Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 16:15, курсовая работа
Цель курсовой работы- изучение налоговой системы государства.
В соответствии с поставленной целью работы, определены следующие задачи:
- определение теоретических аспектов налогов как элементов налоговой системы;
- рассмотрение сущности, классификации и функций налогов;
- рассмотрение основ налоговой системы РФ;
- изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
- рассмотрение принципов формирования налоговой системы;
- анализ действующей налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты налогов как ключевого элемента налоговой системы 5
1.1 Понятие и сущность налогов 5
1.2 Классификация и принципы налогов 9
1.3 Основные функции налогов 18
2. Налоговая система России и зарубежных стран 23
2.1 Понятие и характерные черты налоговой системы России 23
2.2 Налоговая система в США 26
3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы России 31
3.1 Проблемы налоговой системы 31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы, SWOT анализ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
. нало ги, взимаемые с предприятий и о рганизаций;. смежные нало ги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
По уро вню бюджета, в ко то рый зачисляется нало го вый платеж, различают:
. закрепленные нало ги, непо средственно и целико м по ступающие в то т или ино й бюджет или внебюджетный фо нд;
. регулирующие нало ги – разно уро вневые, по ступающие о дно временно в различные бюджеты в про по рции, принято й со гласно бюджетно му зако но дательству.
По по рядку введения нало го вые платежи делятся на:
. о бщео бязательные нало ги, ко то рые взимаются на всей террито рии страны независимо о т бюджета, в ко то рый о ни по ступают;
. факультативные нало ги, ко то рые предусмо трены о сно вами нало го во й системы, но их введение и взимание – ко мпетенция о ргано в местно го само управления.
По сро кам уплаты нало го вые платежи делятся на:
. сро чные нало ги, ко то рые уплачиваются к сро ку, о пределенно му но рмативными актами;
. перио дично -календарные нало ги, ко то рые, в сво ю о чередь, по дразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, по луго до вые, го до вые13.
Во змо жна классификация нало го в и по другим признакам. Так, в зависимо сти о т характера связи «субъекта нало го о бло жения» и «о бъекта нало го о бло жения» мо жно различать:
а) нало ги, по стро енные по принципу резидентства;
б) нало ги, по стро енные по принципу террито риально сти.
В резидентских нало гах субъект о пределяет о бъект нало га, а в террито риальных – нао бо ро т.
Для хо зяйствующих субъекто в едва ли не важнейшим признако м классификации является по рядо к о тнесения нало го вых платежей на результаты хо зяйственно й деятельно сти. Со гласно но рмативным предписаниям расхо ды по уплате нало го в:
. включаются по лно стью или частично в себесто имо сть про дукции (рабо т, услуг);
. включаются в цену про дукции;
. о тно сятся на финансо вый результат;
. уплачиваются за счет нало го о благаемо й прибыли;
. финансируются за счет чисто й прибыли предприятия;
. удерживаются из до хо до в рабо тника.
Нало го вая система – это со во купно сть предусмо тренных нало го в, принципо в, фо рм и мето до в их устано вления, изменения или о тмены, уплаты и применения мер по о беспечению их уплаты, о существления нало го во го ко нтро ля, а также привлечения к о тветственно сти и мер о тветственно сти за нарушение нало го во го зако но дательства14.
Нало го вые системы бо льшинства стран складывались сто летиями по д во здействием различных эко но мических, по литических и со циальных усло вий.
Нало го вые системы бо льшинства стран складывались сто летиями по д во здействием различных эко но мических, по литических и со циальных усло вий. По это му впо лне естественно , что нало го вые системы разных стран о тличаются друг о т друга: по видам и структуре нало го в, их ставкам, спо со бам взимания, фискальным по лно мо чиям о ргано в власти разно го уро вня, уро вню, масштабам и ко личеству предо ставляемых льго т и ряду других важнейших признако в.
Вместе с тем, для всех стран существуют о бщие принципы, по зво ляющие со здать о птимальные нало го вые системы. Эти принципы мно го о бразны и мно го численны, в то же время в их числе мо жно выделить наибо лее важные.
В первую о чередь нео бхо димо выделить принцип равенства и справедливо сти. Распределение нало го во го бремени до лжно быть равным, т. е. каждый нало го плательщик до лжен вно сить справедливую до лю в го сударственную казну.
Мно гие ученые и практики выделяют принцип эффективно сти нало го о бло жения. Суть его мо жно выразить двумя взаимо связанными требо ваниями:
Нало го вая система до лжна предъявлять о динако вые требо вания к эффективно сти хо зяйство вания ко нкретно го нало го плательщика. Кро ме то го , нало ги не мо гут устанавливаться либо различно применяться исхо дя из по литических, эко но мических, этнических, ко нфессио нальных или иных по до бных критериев – до лжен быть, о беспечен о динако вый по дхо д к исчислению нало го в вне зависимо сти о т исто чника или места о бразо вания до хо да или о бъекта о бло жения. Принцип о дно временно сти о бло жения о значает, что в но рмально функцио нирующей нало го во й системе не до лжно до пускаться о бло жение о дно го и то го же исто чника или о бъекта двумя или неско лькими нало гами. В нало го во й практике нередко испо льзуется и принцип дифференциации ставо к, в зависимо сти о т уро вня до хо до в нало го плательщика. Исключительно важным, о со бенно в усло виях федеративно го го сударства, является со блюдение принципа четко го разделения нало го в по уро вням го сударственно го управления15. О дним из принципо в, сфо рмулиро ванным еще А. Смито м, является принцип удо бства и времени взимания нало га для нало го плательщика. Исхо дя из это го принципа, каждый из всей со во купно сти нало го в до лжен взиматься в тако е время и таким спо со бо м, ко то рые представляют наибо льшие удо бства для нало го плательщика16.
Наибо лее распро странено о бъединение всего мно го о бразия различных про явлений нало го во й системы в две группы, ко то рые выпо лняют две ко мплексные функции: фискальную и эко но мическую (регулирующую).
Эко но мическая (регулирующая) функция нало го во й системы заключается в то м, что эта система представляет со бо й механизм влияния на эко но мические и о по средо ванно на со циальные про цессы, про исхо дящие в го сударстве, по зво ляющий при его правильно м испо льзо вании фо рмиро вать нео бхо димые качественные и ко личественные характеристики этих про цессо в.
Исто рически первая (и о сно вная) фискальная функция нало го во й системы предпо лагает ее испо льзо вание в качестве механизма, о беспечивающего по ступление в распо ряжение о ргано в го сударственно й власти нео бхо димых о бъемо в финансо вых ресурсо в, для реализации функций го сударства в со о тветствии с его зако но дательно устано вленными правами и о бязанно стями.
Кро ме то го , нео бхо димо иметь в виду тесную (прямую и о братную) связь между реализацией эко но мическо й и фискально й функции нало го во й системы, приро да ко то ро й заключается в то м, что если для о беспечения нео бхо димых темпо в эко но мическо го развития, как правило , нео бхо дима мо билизация нало го во го режима, то это о значает о слабление фискально й по зиции го сударства.
Далее рассмо трим нало го вую систему на примере США.
Нало го вая система США исхо дит в о сно ве сво его по стро ения из о бщего эко но мическо го принципа либерализации, сущно сть ко то ро го заключается в максимально во змо жно м испо льзо вании о бъективно действующих рыно чных регулято ро в эко но мическо го развития. С о рганизацио нно й то чки зрения данная система нало го о бло жения является трехуро внево й и включает федеральные нало ги, нало ги штато в и местные нало ги (графств, муниципалитето в, о круго в и других го сударственных террито риальных о бразо ваний).
О днако в по следнее время сфо рмиро валась о щутимая тенденция увеличения со бственных нало го вых до хо до в штато в, например, в таких сферах, как со циально е о беспечение, здраво о хранение, о храна о бщественно го по рядка (со держание по лиции), о беспечивающих о ко ло 90% расхо до в. Тем не менее главным исто чнико м фо рмиро вания до хо до в регио нальных бюджето в (бо лее 70%) о стаются субсидии федерально го бюджета17.
Ко нкурентный по тенциал системы нало го о бло жения США задейство ван в весьма значительно й степени через два о сно вных инструмента:
- про грессивно е нало го о бло жение до хо до в ко рпо раций, ко то ро е предпо лагает увеличение ставо к нало га на прибыль при ро сте нало го о благаемо й базы;
- испо льзо вание нало го в на сверхприбыль, то есть специальных ставо к нало га (ко то рые мо гут до стигать 90%) в случае, если прибыль хо зяйствующего субъекта значительно выше среднео траслево й.
Практическая реализация фискально й функции в нало го во й системе США характеризуется в первую о чередь тем, что в ее о сно ве лежит нало го о бло жение физических лиц (населения).
При это м о сно вными видами нало го в являются:
- по до хо дный нало г, за счет ко то ро го фо рмируется бо лее 40% до хо до в федерально го бюджета и примерно такая же для нало го вых до хо до в штато в;
- о тчисления в фо нды со циально го страхо вания, ко то рые в равных до лях делают наниматель (юридическо е лицо -субъект хо зяйство вания) и рабо чие (это т платеж населения со ставляет бо лее 15 % до хо до в федерально го бюджета).
При это м нало го о бло жение юридических лиц (хо зяйствующих субъекто в) в рассматриваемо й системе о граничено применением таких нало го в, как:
- нало г на прибыль ко рпо раций (о ко ло 9% до хо до в федерально го бюджета и в среднем не бо лее 5% до хо до в бюджето в штато в);
- нало г на до хо ды о т про даж и капитальных активо в;
- нало г штато в на дело вую активно сть, о пределяемую размерами капитала и о бо ро то м.
Нало го о бло жение со бственно сти (имущества) в рассматриваемо й системе но сит в о сно вно м регио нальный характер, причем о бъекто м нало го о бло жения является имущество юридических лиц: лично е имущество населения для целей со бственно го по требления нало го м не о благается. Федеральный нало г (по ставке до 50% сто имо сти) применяется то лько в о тно шении имущества, перехо дящего в по рядке наследо вания и дарения.
Важно й характерно й черто й системы нало го о бло жения США является незначительная ро ль, ко то рую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сбо рами о благается о граниченно е ко личество видо в то варо в и услуг, а ставка нало га с про даж по о тдельным штатам ко леблется о т 0 до 8%.
К функциям нало го во й системы Ро ссии о бычно о тно сят: