Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:53, контрольная работа
Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.
Понятие, основные элементы и виды налогового контроля.
Методы и формы налогового контроля
Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок.
Объект и предмет налоговой проверки
Результаты проведения налоговых
проверок оформляются в виде итогового
документа – акта налоговой проверки,
за достоверность которого соответствующие
должностные лица несут персональную
ответственность. Органы налогового контроля
систематически анализируют итоги
проводимых контрольных мероприятий
и обобщают практику своей работы.
Кроме того, нижестоящие налоговые
органы представляют соответствующим
вышестоящим налоговым органам
отчеты о проведении мероприятий
налогового контроля, результатах проведенных
проверок и т.п. Отчет сопровождается
выводами, рекомендациями и предложениями.
В зависимости от различных критериев
выделяются следующие виды налоговых
проверок.
1. В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).
2. В зависимости от
объема налоговой проверки и
решаемых в ходе нее задач
различают тематические и
которой они входят.
3. По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.
4. В зависимости от места проведения проверки
и глубины налоговой проверки выделяют
камеральные и выездные налоговые проверки.
камеральные налоговые проверки проводятся
по месту нахождения налогового органа
на основании представленных налогоплательщиком
документов, а выездные налоговые проверки
проводятся по месту фактического нахождения
налогоплательщика, налогового агента
или плательщика сборов с изучением документов,
хранящихся у указанных лиц.
5. В зависимости
от включения в план проведения проверок
бывают плановые и внеплановые налоговые
проверки (проверки, которые проводятся
при ликвидации или реорганизации организаций-
Участники налоговых проверок
– это лица, которые в соответствии
с Налоговым кодексом РФ наделены
полномочиями либо имеют права и
обязанности при совершении действий
в ходе осуществления налоговой
проверки.
По функциональному критерию участников
налоговой проверки можно подразделить
на следующие группы:
> Субъекты, осуществляющие налоговую
проверку, - уполномоченные органы: налоговые
органы;
> Субъекты, деятельность которых проверяется
в ходе налоговой проверки: налогоплательщики,
налоговые агенты, плательщики сборов,
банки;
> Субъекты, которые могут быть привлечены
к участию в налоговой проверке: эксперты,
переводчики, специалисты, свидетели,
понятые.
4. Объект и
предмет налоговой проверки
В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т.д.; а в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д. Такое понимание предметов налоговых проверок вполне соответствует контексту самого Налогового кодекса РФ10.
Наиболее значимыми предметами
налоговой проверки являются документы
бухгалтерского учеты и налоговые
декларации, которые должны быть оформлены
в соответствии с требованиями, устанавливаемыми
для соответствующего вида документов
нормативными актами.
Документы бухгалтерского учета – это
носители информации в письменном виде,
имеющие установленные реквизиты, фиксирующие
наличие материальных ценностей и совершаемые
хозяйственные операции с имуществом
и денежными средствами. Требования к
оформлению бухгалтерской документации
и регистрам бухгалтерского учета устанавливаются
положениями (стандартами) по бухгалтерскому
учету, Федеральным законом от 21 ноября
1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»11
и рядом других нормативных актов.
Так, например, первичные учетные документы
(накладные акты приема-передачи и др.),
посредством которых должны оформляться
все хозяйственные операции организации,
принимаются к учету, если они составлены
по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации,
и имеют обязательные реквизиты. В соответствии
со ст. 9 Федерального закона от 21 ноября
1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательными
реквизитами первичного учетного документа
должно быть, например, наименование и
дата составления документа; содержание
хозяйственной операции; наименование
должностей и личные подписи лиц, ответственных
за совершение хозяйственной операции,
и т.д.
Первичный учетный документ (накладная, счет и т.д.) должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания, поскольку предназначение первичного учетного документа состоит в том, чтобы впервые документально оформить совершенную хозяйственную операцию. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
На основе проверки бухгалтерских документов проводится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При исследовании документов используются различные приемы и способы проверки, например формальная, логическая и арифметическая поверка документов; сплошная и выборочная проверка первичных документов (в зависимости от степени охвата документов); приемы фактического контроля: пересчет денежных средств, визуальное наблюдение, учет реальных материальных ценностей, сопоставление документов и т.д. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность по ст. 120 НК РФ.
Кроме того, бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении судебных споров12 и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств.
Список используемой