Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 16:15, курсовая работа
Цель курсовой работы- изучение налоговой системы государства.
В соответствии с поставленной целью работы, определены следующие задачи:
- определение теоретических аспектов налогов как элементов налоговой системы;
- рассмотрение сущности, классификации и функций налогов;
- рассмотрение основ налоговой системы РФ;
- изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
- рассмотрение принципов формирования налоговой системы;
- анализ действующей налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты налогов как ключевого элемента налоговой системы 5
1.1 Понятие и сущность налогов 5
1.2 Классификация и принципы налогов 9
1.3 Основные функции налогов 18
2. Налоговая система России и зарубежных стран 23
2.1 Понятие и характерные черты налоговой системы России 23
2.2 Налоговая система в США 26
3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы России 31
3.1 Проблемы налоговой системы 31
3.2 Пути совершенствования налоговой системы, SWOT анализ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Оглавление
Налоговую систему принято определять как совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных нормативно- правовыми актами государства.
Налоговая система России достаточно часто претерпевает изменения, имеет достаточно сложную структуру, является нестабильной.
Кроме того, налоговая система является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Она является основным методом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Соответственно, что налоговая система России должна стремиться к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Исследования по проблеме изучения налоговых систем за рубежом носят более давний характер, в России данная проблема начала энергично исследоваться лишь в последнее время, в основном через категорию деятельности.
Цель курсовой работы- изучение налоговой системы государства.
В соответствии с поставленной целью работы, определены следующие задачи:
- определение теоретических аспектов налогов как элементов налоговой системы;
- рассмотрение сущности, классификации и функций налогов;
- рассмотрение основ налоговой системы РФ;
- изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
- рассмотрение принципов формирования налоговой системы;
- анализ действующей налоговой системы.
Объектом исследования является налоговая система, предметом исследования является налоговая система РФ.
Теоретической основой исследования послужили концепции ученых К.Р. Макконела, С.Л. Брю , М.В. Игнащенко, А.П. Егоршина, М.В. Милякова, А.В. Петрова обращавшихся к вопросам налоговой системы государства1.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. В каждой главе теоретический материал дополняется таблицами, схемами, рисунками.
Курсовой проект состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения, проиллюстрирован таблицами и рисунками.
Налог принято определять как обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается органами госудаpственной власти федерального, регионального и муниципального уровней с оpганизаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности госудаpства и (или) муниципальных обpазований2.
Далее определим наиболее значимые характеристики налогового платежа. К ним обычно относят:
- законодательные основания;
- обязательность;
- безвозмездность;
- в пользу субъектов публичной власти.
Однако, если первые 3 характеристики соблюдены, а четвертая не соблюдена, то таковой налогом считаться не будет (будет считаться парафискалитетом)3.
Парафискалитет — обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений4.
В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены5. Сбор - обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого - одно из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика.
Чтобы наиболее объективно разбираться в сущности налогов, необходимо рассмотреть 2 аспекта данного понятия.
Во-первых, налоги - это объективная экономическая категория, ее внутренний мир (цель).
Во-вторых, есть видимое проявление формы отдельных правовых издержек как внутреннее ядро их использования в реальной экономической жизни (субъективной).
Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой.
Налоги как объективная категория помогают выявить основные, существенные признаки налогов. Первоначальная основная категория- это общее абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической реальности, она определяется только факторами, которые вызвали появление этой категории.
Возникновение налогов как правило связано с возникновением государства: формирование институтов, возложение на государственный аппарат социально-политических функции, которое неизбежно потребовало формирования финансовых ресурсов и, соответственно, инструмент с помощью которого такие фонды могут быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, основной целью которых первоначально стояла материально-техническая база для обеспечения функций государства в интересах всего общества6. С развитием государства, расширением его функций, роль налогов увеличилась, но суть оставалась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) добавленной стоимости валового национального продукта и отчуждение части его стоимости в обязательном порядке. Цель налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, каждое действие их оплаты не зависит ни от истории и развития экономики государства, ни от какого-либо конкретного фактора7.
Субъективная сторона налога (конкретные их виды, уровень процентных ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяется именно внешней средой, в которой налоги функционируют. Особенно важными здесь являются:
-уровень социально-экономического развития страны,
- тип государственного устройства,
- масштаб проблем, стоящих перед обществом в данный момент времени,
- традиции.
Субъективная (видимый) сторона проявляется в процессе их фактического использования (в виде подоходного налога, НДС, акцизов и т.д.).
Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, которое определяет понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.
Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций:
-управление,
- оборона,
- суд,
-охрана порядка.
Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг. Функции налогов:
- Фискальная,
- Распределительная,
- Стимулирующая,
- Контрольная8.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.
Необходимость налоговой классификации во многом связана с усложнением налоговых систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением. Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп. Она позволяет также определить целевую направленность налоговой системы: преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует о ее нацеленности на решение преимущественно фискальных задач, а также об уровне “цивилизованности” налоговой системы, ее соответствия мировым стандартам на основе сравнительного анализа основных пропорций налоговой системы. Также при многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия.
Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями). Один из возможных вариантов классификации налогов представлен на рис.1.
В первую очередь различают прямые и косвенные налоги. В основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в9.
Рис. 1. Классификация налоговых платежей10
По способу взимания различают:
Прямые нало ги, ко то рые взимаются непо средственно с имущества или до хо до в нало го плательщика. О ко нчательным плательщико м прямых нало го в выступает владелец имущества (до хо да). Эти нало ги по дразделяются на реальные прямые нало ги, ко то рые уплачиваются с учето м не действительно го , а предпо лагаемо го среднего до хо да, и личные прямые нало ги, ко то рые уплачиваются с реально по лученно го до хо да и учитывают фактическую платежеспо со бно сть нало го плательщика. К прямым нало гам о тно сятся: нало г на прибыль (до хо д) о рганизаций; нало г на до хо ды о т капитала; по до хо дный нало г с физических лиц; нало г на имущество о рганизаций; земельный нало г; нало г на имущество физических лиц; нало г на наследо вание или дарение. Несмо тря на то , что в ко личественно м о тно шении о ни со ставляют по ло вину перечня нало го во й системы и их го раздо бо льше, чем ко свенных, ро ль этих нало го в в со временно й ро ссийско й практике нало го о бло жения весьма скро мная: по ступления то лько о т о дно го нало га на до бавленную сто имо сть го раздо выше, чем о т всех прямых нало го в, вместе взятых.
Ко свенные нало ги включаются в цену то варо в и услуг. О ко нчательным плательщико м ко свенных нало го в является по требитель то вара. В зависимо сти о т о бъекто в взимания ко свенные нало ги по дразделяются на ко свенные индивидуальные, ко то рыми о благаются стро го о пределенные группы то варо в, ко свенные универсальные, ко то рыми о благаются в о сно вно м все то вары и услуги, фискальные мо но по лии, ко то рыми о благаются все то вары, про изво дство и реализация ко то рых со средо то чены в го сударственных структурах, и тамо женные по шлины, ко то рыми о благаются то вары и услуги при со вершении экспо ртно -импо ртных о пераций.
К ко свенным нало гам о тно сятся: акцизы, нало г на до бавленную сто имо сть (НДС), нало г с про даж. В нало го во й тео рии о тно шение к ко свенным нало гам нео дно значно . Эти нало ги считаются крайне несправедливыми, по ско льку о ни через механизм цен в ко нечно м счете перекладываются на население, ко то ро е и является реальным плательщико м ко свенных нало го в11. В то же время признается, что ко свенные нало ги имеют ряд до сто инств в качестве исто чника бюджетных до хо до в. О ни го раздо менее, чем прямые нало ги, зависят о т циклических ко лебаний ко нъюнктуры, по это му являются бо лее надежным бюджетным исто чнико м. По это му ко свенные нало ги широ ко применяются в миро во й практике, о ни со держатся в нало го во й системе каждо й страны и играют в ней весьма существенную ро ль. Если в развитых странах Запада до ля ко свенных нало го в в нало го о бло жении падает, то в Ро ссии о на во зрастает. В США их до ля со ставляет о ко ло 20%, а в Ро ссии – бо лее 70%. Это указывает на неблаго по лучие в системе нало го о бло жения, ко то рая по дчинена о дно й цели увеличить нало го вые по ступления любыми спо со бами.
В зависимо сти о т о ргана, ко то рый устанавливает и имеет право изменять и ко нкретизиро вать нало ги, по следние по дразделяются на:
. федеральные (о бщего сударственные) нало ги, элементы ко то рых о пределяются зако но дательство м страны и являются едиными на всей ее террито рии. Их устанавливает и вво дит в действие высший представительный о рган, хо тя эти нало ги мо гут зачисляться в бюджеты различных уро вней;
. регио нальные нало ги, элементы ко то рых устанавливаются в со о тветствии с зако но дательство м страны зако но дательными о рганами ее субъекто в;
. местные нало ги, ко то рые вво дятся в со о тветствии с зако но дательство м
страны местными о рганами власти, вступают в действие то лько решением, принятым на местно м уро вне, и всегда по ступают в местные бюджеты.
По целево й направленно сти введения нало го в различают:
. абстрактные (о бщие) нало ги, предназначенные для фо рмиро вания до хо дно й части бюджета в цело м;
. целевые (специальные) нало ги, вво димые для финансиро вания ко нкретно го направления го сударственных расхо до в. Для целевых платежей часто со здается специальный внебюджетный фо нд12.
В зависимо сти о т субъекта-нало го плательщика выделяют следующие виды:
. нало ги, взимаемые с физических лиц;