Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении методики налогового контроля в финансовом секторе экономики. Для реализации указанной цели необходимо осуществить следующие задачи:
изучить сущность и тенденции развития финансового сектора экономики;
описать общий порядок налогового контроля;
исследовать особенности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (на примере коммерческих банков);
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Финансовый сектор экономики 4
Участники финансового сектора экономики 4
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения деятельности организаций финансового сектора экономики в РФ 14
Глава 2 Налоговый контроль финансового сектора экономики 24
2.1 Организация налогового контроля в финансовом секторе 24
2.2 Совершенствование процедур налогового контроля организаций финансового сектора 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме того банки облагаются налогом на добавленную стоимость.
Учитывая, что в кредитных организациях большинство операций освобождается от налогообложения, они могут использовать следующие методы исчисления суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет:
1) при ведении раздельного
бухгалтерского учета как
2) при невозможности обеспечения
раздельного учета к зачету
из общей суммы уплаченного
налога принимается налог в
размере, соответствующем удельному
весу доходов, полученных банком
от облагаемых операций и
3) при удельном весе
доходов, полученных от выполнения
операций, облагаемых НДС, в общей
сумме доходов банка за
Статьей 163 "Налоговый период" ч. 2 НК РФ с 01.01.2001 г. введен единый налоговый период по налогу на добавленную стоимость - календарный месяц. Сроки уплаты налога в бюджет зависят от размера ежемесячной выручки от реализации товаров (работ, услуг), а не от размера среднемесячного платежа в бюджет, как это было ранее.
Налогоплательщики с ежемесячным в течение квартала объемом выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающем 1 млн руб., уплату налога в бюджет производят ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Остальные плательщики уплачивают налог ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Внесение в бюджет налогоплательщиками авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено. Статьей 174 "Порядок и сроки уплаты налога в бюджет" ч. 2 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, предоставляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Статьей 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" ч. 2 НК РФ предусмотрена возможность, при которой банки, имеющие в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов величину налогооблагаемой базы по операциям, являющимся объектом налогообложения, не превышающую 1 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж), могут быть освобождены от уплаты НДС.
При освобождении кредитной организации от обязанностей налогоплательщика по НДС все расчетные, первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются без выделения соответствующих сумм налога. На этих документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "без НДС".
Расчет налоговой базы и НДС представлен в расчетной части курсовой работы.
Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе РФ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.
2. Налоговый контроль финансового сектора экономики
2.1 Организация налогового контроля в финансовом секторе экономики
Под налоговым контролем принято понимать совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах, установленную нормативными актами. Налоговый контроль призван обеспечивать интересы государства и общества. От уровня налогового контроля и его эффективности зависит выполнение фискальной и экономической функции государства. Организация налогового контроля в финансовом секторе абсолютно идентична с контролем в других областях экономики.
Система налогового контроля состоит из следующих элементов механизма налогового контроля:
субъект налогового контроля - представлен системой налоговых органов;
объект налогового контроля, в качестве которого выступают предприятия и организации различных организационно-правовых форм и физические лица;
предмет налогового контроля означает непосредственный налог, правильность исчисления которого подлежит проверке;
сбор и обработка исходных данных для проведения налогового контроля, в качестве которых выступают: мотивация основания для проведения контроля; документальное ознакомление с деятельностью подлежащего контролю объекта; изучение инструктивных и законодательных актов по вопросам, подлежащим налоговому контролю;
метод налогового контроля, подразумевающий деление контроля на сплошной и выборочный. При сплошном методе проверяются все первичные документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, сделанные на их основании. Выборочный метод подразумевает проверку документов за определенный период в пределах ревизуемого периода или проверку части документов в пределах ревизуемого периода;
процесс налогового контроля, охватывающий регламентацию действий: подготовка, непосредственное проведение, систематизация и подготовка материалов, а также реализация материалов контрольной работы;
технология налогового контроля, подразумевающая четкую регламентацию контрольной работы поэтапно и во времени;
результат налогового контроля, под которым понимается выявление нарушений налогового законодательства или констатация отсутствия таковых на объекте;
принятие решения по результатам контроля означает определение меры ответственности за выявленные нарушения.
Налоговый контроль следует рассматривать не только как функциональный элемент налогового механизма или системы управления налоговыми отношениями. Осуществляя действия по проверке соблюдения налогового законодательства, налоговые органы вступают в определенные правоотношения не только с налогоплательщиками по вопросам уплаты налогов, привлечению к ответственности за нарушения налогового законодательства (как судебной, так и внесудебной), но также:
- с органами представительной
и исполнительной власти по
поводу организации сбора
- с органами исполнительной
власти, контролирующими
- правоохранительными и
судебными органами для
Особое внимание следует уделить принципам налогового контроля. Эти принципы лежат в основе налогового контроля в целом.
Принцип массовости налогового контроля состоит в том, что все субъекты хозяйствования и физические лица должны контролировать себя в вопросах правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты законно установленных налогов и сборов.
Регулярность и всеобъемлемость налогового контроля заключается в проведении контрольных мероприятий с четко установленным законодательством интервалом времени и охвате всех вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля в части соблюдения налогового законодательства.
Принцип превентивности налогового контроля на современном этапе развития экономики в несколько большей степени присущ органам независимого (аудиторского) контроля. Государственные же органы налогового контроля в настоящее время основное внимание уделяют фискальным мерам (изъять сокрытое или недоплаченное и наложить санкции, а не исправлять допущенные ошибки и неточности). Кроме того, сложности, возникающие во взаимоотношениях налоговых инспекций и налогоплательщиков в части консультирования последних и оказания им помощи в построении правильных отношений с государством по поводу уплаты налогов, показали необходимость урегулирования этих отношений на нормативной основе. В дальнейшем этот принцип превентивности может и должен стать одним из основополагающих принципов налогового контроля.
Принцип действенности и реальности заключается в создании и постоянном совершенствовании механизмов и методик проведения налогового контроля, выработке предложений по устранению выявленных нарушений и их предотвращению, организации проведения последующего контроля у субъекта хозяйствования.
Прозрачность в проведении налогового контроля означает, что результаты контрольной работы, равно как и суммы мобилизации налоговых поступлений в государственный бюджет и бюджеты различных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды должны быть доступны не только для узкого круга специалистов и чиновников, но и в большей степени для широкой общественности. Одновременно с этим возникает проблема заинтересованности общественности в ознакомлении с результатами контроля, чтобы инициатива шла "снизу", а не "навязывалась сверху".
Принцип независимости налогового контроля является основополагающим и заключается в том, что деятельность органов налогового контроля должна регламентироваться только действующим законодательством о налогах и сборах и не зависеть от необдуманных решений органов исполнительной власти. Независимость от местных властных органов - важная черта налогового контроля в условиях рыночной экономики, затрагивающей интересы всех хозяйствующих субъектов и большинства граждан. Важно осуществлять реализацию на практике всех положений проводимой в стране налоговой политики, руководствуясь при этом нормами налогового права, а не субъективными решениями и мнениями.
То обстоятельство, что налоговые органы не подчиняются представительной и исполнительной власти на среднем и нижнем уровне вызвано:
- необходимостью защиты
интересов бюджетов разных
- важностью реализации
единых подходов и принципов
в создании материально-
- особыми отношениями, возникающими
между налогоплательщиками и
налоговыми органами в
Существующий государственный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, нежеланием отдельных налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях развивающейся организации налогового контроля несовершенство налогового законодательства и относительно высокое налоговое бремя часто порождают жалобы на решения налоговых органов. В связи с этим важное значение приобретает работа по глубокому изучению нормативных актов субъектами налогового контроля, разъяснению их налогоплательщикам.
Следует отметить, что контроль за сбором налоговых платежей в трехуровневую бюджетную систему осуществляется в условиях жесткой централизации руководства и строгого подчинения по вертикали от центра до местных органов.
Контроль за сбором налогов предполагает всеобъемлющий учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, отслеживание результатов финансово-хозяйственной деятельности, хозяйственных операций. Без соответствующей разносторонней информации о хозяйствующих субъектах и гражданах государство не получит ожидаемых поступлений в бюджет. Условием осуществления налогового контроля является информационность, причем активную роль в создании и постоянном совершенствовании информационной системы призваны играть субъекты налогового контроля.
Существующая практика работы налоговых органов подтверждает необходимость приоритетного развития всеобъемлющей системы информации в налоговом контроле.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три его основные формы - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства.
Основным методом, реализующим предварительный контроль, являются камеральные проверки (см ниже).
Информация о работе Налоговый контроль финансового сектора экономики