Налоговая система в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

Введение
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Файлы: 1 файл

Русецкая.docx

— 686.30 Кб (Скачать)

                     Введение 

   Налоги  необходимы, так как для государства  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны  только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

   В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий.

   Кроме того, от того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

   Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач, которые  реализуются посредством налоговой  политики, являющейся частью финансовой политики государства.

   Налоги  представляют собой - обязательные, индивидуально  безвозмездные платежи, взимаемые  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

   Со  времени возникновения государства  именно налоги становятся необходимым  звеном экономических отношений  в рамках самых различных способов производства. Налоговая система  возникла и развивалась вместе с  государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным  законом.

   Развитие  и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

   Национальная  налоговая система РБ прошла три  совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции  системности, т.е. оформления в законодательном  порядке принципов ее функционирования.

   Актуальность  проблемы создания оптимальной системы  налогообложения и распределения  налогового бремени особенно возрастает в условиях рыночной экономике. Её формирование требует больших средств и  эти средства, кроме кредитов, могут  дать только налоги.

   В последнее годы возникла необходимость  во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых  обязательств перед государством и самостоятельной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие, характеристика и классификация налоговой системы Республики Беларусь 

     Налоговая система - это совокупность  предусмотренных законодательством  налогов, сборов и пошлин, принципов  и порядка их установления, изменения,  отмены, исчисления и уплаты, а  также форм и методов налогового  контроля и ответственности за  нарушение налогового законодательства.

   Налоговая система включает в себя такие  элементы, как:

   1) система налогов и сборов, установленных  в стране;

   2) система налогового законодательства;

   3) система налоговых органов.

   Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  «налоги». Если налоги рассматриваются  как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и  во внебюджетных фондах, то налоговая  система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

   Налоги  необходимы, так как для государства  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны  только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

   В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

   Кроме того, от того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

   Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

   Классификация налогов - это группировка налогов  по различным признакам. Для организации  рационального управления налогообложением классификация налогов имеет  большое значение. Наибольшее распространение  получило деление налогов по способу  изъятия - на прямые и косвенные. В  теории и практике налогообложения  существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти  признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов  налогов и сборов зависит от состояния  общественно-экономических отношений  в стране.

   Налогом признается обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) местные бюджеты.

     Сбором (пошлиной) признается обязательный  платеж в республиканский и  (или) местные бюджеты, взимаемый  с организаций и физических  лиц, как правило, в виде  одного из условий совершения  в отношении их государственными  органами, в том числе местными  Советами депутатов, исполнительными  и распорядительными органами, иными  уполномоченными организациями  и должностными лицами, юридически  значимых действий, включая предоставление  определенных прав или выдачу  специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  Республики Беларусь.

     Не являются налогами, сборами  (пошлинами) платежи, осуществляемые  в рамках отношений, не регулируемых  Налоговым Кодексом и иными  актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов  или иных санкций за нарушение  законодательства.

     Косвенными налогами признаются  налог на добавленную стоимость  и акцизы, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь  или нормами международных договоров,  действующими для Республики  Беларусь.

   Со  времени возникновения государства  именно налоги становятся необходимым  звеном экономических отношений  в рамках самых различных способов производства. Налоговая система  возникла и развивалась вместе с  государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.

   В Республике Беларусь устанавливаются  республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

     Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными  актами и обязательные к уплате  на всей территории Республики  Беларусь.

     Местными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые нормативными  правовыми актами (решениями) местных  Советов депутатов в соответствии  с настоящим Кодексом и обязательные  к уплате на соответствующих  территориях. 

     К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

     • налог на добавленную стоимость;

     • акцизы;

     • налог на прибыль;

     • налоги на доходы;

     • подоходный налог с физических  лиц;

     • экологический налог;

     • налоги с пользователей природных  ресурсов;

     • налоги на имущество;

     • земельный налог;

     • дорожные налоги и сборы;

     • таможенная пошлина и таможенные  сборы;

     • гербовый сбор;

     • оффшорный сбор;

     • консульский сбор;

     • экологический сбор за проезд  автотранспортных средств по

     • территориям национальных парков  и заповедников;

     • государственная пошлина;

     • регистрационные и лицензионные  сборы;

     • патентные пошлины. 

     К местным налогам и сборам  относятся: налог с розничных  продаж; налог за услуги; налог  на рекламу; сборы с пользователей.

     В соответствии с действующим  законодательством для отдельных  категорий плательщиков и видов  хозяйственной деятельности могут  применяться особые режимы налогообложения.

     Особым режимом налогообложения  признается специальный порядок  исчисления и уплаты налогов,  сборов (пошлин).

     К особым режимам налогообложения  относятся:

     • упрощенная система налогообложения;

     • налогообложение в свободных  экономических зонах;

     • налог на игорный бизнес;

     • налог на лотерейную деятельность;

     • единый налог для производителей  сельскохозяйственной продукции;

     • единый налог с индивидуальных  предпринимателей и иных

     • физических лиц, осуществляющих  реализацию товаров (работ, услуг);

     • налогообложение отдельных  категорий плательщиков.

   Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность  и функционирование.

     Экономическая и юридическая  наука выделяют следующие общие  характеристики налоговой системы:

    - порядок установления и ввода  в действие налогов;

    - виды налогов или система  налогов, классификация налогов  в соответствии с национальной  бюджетной классификацией;

Информация о работе Налоговая система в РБ