Социальная политика «нового курса» Р.Ф.Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Действительно, этот бесценный опыт не имеет прецедентов не только в американской, но и мировой истории и экономической политике. В первой четверти XX века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении стороной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, а в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт.

Оглавление

Оглавление
Введение 2
Великая депрессия. 8
«Новый курс». 10
Заключение. 19
список использованной литературы: 25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 50.93 Кб (Скачать)

Социальное обеспечение.

 Не  менее важное значение имел  закон о социальном обеспечении,  принятый несколько недель спустя  после принятия закона Вагнера.  Им вводилась система пенсий  по старости и пособий по  безработице. Пенсии устанавливались  с 65 лет; оказывалась помощь  больным и инвалидам. Пенсионные  фонды формировались из взносов  трудящихся и предприятий. Нормы  пенсионного обеспечения устанавливались  единые для всей страны. Круг  получателей пособий, размеры  и сроки выплат определялись  законодательством штатов. Однако  закон распространялся на рабочих  и служащих торговли, сферы обслуживания. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти, и, в 1939 году составил 2,2 млрд. долл. после этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло. Особо следует подчеркнуть достижения администрации Рузвельта в области социального обеспечения. Он, преодолевая пропаганду «американского индивидуализма», первым из президентов США начал последовательное финансирование программ помощи социально незащищенным слоям населения. Помимо этого, в марте 1933 г. вступила в действие программа «гражданский корпус». Полмиллиона безработных юношей были примерно на год переселены в 2600 лагерей в отдельных сельских и лесных районах, где трудились на благо и за счет государства. 
Спасение банковской и финансовой систем. Девальвация доллара. 
          Для их оздоровления запрещался вывоз золота заграницу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно «Чрезвычайном законе о банках» предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т. е. наиболее крупным банкам. К концу 1933 года было вновь открыто 4/5 банков членов Федеральной резервной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.

Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции за первые два года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась  концентрация банковской системы число  банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. 
       Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание доллара). В январе 1934 года золотое содержание доллара снизилось на 41%. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 года золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 года был принят «Закон о золотом резерве», устанавливающий новую цену на золото 35 долл. за унцию, действовавшую до 1917года. Это привело к распределению дохода в пользу промышленного капитала. Были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. 

 

Заключение.

«Взрыв» активности буржуазного государства  в 30-е годы не был изолированным, а тем более уникальным эпизодом в истории сша. Несмотря на то, что  эта активизация первоначально  рассматривалась даже сторонниками государственного вмешательства в  качестве аномалии, безусловно необходимого, но все же временного отклонения от принятого в период «просперити» режима функционирования государства, всего лишь средства для возвращения  к «нормальности», эталоном которой  служили 20-е годы, - несмотря на это, след, оставленный «новым курсом», оказался глубоким и неизгладимым. Прежде всего  потому, что при всем конкретно-историческом концентрированном виде объективные, фундаментальные тенденции, основной из которых был наметившийся задолго  до него рост государственно-монополистического капитализма. И раньше каждый очередной  взлет гмк сопровождался усилием  регулирующей роли государства. Еще  не раз историческая мысль будет  обращена к эпохе «нового курса». Исследователь имеет перед собой  огромное поле для деятельности в  изучении неразработанных или сравнительно слабо разработанных важных тем  и проблем истории сша в  предвоенное десятилетие. По выражению  э. С. Редфорда, «поступь регулирующего  государства ускорилась в президентство  т. Рузвельта и перешла на бег  в президентство в. Вильсона». «новый курс» был кульминацией этого  процесса. Тенденция, как известно, не иссякла и в последующем. Формы  огосударствления могли претерпеть модификацию, как это было в первой половине 40-х годов, когда страна участвовала во второй мировой войне, или государственное вмешательство могло несколько ослабнуть, как это было в 50-е годы, когда у власти находились республиканцы, исповедующие неоконсерватизм с его ограниченным пониманием пределов этатизации (аналогичный спад имел место при президенте р. Рейгане), - тем не менее, в общей исторической перспективе гмк и в дальнейшем продолжал развиваться по восходящей линии, каждый раз порождая острую политическую борьбу вокруг связанных с ним вопросов. Чтобы подчеркнуть непреходящее значение «нового курса», вспомним слова о. Грекхэма: «последствия нового курса по-прежнему волнуют современную мысль. Баптизм, доктрина реального присутствия и концепции непорочного зачатия могут обсуждаться беспристрастно, но люди проявляют сильные эмоции при первом упоминании об экономической политике федерального правительства, субсидиях сельскому хозяйству, государственном жилищном строительстве, консервации природных ресурсов – словом всем том, что до сих пор ассоциируется с именем ф. Д. Рузвельта».

Так же как социальные программы  были составной частью «нового курса», государственная практика в социальной области является важным элементом  структуры современного государственно-монополистического капитализма сша, что само по себе уже предполагает преемственность  организационных форм и методов  осуществления социальной политики. Во введении приводились примеры  тех «проекций в будущее», которые имели рузвельтовские реформы. Дополним их еще несколькими.

В 1946 г. Конгресс принял, а президент  г. Трумэн подписал закон о занятости, «один из самых важных статутов во всей экономической истории страны», который ставил в обязанность  главе исполнительской власти добиваться «полной занятости» и планировать  размещение избыточной рабочей силы. Закон появился тогда, когда в  условиях реконверсии над экономикой вновь возникла угроза спада, но почва  для него была подготовлена деятельностью  таких федеральных органов, как  сва, пва, впа, бюро национального планирования (1933-1934 гг.), комитет национальных ресурсов (1935-1938 гг.) И бюро планирования национальных ресурсов (1939-1943 гг.).

В отличии от закона о занятости, где речь шла о безработице  и ее предупреждении, «война с бедностью», объявленная л. Д. Джонсоном, носила комплексный характер. Итоги этой второй «войны» хорошо известны. Меньше внимания в советской литературе обращалось на тот факт, что инструменты, с помощью которых она велась, были в большинстве своем скопированы  с социальных программ «нового курса». Более того, считает дж. Р. Хьюз, заимствованием дела не ограничилось, ибо «никогда впоследствии не было депрессии, подобной депрессии 30-х гг.»отпечаток наложил «новый курс» и на последующее развитие государственного аппарата. Хотя департаментализация основных направлений социальной деятельности федерального правительства в 30-е гг. Натолкнулась на непреодолимый барьер в конгрессе, обеспокоенном возвышением президентской власти, некоторые органы, созданные в то время, стали предтечей появившихся после войны новых министерств. Прообразом созданного в 1953 г. Министерством здравоохранения, просвещения и социального обслуживания было агентство федерального обеспечения 1939 г., прообразом возникшего в 1965 г. Министерства жилищного строительства и городского хозяйства - управление жилищного строительства 1937 г. Содержание одного волонтера в трудовом корпусе, созданном при джонсоне, правительство обходилось дороже, чем студенту его обучение в гарвардском университете, и по соображениям экономии при р. Никсоне и дж. Форде размеры корпуса постоянно сокращались, но в послании конгрессу в марте 1977 года президент дж. Картер вновь напомнил о рузвельтовском эксперименте, заявив, что молодежный корпус охраны природных ресурсов, которых он намеревался создать, «будет сходен с тем, что мы имели в период великой депрессии».

Скк был, в сущности, первой в американской истории молодежной программой федерального правительства. С созданием в 1935 году управления по делам молодежи к ней добавились еще четыре. В  середине 70-х годов в действии находилось 160 программ прямо или  косвенно обращенных к молодому поколению  американцев. Если позволить говорить о молодежной политики, как о особом направлении государственной деятельности, то в сша у ее истоков, несомненно, стоял «новый курс».

Вполне понятно, что в основе использования опыта государственных  органов, функционировавших в 30-е  годы, лежит не слепая тяга к подражанию, но злободневность и острота в  сегодняшней америке тех проблем, которые пытались решить и не решила администрация ф. Д. Рузвельта. Несмотря на периодически объявлявшиеся «походы против бедности», проблемы эти обнаружили необыкновенную живучесть, стали устойчивыми неизлечимыми недугами американского общества. Среди них на первом месте стоит безработица, источник нуждаемости миллионов американцев, генератор «бедности среди изобилия».

История «нового курса» дает ясное  представление о возможностях частичного улучшения материальных и социальных условий жизни трудящихся, которые, при всех трудностях, достижимы еще  в рамках буржуазного правопорядка. Но она же определенно указывает  и на ограниченность, непрочность  этих завоеваний при сохранении всех командных позиций в обществе за монополистической буржуазией. Только сознательная и последовательная борьба против устоев власти капитала, за революционное  преобразование отношений к собственности  способно принести трудящимся сша подлинные, коренные перемены, вызвали страну из этого жестокого экономического и общественно-политического кризиса, пароксизм которого стремился ликвидировать  с помощью серии буржуазных реформ ф. Рузвельт.

С тех пор, как был провозглашен «новый курс», прошло более полувека, но по-прежнему актуальными для сша  слова, произнесенные сенатором-«прогрессистом» р. Лафоллетом в 1935 году: «право на жизнь, свободу и стремление к счастью (знаменитая триада т.джеферсона из декларации независимости.-с.и.) не может быть обеспеченна в современно

 

список использованной литературы:

  1. Актуальные вопросы истории сша и америки в новое и новейшее время[текст]: сб. Науч. Статей.- ленингр. Гос. Пед. Ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1975.-160с.
  2. Американский ежегодник[текст]/отв. Ред. Н. Н. Болховитинов.– м.: наука, 1970-2002/-2004.-350с.
  3. Берлин и. Президент франклин делано рузвельт[текст]/и. Берлин, в. В. Сапов//вестн. Ран.-2002.-т.72.№4.-с.353-358.
  4. Васильев в. С. Франклин д. Рузвельт и джон м. Кейнс: экономическая политика в годы «великой депрессии»[текст]/в. С. Васильев//сша. Канада. Экономика, политика, культура.-2001.-№10.-с.73-85;№11.-с.96-112.
  5. Григораш и. В. Влияние военных действий на внешнеполитический курс франклина рузвельта в 1939-1940 гг.[текст]/и. В. Григораш//вестн. Моск. Ун-та.сер.8, история.-2003.-№3.-с.94-114.
  6. Иванов с. В. «война с бедностью» ф. Д. Рузвельта: социальные программы «нового курса» в сша.[текст]/ учебник. Изд-во саратовского ун-та, 1989.-148с.
  7. Иванян э. А. Белый дом: президенты и политика[текст]/э. А. Иванян.– 2-е изд. Перераб. И доп.-м.: политгосиздат, 1979.-383с.
  8. Иванян э. А. История сша[текст ]: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальности. История сша/ э. А. Иванян.-м.: дрофа, 2004.-572с.
  9. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.[текст]: учеб. Пособие/ а. Н. Маркова, а. С. Квасов [и др.]. – м.: закон и право, юнити, 1995.
  10. История сша[текст]: в 4т./ отв. Ред. Г. Н. Севастьянов [и др.].-м.: наука, 1983.-347с.
  11. Кредер а. А. Американская буржуазия и «новый курс», 1933-1940[текст]/а. А. Кредер.-саратов: изд-во сарат. Ун-та, 1988.-198с.
  12. Мальков в. Л. «новый курс» в сша. Социальные движения и социальная политика[текст]/в. Л. Мальков.-м.: наука, 1973.- 183с.
  13. Монархи, министры, дипломаты xix – начала хх века: политические портреты, выполненные профессором с.-петербургского университета к.  Б. Виноградовым и его учениками [текст]/ к. Б. Виноградов, а. Б. Гостенников, о. А. Науменков [и др.].-спб.:изд-во спбгу, 2002.-352с.
  14. Тегеран-43[текст]//международная жизнь.-2004.-№2.-с.111-130.
  15. Уткин а. И. Дипломатия ф. Рузвельта[текст]/а. И. Уткин.-свердловск: изд-во урал. Ун-та, 1990.-543с.
  16. Цветков г. Внутренне положение сша в период мирового экономического кризиса 1929-1933[текст]: лекция/г. Цветков.-киев: изд-во киевского ун-та, 1953.- 234с.

 


Информация о работе Социальная политика «нового курса» Р.Ф.Рузвельта