Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:53, контрольная работа
Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.
Понятие, основные элементы и виды налогового контроля.
Методы и формы налогового контроля
Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок.
Объект и предмет налоговой проверки
План .
Налогоплательщик, обладая имуществом
на праве собственности или другом вещном
праве, всегда стремится защитить свой
частный имущественный интерес от налоговых
изъятий. Естественное желание налогоплательщика
уменьшить размер налоговых платежей
затрагивает имущественный интерес другой
стороны налоговых правоотношений – государства.
В такой ситуации государство, защищая
публичные интересы в налоговых отношениях,
вынуждено выработать специальный механизм
взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком,
который в конечном счете обеспечил бы
надлежащее поведение каждого лица по
исполнению им налоговой обязанности.
Очевидно, что
для охраны своих имущественных интересов
в налоговой сфере государство должно,
во-первых, создать специальный государственный
орган или органы и наделить их соответствующими
властными полномочиями по отношению
к лицам, обязанным уплачивать налоги
и сборы; во-вторых, законодательным путем
установить порядок, формы и методы осуществления
деятельности созданных органов на поведение
обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности
не только надлежащее поведение налогоплательщиков,
но и поступление налоговых изъятий в
соответствующий бюджет. При этом государство
путем законодательного регулирования
системы взаимоотношений уполномоченных
органов и налогоплательщиков должно
обеспечить определенный баланс публичного
и частного интересов, учитывая конституционные
ограничения на вмешательство в экономическую
деятельность субъектов налоговых правоотношений
в условиях рыночной экономики.
Формируя
особый организационно-правовой механизм
взаимоотношений с обязанными лицами,
государство определяет основные элементы
этого механизма: субъекты, объект, методы,
формы, порядок и характер деятельности
уполномоченных органов. Указанный механизм
представляет собой не что иное, как налоговый
контроль, который осуществляется созданными
государством уполномоченными органами,
прежде всего налоговыми органами. Таким
образом, налоговый контроль можно определить
как особый организационно-правовой механизм,
представляющий собой систему взаимосвязанных
элементов, посредством которого обеспечивается
надлежащее поведение обязанных лиц по
уплате налогов и сборов, а также исследование
и установление оснований для осуществления
принудительных налоговых изъятий и применения
мер ответственности за совершение налоговых
правонарушений.
Основными элементами налогового контроля
являются:
> субъект налогового контроля (уполномоченный
контролирующий орган);
> объект контроля;
> формы и методы контроля;
> порядок осуществления налогового
контроля;
> мероприятия налогового контроля;
> направления налогового контроля;
> техника и технология налогового контроля;
> категории должностных лиц (кадры) налогового
контроля;
> периодичность и глубина налогового
контроля;
> и другие.
Весь перечисленный
комплекс элементов налогового контроля
является предметом налогового правового
регулирования.
Налоговый контроль как особый организационно-правовой
механизм можно понимать как в широком,
так и в узком смысле. В широком смысле
налоговый контроль охватывает все сферы
деятельности уполномоченных органов,
включая осуществление налогового учета,
налоговых проверок и другое, а также все
сферы деятельности контролируемых субъектов,
связанные с уплатой налогов и сборок
(учет объектов налогообложения, соблюдение
сроков и порядка уплаты налогов и сборов,
порядок представления налоговой отчетности
и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем
понимается только проведение налоговых
проверок уполномоченными органами.
Взаимодействие государства в лице своих
уполномоченных органов с налогоплательщиками,
плательщиками сборов или налоговыми
агентами при осуществлении налогового
контроля происходит в рамках возникающих
при этом организационных налоговых правоотношений
– контрольных налоговых правоотношений.
При этом для контрольных налоговых правоотношений
характерно то, что они являются по существу
управленческими правоотношениями, которые
в конечном итоге призваны обеспечить
надлежащую реализацию других общественных
отношений – налоговых правоотношений
имущественного характера, связанных
с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные
налоговые правоотношения имеют административно-правовую
природу, поэтому им свойственны характерные
для административно-правовых отношений
признаки, такие, как государственно-властный
характер контрольного налогового правоотношения;
обязательным субъектом подобных правоотношений
является уполномоченный орган; ответственность
в случае нарушения правовых норм наступает
перед государством и т.д.
Как и любое другое правоотношение, контрольное
налоговое правоотношение содержит в
своем составе следующие элементы:
1) субъект;
2) содержание;
3) объект.
Субъектов контрольного налогового правоотношения
можно разделить на две основные группы:
контролирующие субъекты, т.е. налоговые
и другие органы, олицетворяющие государство
и реализующие его интересы, с одной стороны,
и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые
субъекты, защищающие в ходе контрольных
налоговых правоотношений свои частные
интересы, с другой стороны.
Контролируемыми субъектами
являются налогоплательщики и
Содержание
контрольного налогового правоотношения
всегда определяется комплексом прав
и обязанностей субъектов данного правоотношения.
При этом в контрольном налоговом правоотношении
базовым является положение, когда праву
уполномоченной стороны проверять соблюдение
своевременности, правильности и полноты
уплаты налогов и сборов и выполнения
установленных налоговых обязанностей
корреспондирует обязанность другой стороны
– подконтрольного субъекта создавать
для этого необходимые условия и выполнять
требования уполномоченного органа. В
свою очередь подконтрольный субъект
вправе требовать от уполномоченного
органа, чтобы последний осуществлял свою
деятельность в рамках своих законодательно
установленных полномочий. В данном контексте
можно выделить контрольные полномочия
контролирующих субъектов и корреспондирующие
им права и обязанности контролируемых
субъектов.
Как было отмечено выше, контрольные налоговые
правоотношения являются организационными
налоговыми правоотношениями, непосредственно
направленными на обеспечение налоговых
правоотношений имущественного характера.
Реализация такого контрольного налогового
правоотношения осуществляется в строго
установленном Налоговым кодексом порядке
с одновременным определением прав и обязанностей
каждого лица, участвующего в осуществлении
отдельных контрольных мероприятий. Таким
образом, можно говорить о том, что Налоговый
кодекс устанавливает процессуальную
форму осуществления контрольных налоговых
правоотношений. Традиционно в теории
права объектом процессуального правоотношения
признается материальное правоотношение,
ради обеспечения которого и складывается
процессуальное правоотношение1. Придерживаясь
данного положения, можно установить,
что объектом контрольного налогового
правоотношения является непосредственная
деятельность (действия или бездействие)
проверяемой организации или физического
лица, связанная с уплатой налогов и сборов.
В частности, уполномоченными органами
в ходе реализации мероприятий налогового
контроля устанавливается:
1) правильность ведения обязанными лицами
бухгалтерского учета доходов, расходов,
объектов налогообложения;
2) проверка правильности исчисления сумм
налогов и сборов;
3) проверка своевременности уплаты сумм
налогов и сборов;
4) правильность ведения банковских операций,
связанных с уплатой налогов и сборов;
5) выявление обстоятельств, способствующих
совершению нарушений налогового законодательства.
При осуществлении мероприятий налогового
контроля уполномоченные органы руководствуются
принципами законности, планирования
мероприятий налогового контроля, принципом
соблюдения налоговой тайны (специального
режима доступа к сведениям о налогоплательщиках,
плательщиках сборов и налоговых агентах,
полученным должностными лицами уполномоченных
контрольных органов); принципом последовательности
проведения мероприятий налогового контроля
и документального фиксирования установленных
фактов, действий и событий; принципом
недопустимости причинения ущерба проверяемой
организации или физическому лицу при
проведении налогового контроля.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.
При этом необходимо выделить
два уровня методов налогового контроля:
общенаучные и специально-
В настоящее время в
условиях развивающегося гражданского
оборота и полной экономической
самостоятельности
Осуществление налогового контроля
на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной
деятельности соответствующих органов,
которые используют конкретные правовые
формы и методы налогового контроля.
Закрепление форм и методов осуществления
контрольной деятельности на должном
законодательном уровне имеет важное
значение для регулирования отношений
между органами и налогоплательщиками.
Необходимо отметить, что вопрос об определении
методов и форм налогового контроля и
их соотношении продолжает оставаться
дискуссионным. Так, Налоговый кодекс
определил формы проведения налогового
контроля, причем некоторые из них ранее
обычно относили к методам осуществления
налогового контроля (например, осмотр
помещений и территорий)2.
Форма проведения налогового
контроля представляет собой внешнее
выражение практической реализации
контрольной деятельности налоговых
органов.
Налоговый кодекс устанавливает следующие
формы проведения налогового контроля
(ст. 82 НК РФ):
> налоговые проверки;
> получение объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и плательщиков сборов;
> проверки данных учета и отчетности;
> осмотр и обследование помещений и
территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли);
> другие формы.
Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.
В последнее время в
области правового
Налоговые проверки являются
главной и наиболее эффективной
формой осуществления налогового контроля.
Налоговая проверка представляет собой
совокупность специальных приемов налогового
контроля, применяемых уполномоченными
органами с целью установления достоверности
и законности отражения объектов налогообложения
и порядка уплаты налогов и сборов в документах,
отчетах, бухгалтерских балансах и других
носителях информации. В ходе налоговых
проверок осуществляется всестороннее
изучение финансово-хозяйственных операций
организаций или физических лиц с объектами
налогообложения.
Поведение налоговых проверок всегда
в определенной степени является «вторжением»
в хозяйственную деятельность проверяемых
организаций. В ходе реализации налоговыми
органами своих контрольных полномочий
возникает непосредственное взаимодействие
или столкновение интересов представителя
государства, которым является должностное
лицо налогового органа, проводящее проверку,
- с одной стороны, и должностных лиц организции-налогоплательщика
(или индивидуального предпринимателя)
– с другой стороны. Поэтому для установления
сбалансированности интересов обеих сторон
в налоговом контрольном правоотношении
необходимо было определить правовой
статус сторон при проведении налоговых
проверок, а также последовательность
их действий, что и было установлено в
Налоговом кодексе РФ. С правовой точки
зрения установление в кодифицированном
акте последовательности действий сторон
с одновременным определением правового
статуса участников этих действий может
рассматриваться как придание процессуальной
формы действиям сторон соответствующих
контрольных правоотношений.
Качество и эффективность
проводимых налоговых проверок во многом
зависят от тщательной подготовки и
планирования. Организация контрольной
деятельности и использование тех
или иных методов и форм налогового
контроля осуществляется на основе разрабатываемых
планов и программ поведения мероприятий
налогового контроля. Планирование является
одним из основных базовых принципов
осуществления налогового контроля
уполномоченными органами. При этом
существуют различные виды планов контрольной
работы: годовые, перспективные, текущие
и т.д. Планирование часто является
первоначальным этапом контрольной работы,
в ходе которого определяются задачи и
цели налоговых проверок, осуществляется
выбор объектов контроля, составляется
перечень вопросов, подлежащих проверке,
программа налоговых проверок, определяются
сроки реализации контрольных мероприятий,
а также исполнители.
После определения указанных выше вопросов
необходимо правильно организовать проведение
самой налоговой проверки. В организацию
налоговой проверки входят, прежде всего,
тщательная подготовка к ней, определение
целей, составление программы, осуществление
в установленном порядке мероприятий
налогового контроля, оформление материалов
налоговой проверки и принятие мер по
выявлению и предупреждению нарушений
порядка и сроков уплаты налогов и сборов.