Налоговая система в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:25, реферат

Краткое описание

Введение
Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Файлы: 1 файл

Русецкая.docx

— 686.30 Кб (Скачать)

                         5.Налоговое администрирование в РБ 

   Одно  из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов  оказывает мощное регулирующее воздействие  на жизнь общества.

   В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного  хозяйствования, в том числе и  в области налогообложения. Большинство  государственных контролирующих органов  и налогоплательщиков оказалось  не готовым к принципиально новой  экономической ситуации. Прежде платежи  в бюджет осуществлялись автоматически  и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства.

   Возникла  необходимость в создании самостоятельной  государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

   В РБ к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и  иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).

   Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

   Функции налоговых органов, их права и  обязанности, права и обязанности  должностных лиц налоговых органов  изложены в Законе РБ «О государственной  налоговой инспекции Республики Беларусь».

   Основные  задачи налоговых органов:

   - контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,

   - обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения  налогов в бюджет,

   - обеспечение учета налогов,

   - разработка предложений по совершенствованию  налогового законодательства и  организации работы государственных  налоговых органов,

   - осуществление валютного контроля  в пределах своей компетенции,

   - предупреждение, пресечение правонарушений  в сфере своей компетенции,

   - привлечение к ответственности  лиц, виновных в правонарушениях,  предусмотренных законодательством  о налогах и предпринимательстве,

   - подготовка налоговых соглашений  с другими государственными, осуществление  связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,

   - издание методических указаний  и разъяснений о порядке исчисления  и взимания налогов. 

   Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

   Правовой  считается деятельность, которая  непосредственно влечет правовые последствия  и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Неправовыми формами управления принято считать организационные  действия.

   Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый  контроль, который определяется как  контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в РБ преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.

   Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В  настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и  внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим  и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми  актами.

   Следует иметь в виду, что выполнение главной  задачи налогового администрирования - обеспечение «собираемости» налогов - зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется, прежде всего, возможностями самой экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        6. Свойства налоговой системы РБ 

   Налоговая система должна обладать двумя свойствами: продуктивностью и эластичностью.

   Продуктивность  означает, что налоговые поступления  должны полностью покрывать обыкновенные расходы государства. Исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов  превышают половину от величины налоговых  поступлений. На продуктивность влияет размер налоговой ставки. Есть определенная зависимость между величиной  налоговой ставки и суммой поступлений  в бюджет. Эта зависимость отражена Кривой Лаффера, в соответствии с которой, при увеличении ставок налогов, поступления от данного вида платежа в бюджет будут расти, однако, при увеличении ставки сверх определенного уровня повлечет за собой сокращение доходов, т.к. налог становится непомерно большим. Плательщик в данной ситуации прекращает свою деятельность, либо уводит свою деятельность «в тень», либо переводит ее в другую страну.

   На  продуктивность налоговой системы  влияет неотвратимость платежа, т.к. всегда есть эффект уклонения, когда субъект  обложения не уплачивает налог и  при этом не переносит эту уплату на другое лицо.

   Уклонение может быть непреднамеренным, например, в результате незнания обязанностей или преднамеренным (например, вследствие заведомого обмана или через отказ  от покупки товаров, на которые налагается сбор).

   Масштабы  уклонений зависят от следующих  факторов:

   - уровня профессионализма работников  налоговых служб;

   - степени информированности хозяйственных  агентов о действующем законодательстве;

   - эластичности спроса и предложения;

   - границ деятельности теневой  экономики;

   - высоты ставок обложения;

   - размера налагаемых штрафов и  др.

   Эластичность  характеризует способность налоговой  системы к быстрому расширению в  случае чрезвычайных дополнительных расходов государства.

   Существует  несколько путей увеличения эластичности:

   - путем простого повышения ставки  изъятий нескольких налогов (например, подоходного c граждан, на имущество предприятий);

   - путем увеличения доли косвенных  налогов (таможенных пошлин, акцизов)  в общей величине фискальных  поступлений.

   Эластичность  налоговой системы имеет свои пределы. По расчетам западных специалистов, если налоговые изъятия превышают 50-70% от совокупного дохода плательщика, то налоговая система становиться  неспособной к дальнейшему расширению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   7.Основные экономические показатели налоговой системы 

         Основные  экономические показатели налоговой  системы:

   1.Налоговое  бремя. В экономически развитых  странах с социально ориентированной  экономикой среднее значение  налогового бремени - 40-45%. Налоговое  бремя может исчисляться для  экономики страны в целом и  для конкретных налогоплательщиков. Для конкретного налогоплательщика  налоговое бремя показывает долю  совокупного дохода этого лица, который отчуждается в бюджет. В макроэкономическом плане налоговое  бремя – это процентное отношение  всей суммы собираемых в стране  налогов к валовому внутреннему  продукту.

   2.Соотношение  налоговых доходов от внутренней  и внешней торговли. Этот показатель  зависит от состояния экономики  страны в целом. Чем больше  развита промышленность, тем в  больших объемах страна экспортирует  готовый продукт. Правительства,  заинтересованные в развитии  национальной промышленности, уменьшают  или вовсе ликвидируют экспортные  пошлины, поэтому их поступления  незначительны и наоборот, выше  доля доходов бюджета от внутреннего  налогообложения. В менее развитых  странах-экспортерах сырья, протекционистская  политика состоит в увеличении  таможенных сборов, поэтому доля  доходов от внешнеэкономической  деятельности в этих странах  выше.

   3. Соотношение прямых и косвенных  налогов. По механизму взимания  и контроля косвенные налоги  являются более простыми, чем  прямые налоги. Они не требуют  развитого налогового аппарата  и сложной системы расчетов. Поэтому,  как правило, в менее развитых  странах доля косвенных налогов  выше. Кроме того, доходы населения  в этих странах ниже, что также  определяет незначительный уровень  прямых налогов.

   4. Структура прямых налогов. Структура  прямых налогов зависит от  отношений собственности и соответствующих  им распределительных отношений.  В данном случае учитывается,  какая сумма налогов поступает  в бюджет от налогов, взимаемых  с прибыли (дохода) и с других  объектов налогообложения. Если  доля налогов с прибыли (доходов)  незначительна, то это означает, что плательщики не обладают  достаточными доходами и государство  вынуждено добирать налоги с  других объектов.

   Политико-правовой показатель отражает соотношение компетенции  центральных и местных органов  власти в вопросах введения налогов. Существует три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней по формированию доходов:

   1) разные налоги - каждый уровень  власти вводит свои налоги, при  этом существует два варианта:

   - полное разделение прав и ответственности  различных уровней власти в  установление налогов;

   - не полное разделение прав  и ответственности различных  уровней власти в установлении  налогов, т.е. местные органы  власти вводят местные налоги по своему усмотрению, но центральные органы власти устанавливают исчерпывающий перечень местных налогов;

   2) разные ставки - основные условия  взимания того или иного конкретного  налога устанавливают центральные  органы власти, а местные органы  власти определяют ставки налога, по которым исчисляется налог,  зачисляемый конкретной местный  бюджет. При этом общий размер  налоговый ставки также может  ограничиваться центральными органами  власти.

   3) разные доходы. При данной форме  свобода местных органов власти  не значительна, ибо в данном  случае между бюджетами различных  уровней делится сумма собранного  налога.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговая система в РБ