Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:25, реферат
Введение
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
5.Налоговое администрирование в РБ
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства.
Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
В
РБ к числу государственных
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.
Функции
налоговых органов, их права и
обязанности, права и обязанности
должностных лиц налоговых
Основные задачи налоговых органов:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
-
обеспечение правильного
- обеспечение учета налогов,
-
разработка предложений по
-
осуществление валютного
- предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
-
привлечение к ответственности
лиц, виновных в
-
подготовка налоговых
-
издание методических указаний
и разъяснений о порядке
Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой
считается деятельность, которая
непосредственно влечет правовые последствия
и осуществляется на основе нормативного
оформления (например, издание инструкций,
методических указаний и разъяснений).
Неправовыми формами управления
принято считать
Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в РБ преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными
условиями осуществления
Следует
иметь в виду, что выполнение главной
задачи налогового администрирования
- обеспечение «собираемости» налогов
- зависит не только и не сколько
от эффективности работы налоговых администраций,
сколько определяется, прежде всего, возможностями
самой экономики.
6. Свойства налоговой системы РБ
Налоговая
система должна обладать двумя свойствами:
продуктивностью и
Продуктивность
означает, что налоговые поступления
должны полностью покрывать
На продуктивность налоговой системы влияет неотвратимость платежа, т.к. всегда есть эффект уклонения, когда субъект обложения не уплачивает налог и при этом не переносит эту уплату на другое лицо.
Уклонение может быть непреднамеренным, например, в результате незнания обязанностей или преднамеренным (например, вследствие заведомого обмана или через отказ от покупки товаров, на которые налагается сбор).
Масштабы уклонений зависят от следующих факторов:
-
уровня профессионализма
-
степени информированности
-
эластичности спроса и
- границ деятельности теневой экономики;
- высоты ставок обложения;
- размера налагаемых штрафов и др.
Эластичность
характеризует способность
Существует несколько путей увеличения эластичности:
-
путем простого повышения
-
путем увеличения доли
Эластичность
налоговой системы имеет свои
пределы. По расчетам западных специалистов,
если налоговые изъятия превышают
50-70% от совокупного дохода плательщика,
то налоговая система становиться
неспособной к дальнейшему
7.Основные экономические показатели налоговой
системы
Основные экономические показатели налоговой системы:
1.Налоговое
бремя. В экономически
2.Соотношение
налоговых доходов от
3.
Соотношение прямых и
4.
Структура прямых налогов.
Политико-правовой показатель отражает соотношение компетенции центральных и местных органов власти в вопросах введения налогов. Существует три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней по формированию доходов:
1) разные налоги - каждый уровень власти вводит свои налоги, при этом существует два варианта:
-
полное разделение прав и
- не полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов, т.е. местные органы власти вводят местные налоги по своему усмотрению, но центральные органы власти устанавливают исчерпывающий перечень местных налогов;
2)
разные ставки - основные условия
взимания того или иного
3)
разные доходы. При данной форме
свобода местных органов