способствовала
развитию промышленности.
Также реформа
оказала большое влияние на
изменение социальной структуры
общества. Процесс дифференциации
в деревне привел к наплыву
в город чернорабочих, а цена
не квалифицированной рабочей
силы была низка.
Я считаю,
что столыпинские реформы были
последним шансом старого режима
спасти страну от разрушительного
действия революции "снизу".
Вот что
пишет по поводу столыпинской
реформы А. Я. Аврех: "С вершины
сегодняшнего дня особенно хорошо
видна главная коренная причина
банкротства Столыпина. Органический
порок его курса, обрекавший
его на неминуемый провал, состоял
в том, что он хотел осуществить
свои реформы вне демократии
и вопреки ей. Сперва он считал,
надо обеспечить экономические
условия, а потом уже осуществлять
"свободы". Отсюда все эти
формулы: "Сперва гражданин, потом
гражданственность", "Сначала
успокоение, потом реформы", " Дайте
мне 20 лет покоя... " и т.д.
Но существуют
и другие точки зрения. Вот,
например, мнение Б. В. Личмана:
"... Столыпин считал, сто нельзя
ждать не медленных результатов
от предпринятых реформ, и, что
видоизменить политический и
экономический строй возможно
только путем кропотливой работы
сообща, к чему неоднократно призывал,
но голос его не был услышан.
Здравые идеи Петра Столыпина
не давали покоя царской свите,
которая открыто презирала его.
Не раз на жизнь Столыпина
и его семьи организовывались
покушения. А 1 сентября 1911 г. пули
Дмитрия Богрова смертельно ранили
Великого Реформатора ХХ века.
" Современные историки считают,
что во многом благодаря столыпинским
реформам Россия в дореволюционный
период смогла существенно поднять
уровень сельскохозяйственного
производства. но эти реформы
не реформы не могли быть
полностью реализованы по ряду
причин. Во-первых, нельзя было обеспечить
собственников-фермеров земельной
площадью, достаточной для организации
рационального хозяйства, оставили
в неприкосновенности монопольное
землевладение крупных помещиков.
Во-вторых, фермеры были оставлены
практически без финансовой помощи
государства. Пособия от 100 до 260 рублей,
которые им выдавали, были явно
недостаточными для приобретения
техники. И, в-третьих, свободное
фермерство не могло родиться
при отсутствии демократии.
В результате,
в канун революции 1917 г., земельный
вопрос продолжал оставаться
нерешенным.
2. РЕШЕНИЕ АГРАРНОГО
ВОПРОСА В ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ
СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ.
Споры между
политическими группировками о
путях решения земельного вопроса
не прекращались и в канун
октябрьского переворота 1917 г. Партии
правого толка были за эволюционный
путь решения этой проблемы. Левые
эсеры, отражавшие интересы середняков
и бедняков, предлагали пойти
по пути социализации земли,
превращение ее в общенародное
достояние, а также предлагали
развивать кооперацию.
Отчуждение
помещичьей земли за счет государства
с вознаграждением по справедливой
оценке и организацию государственной
помощи переселенцам предлагали
кадеты. Социал-демократы (меньшевики)
выступали за муниципализацию
земли, за развитие различных
форм землевладения и за уничтожение
помещичьего землевладения. У
партии большевиков не было
своей программы решения аграрного
вопроса.
Одним из
первых законов Советской власти
был "Декрет о земле", в
основу которого был положен
крестьянский наказ, составленный
на основании 242 местных крестьянских
наказов.
Сущность
Декрета сводилась к отмене
частной собственности на землю,
ликвидацию помещичьего землевладения,
национализации земли, передачи
ее в распоряжение крестьянских
организаций и к уравнительному
землепользованию. В целом "Декрет
о земле" включал основные
положения эсеровской программы
по аграрному вопросу. В. И.
Ленин по этому поводу сказал:
"В духе ли в на шем,
в духе ли эсеровской программы,
не в этом суть. Суть в том,
чтобы крестьянство получило
твердую уверенность в том,
что помещиков в деревне больше
нет, что пусть сами крестьяне
решают все вопросы, пусть сами
они устраивают свою жизнь... "
После переворота 1917 года земельный
вопрос был решен массой. Насильственными
методами отнимали земли у
помещиков, грабили поместья. Но
все же уравнительного перераспределения
нельзя было достигнуть. Основной
чертой хозяйственного строя,
созданного коммунистической политикой
до 1921 года, была национализация
продуктов крестьянских хозяйств.
С помощью вооруженных продовольственных
отрядов и комитетов у крестьян
отбирались все "излишки", убивая
у крестьян охоту сеять и
выращивать более того, что нужно
собственной семье.
По мере
того как воздвигалось здание
этой системы хозяйства, производственные
силы России падали все более
и более.
Глубочайший
кризис охватил все стороны
общественной жизни, промышленность,
сельское хозяйство. Сократились
посевные площади, понизились
урожаи. Рвались традиционные связи
между городом и деревней. Росло
сопротивление крестьян продразверстке.
Однако осознание большинством
руководителей страны глубины
кризиса еще не наступил. Для
этого потребовалось потрясение
восстаниями крестьян и восстанием
военных матросов в Крондштате.
В. И. Ленин понял пагубность
коммунистической поли тики, и
на съезде в марте 1921 года
выступил с предложением отказаться
от нее и перейти к новой
экономической политике.
Он признал
на этом съезде, что к перемене
политики его толкает основное
экономическое соображение - "увеличить
количество продуктов. Мы находимся
в условии такого обнищания,
разорения, переутомления и истощения
главных производственных сил
рабочих и крестьян, что этому
основному соображению - во что
бы то ни стало увеличить
количество продуктов - приходится
на время подчинить все. " В.
И. Ленин также признал, что
крестьянство недовольно существующей
формой отношений, и дальше
оно так существовать не будет.