Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа
Действительно, этот бесценный опыт не имеет прецедентов не только в американской, но и мировой истории и экономической политике. В первой четверти XX века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении стороной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, а в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт.
Оглавление
Введение 2
Великая депрессия. 8
«Новый курс». 10
Заключение. 19
список использованной литературы: 25
МИНИСЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Елецкий
Государственный Университет
ФАКУЛЬТЕТ исторический
КАФЕДРА всеобщей истории
Контрольная работа
По Новейшей истории Европы и Америки
На тему «Социальная политика «нового курса» Р.Ф.Рузвельта»
Исторического факультета
Елец – 2012
Оглавление
Введение 2
Великая депрессия. 8
«Новый курс». 10
Заключение. 19
список использованной литературы: 25
Введение
Действительно,
этот бесценный опыт не имеет прецедентов
не только в американской, но и мировой
истории и экономической политике. В первой
четверти XX века США были в числе ведущих
государств мира и наиболее благополучной
в экономическом отношении стороной. С
переходом промышленного капитализма
к монополистическому, центр мирового
экономического развития переместился
из Европы в Северную Америку. США развивались
быстрее всех и производили больше всех.
Их доля в мировом производстве постоянно
увеличивалась. Еще сильнее позиции США
укрепились после первой мировой войны,
а в частности за счет значительных прибылей
от поставок странам Антанты вооружения
и боеприпасов. Быстро росло промышленное
производство, интенсивно расширялся
основной капитал, увеличивался экспорт.
Экономические успехи послужили рождению
теории «просперити» вечного процветания
этого государства. Однако, она оказалось
«великой иллюзией».
Величайший
президент США 20 столетия, один
из крупнейших лидеров своей
эпохи. Франклин Рузвельт дал
вдохновляющий пример решений
именно тех проблем, которые
и сегодня определяют суть
человеческого бытия,
Он ликвидировал в союзной дипломатии,
поставив на службу стране такую индустрию
и такую армию, подобных которой не имел
ни один государственный деятель Америки.
Он затронул потаенные струны своего народа,
знал нужное слово, как мобилизовать огромную
силу. Уже в 1940 году Рузвельт отдал приказ
о проведении детальных исследований
тех проблем, которые должен был принести
с собой послевоенный мир его, несомненно,
волновали открывшиеся перспективы. Глобальный
вакуум – вот предпосылка быстрого распространения
американского влияния. Не будет большим
открытием сказать, что Франклин Рузвельт
видел гораздо дальше многих своих соотечественников.
Уже в конце 30-х годов он осознал неизбежность
мирового конфликта, а также то, что США
не остануться в стороне. Рузвельт дал
Америке социальный мир внутри страны
и главенствующее положение вовне, новый
социальный порядок и новую международную
систему. Он обновил страну, сохранив все
лучшее от прежних поколений. Этот человек
создал Организацию Объединенных Наций.
«У него был дар делать нужное дело в нужное
время. И величайший дар вкладывать душу
в наиболее позитивные импульсы своего
времени», - сказал великий историк Алан
Невинс. В условиях нестабильности капиталистической
экономики безработицы, прогрессирующей
инфляции, необеспеченности неимущих
и малоимущих слоев населения сохраняется
потребность в государственном регулировании,
одной из форм которого вступает деятельность
буржуазного государства в социальной
сфере.
«Новый курс» - это
время интенсивного роста государственного
аппарата, усложнения его структуры и
функций. Только за первые два года рузвельтовского
руководства число федеральных служащих
увеличилось почти на 25 процентов[4], было
35 крупных самостоятельных ведомств (независимых
министерств) и множество более мелких
в составе традиционных министерств. Окончательно
сложилась «четвертая ветвь» государственного
управления, представленная административными
органами, а в праве возникла новая отрасль
– административное право. Одной из главных
причин стремительного роста была необходимость
реализации социальных программ. Под влиянием
«нового курса» деформировалась система
отношений центрального правительства
с субъектами федерации и их политическими
подразделениями. В этом его социальные
программы сыграли ведущую роль. Так же
как принятое конгрессом законодательство,
как правило, влекло за собой встречное
законодательство штатов, условием выполнения
программ являлось взаимодействие федеральных,
штатных и местных органов. Отсюда широкий
выход Вашингтона на периферию, усиление
его диктата федерализма. Наблюдающийся
в ХХ веке процесс превращения местного
самоуправления в разновидность государственного
управления шел в годы «нового курса»
форсированными темпами. Параллельно
ему развивались унитарные тенденции.
В США о «новом курсе» постоянно пишут
и много – историки, специалисты в области
политических наук, экономисты, социологи,
юристы. Естественно, профиль работы в
каждом конкретном случае накладывает
свой отпечаток на освещение темы, но есть
и общие моменты, в значительной мере нивелирующие
«ведомственные» различия в подходах
к ней. В их числе – взгляд на «новый курс»
как на период становления в США «государства
благоденствия». Разногласия по этому
поводу, как их суммирует бывший советник
президента Рузвельта Р. Моли, касаются
лишь того, каким этапом «нового курса»
- первым (1933-1935 гг.) или вторым (1935-1938 гг.)
– датировать превращение США в общество,
где «сильные» через систему налогообложения
и государственных расходов помогают
«слабым», снабжая их «всем необходимым
для жизнеобеспечения».
Так как в буржуазной литературе к «государствам благоденствия» принято причислять не только США, «новый курс» нередко изображают событием мировой истории, оказавшим решающие воздействие на некое всеобщее, свойственное всем развитым капиталистическим странам движение к этому «новому типу» государства.
Действительность опрокинула эти надежды безоблачной жизни США. В 1929г. разразился экономический кризис, который продолжался до 1933г. включительно и сильнее всех поразил именно США. Обвал на нью-йоркской бирже 29 октября 1929 года знаменовал начало новой эпохи. За несколько часов Уолл-стрит потерял на падении курса акций более 10 миллиардов долларов. По своему характеру он представлял циклически кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. промышленное производство США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна на 79%, стали на 76%, автомобилей на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. Потерпели крах 135 тыс. Торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. Долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Неизбежное последствие циклического кризиса ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. Американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.
Эра беспечного благополучия закончилась, наступили суровые времена. Рузвельт, как и большинство американцев, считал поразившее экономическое несчастье временным. Из-за врожденного оптимизма он верил в это дольше других. Ему понадобилось довольно много времени, чтобы осознать: экономико-социальный кризис – это всерьез и надолго. От месяца к месяцу депрессия нарастала, становясь «Великой». Рассуждая о причинах депрессии, известный экономист Дж. К. Гелбрейт назвал в качестве основной прежде всего то, что 5 процентов населения владеет третьей частью личных доходов страны. В период с 1929 по 1932 год валовой национальный продукт страны упал с 103 миллиардов долларов до 58 миллиардов. Доход на душу населения снизился с 847 до 465 долларов. На протяжении трех лет с начала краха еженедельно в среднем сто тысяч трудящихся теряли свои рабочие места. Численность безработных достигала 24 процентов всей рабочей силы в 1932 году (12 миллионов человек).
Ухудшающееся положение трудящихся давало шанс выдвинуться демократической партии – ведь республиканец Герберт Гувер ничего не мог сделать для улучшения их положения. Требования перемен становилось едва ли не всеобщим. Страна начала искать альтернативу. Поиск нового национального лидера не мог не привлечь внимание к трудоголику и оптимисту, всегда улыбающемуся губернатору крупнейшего штата, чей вздернутый кверху мундштук на газетных фотографиях стал узнаваемым для множества читателей в стране.
Решение аграрного вопроса.
Рузвельт
представил конгрессу обширную программу
преобразований («сто дней»), а тот
вне себя от паники, порожденной
общим положением в стране, вотировал
законопроекты без обсуждений. Знаменитая
стодневная законодательная лихорадка
стремительно напуганного конгресса
началась 16 марта 1933 года, когда был
одобрен закон о Реконструкции
сельского хозяйства (ААА). Уоллес и
Тагвел постарались спасти дошедшие
до отчаяния фермерские массы. Это был
очень специфичный закон, обеспечивающий
выплату фермерам компенсаций за
незасев своей земли. Средства для
выплат собирались в виде налога на
тех, кто обрабатывал
Трудовые лагеря для безработных.
31 марта Рузвельт
провел через конгресс
Создание федерально-штатной системы помощи.
«Акт 1933 г. о
чрезвычайной федеральной помощи»
признавал безработицу и
Апогея система достигала в начале 1935
г., когда было зарегистрировано 5,5 млн.случаев
получения помощи (около 20 млн. человек).
Однако даже в лучшие свои времена она
не распространялась на всех, кто в ней
нуждался. Вне системы оставались многие
семьи низкооплачиваемых рабочих, чья
заработная плата вследствие наступления
предпринимателей на уровень трудящихся
оказалась недостаточной для самообеспечения.
Неохваченными были и те из безработных,
которые не оставили надежды на получение
работы и всеми силами оттянуть неотвратимо
надвигающийся «конец». «Одна из величайших
трагедий депрессии, - писал печатный орган
Национальной муниципальной лиги, - состоит
в том, что мы…не увидели людей, которые
отчаянно боролись, чтобы сохранить свою
независимость от государственной помощи».
Искусственное занижение истинных масштабов
нуждаемости получило одобрение ФЕРА,
оправдавшего его необходимость дать
«настоящую поддержку» клиентам вспомоществования.
Курс на интенсификацию повлек за собой
увеличение среднемесячного пособия с
15 долл. в мае 1933 г. до 35 дол. в июле 1935 г.,
но в жертву ему были принесены объективные
потребности в более значительном расширении
вспомоществования.
Что касается
спецпрограмм, то в большинстве своем
они же носили экспериментальный
характер. Их время пришло позже, в 1935
г., когда некоторые из них вследствие
реорганизации переросли в
Общественные работы.
Организовав
трудовые лагеря для безработных
и тут же следом, через ФЕРА –
выдачу регулярных дотаций штатам на
покрытие расходов по вспомоществованию,
администрация Рузвельта тем
не менее ни на шаг не приблизилась
к той цели, которая была сформулирована
в главном лозунге «нового
курса» - лозунге «восстановления».
На первом этапе выделилось 3,3 млрд.
долл., в 1935г. 4,9, а в 1938г. еще 5 млрд. долл.
16 июня был принят «Акт о восстановлении
национальной промышленности» (НИРА).
Предполагалось, что предусмотренная
им программа сыграет вспомогательную
роль в борьбе с безработицей. Большими
возможностями, как считалось, обладала
новая программа общественных работ. Она
включала в себя не только работы по озеленению
городов и другие косметические работы,
но и строительство мостов, дорог, уборку
улиц и прочие работы. Путем привлечения
безработного населения решался вопрос
с безработицей.
Восстановление промышленности.
Как законопроект
программа общественных работ шла
вместе с «кодексами честной конкуренции»
в рамках единого билля, обсуждение
которого в общей сложности длилось
месяц.Летом 1933 г. пришел черед промышленности
испытать нововведения. В 1938 году был
принят закон о справедливых условиях
труда, которым запрещалось
Информация о работе Социальная политика «нового курса» Р.Ф.Рузвельта