В
целях совершенствования нормативной
правовой базы в области контроля
за недобросовестной конкуренцией разработано
и утверждено постановление Министерства
экономики Республики Беларусь от 17 апреля
2006 г. № 61 «Об утверждении Инструкции о
рассмотрении заявлений (обращений) о
нарушении антимонопольного законодательства
в части осуществления недобросовестной
конкуренции» (зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов Республики Беларусь
28 апреля 2006 г., per. № 8/14358). Данный документ
устанавливает порядок подачи и требований
к подаваемым заявлениям о нарушениях
антимонопольного законодательства
в части осуществления недобросовестной
конкуренции, а также порядок их рассмотрения,
определяет процедуру выявления признаков,
форм недобросовестной конкуренции и
принятия антимонопольным органом решений
о признании факта недобросовестной конкуренции.
Недобросовестной конкуренцией признаются
любые направленные на приобретение преимуществ
в предпринимательской деятельности
действия хозяйствующих
субъектов, которые противоречат
антимонопольному законодательству,
требованиям добросовестности и разумности
и могут причинить или причинили убытки
другим хозяйствующим субъектам — конкурентам
либо нанести ущерб их деловой репутации.
Формы
недобросовестной конкуренции классифицируются
следующим образом:
- все действия,
способные каким бы то ни было способом
вызвать смешение в отношении предприятия,
товаров, предпринимательской деятельности
конкурентов;
- ложные утверждения
при осуществлении предпринимательской
деятельности, способные дискредитировать
предприятие, товары, предпринимательскую
деятельность конкурента;
- неправомерные
указания или утверждения, использование
которых при осуществлении предпринимательской
деятельности может ввести общественность
в заблуждение относительно характера,
свойств, пригодности к применению или
количества товаров конкурента.
В
случаях, когда неправомерные действия
осуществляются на республиканском
товарном рынке либо на местных товарных
рынках нескольких областей, заявления
(обращения) рассматриваются Департаментом
ценовой политики Министерства
экономики Республики Беларусь в случаях,
когда неправомерные действия осуществляются
на местном товарном рынке — управлениями
ценовой политики облисполкомов, Минского
горисполкома.
Срок
рассмотрения заявления (обращения) —
месяц со дня его поступления. В случае
необходимости получения и анализа дополнительный
информации антимонопольный орган вправе
продлить этот срок до двух месяцев.
Решение
о признании факта нарушения
антимонопольного . законодательства
в части осуществления недобросовестной
конкуренции принимается коллегией Департамента
ценовой политики Министерства экономики
(управлений ценовой политики облисполкомов.
Минского горисполкома). По результатам
рассмотрения коллегией вопроса о нарушении
антимонопольного законодательства в
части осуществления недобросовестной
конкуренции принимается соответствующее
решение, которое оформляется протоколом.
Решение доводится до заявителя в пятидневный
срок. По устранению нарушения
антимонопольного законодательства
принимаются меры в порядке, установленном
законодательством.
О
мерах по устранению
нарушений антимонопольного
законодательства:
Министерством
экономики проанализирована ситуация,
связанная с нарушениями Законов Республики
Беларусь «О противодействии монополистической
деятельности" и «О естественных монополиях»
(далее - «Закон о естественных монополиях).
Анализ по итогам за 2005 г в сравнении с
2000 г, показал, что такие нарушения имеют
место, в основном, на местных товарных
рынках. Так в 2000 г. основное количество
нарушений (95%) было допущено хозяйствующими
субъектами. В 2005 г. таких нарушении хозяйствующими
субъектами было допущено 63%, в то время
как органы управления допустили 37% нарушений.
Соответственно, изменилось и структурное
распределение нарушений по статьям Закона
о противодействии монополистической
деятельности. А именно, за 2005 г. выявлено
27 случаев проведения реорганизации
хозяйствующих субъектов
без согласования с антимонопольным органом,
что составило 33,5% от общего числа нарушений.
Примерно в 2 раза по сравнению с 2000 г. выросло
количество выявленных нарушений антимонопольного
законодательства органами управления,
что составило 50% от общего количества
выявленных нарушений в 2005 г. Практически
не выявляются злоупотребления хозяйствующими
субъектами своим доминирующим положением,
соглашения между хозяйствующими субъектами,
ограничивающие конкуренцию. Вместе с
тем в 2005 г. уже возросло количество рассмотренных
проектов реорганизации хозяйствующих
субъектов, а также согласованных сделок
с акциями. В то же время среди мер пресечения
выявленных нарушений превалируют
предупреждения и устные разъяснения
(в 92% случаев), хотя в 2000 г. предписания
выдавались наравне с предупреждениями.
В целом на местных товарных рынках за
2005 г. выявлено более 70 фактов нарушений
Закона о противодействии монополистической
деятельности и около 10 фактов нарушений
Закона о естественных монополиях.
Рассматривая
ситуацию, связанную с соблюдением
антимонопольного законодательства, необходимо
отдельно остановиться на нарушениях,
связанных с ограничениями и
запретами реализации товаров, произведенных
в других регионах республики. В соответствии
с Конституцией Республики Беларусь, все
производимые в республике товары народного
потребления должны свободно обращаться
на ее территории и быть доступными для
всех граждан страны.
Однако
нередко практически во всех регионах
республики имеют место факты запрета
и ограничений на реализацию продукции,
произведённой в других регионах республики.
В первую очередь это касается продуктов
питания: хлебобулочных изделий, мясной
и молочной продукции, мороженого, майонезной
и маргариновой продукции, макаронных
изделий, пива, винно-водочных изделий.
Министерством
экономики рассматривались и
рассматриваются в настоящее
время обращения, в которых указывается
на то, что время о времени складывается
ситуация, когда в отдельных регионах
имеет место лоббирование е местных предприятий
в ущерб производителям других регионов
республики, такая ситуация лишает
потребителей республики права выбора
и приводит к недобросовестной конкуренции.
Такие
запреты местные власти аргументируют
тем, что в их регионах есть свои производители
аналогичной продукции. С точки зрения
государственной конкурентной политики,
такой местечковый подход вредит экономике,
так как препятствует здоровой конкуренции,
ущемляет интересы потребителей.
Однако
местные органы управления (облисполкомы,
райисполкомы, горисполкомы) издают приказы,
принимают решения, распоряжения, совершают
иные действия (в виде устных запретов,
указаний, письменных рекомендаций), в
соответствии с которыми торгующим организациям
запрещается реализовывать товары, произведённые
в других регионах.
Принятие
таких противоправных мер можно
квалифицировать как проявление
монополизма со стороны органов
управления, что является нарушением
статьи 15 Закона о противодействии
монополистической деятельности.
Результатом
и последствиями реализации таких
непопулярных противоправных мер (решений,
распоряжений, приказов) являются:
- исключение
или ограничение доступа на товарный рынок
других хозяйствующих субъектов или ограничение
свободы их конкуренции;
- раздел товарного
рынка по территориальному принципу, видам,
объёмам сделок и кругу потребителей;
- отказ от
заключения договоров с определёнными
продавцами или покупателями;
- незаконное
ограничение права хозяйствующих субъектов
заключать сделки;
- необоснованное
предоставление отдельным хозяйствующим
субъектам льгот, ставящих их в преимущественное
положение по отношению к другим хозяйствующим
субъектам на товарном рынке того же товара.
В
соответствии с Законом о противодействии
монополистической деятельности, государственным
органам запрещается издавать акты, принимать
решения, совершать какие-либо действия,
которые ограничивают самостоятельность
хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные
условия их деятельности, ограничивают
конкуренцию, а также причиняют вред правам,
свободам и законным интересам хозяйствующих
субъектов или граждан.
В
случае совершения юридическими и физическими
лицами, индивидуальными предпринимателями,
государственными органами, их должностными
лицами противоправных деяний, нарушающих
требования действующего антимонопольного
законодательства, антимонопольным органом
применяются меры, направленные на устранение
этих нарушений, а именно:
- выносятся
предписания о прекращении противоправной
деятельности и об устранении вредных
последствий, возникших в ее результате;
- составляются
протоколы об административных правонарушениях;
- принимаются
иные необходимые меры.
Следует
отметить также, что по вопросам соблюдения
антимонопольного законодательства имеются
соответствующие поручения Правительства
Республики Беларусь, в которых руководителям
органов местного управления поручается
принять меры по недопущению нарушений
антимонопольного законодательства на
местных товарных рынках, акцентировать
внимание на причинах, побуждающих к нарушениям,
и возникающих последствиях с внесением
конкретных предложений по наведению
порядка.
В
связи с этим на уровне Правительства
Республики Беларусь утверждены Мероприятия
по устранению нарушений антимонопольного
законодательства на местных товарных
рынках от 14 марта 2006 г. №
11/225-220, предусматривающие конкретные
действия рай (гор-, обл-) исполкомов по
исполнению функций государственной конкурентной
политики в регионах.
В
целях совершенствования антимонопольного
законодательства в части определения
процедуры применения мер по устранению
нарушений антимонопольного законодательства
разработано и утверждено постановление
Министерства экономики Республики Беларусь
от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции
о применении мер, направленных на устранение
нарушений антимонопольного законодательства»
(зарегистрировано в Национальном реестре
правовых актов Республики Беларусь 3
мая 2006 г., pег. № 8/14376).
Согласно
данной Инструкции, основанием для
применения мер, направленных на устранение
нарушений антимонопольного законодательства,
являются выявленные и установленные
факты нарушений антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами, государственными
органами, их должностными лицами.
Если
неправомерные действия осуществляются
на республиканском товарном рынке либо
на товарных рынках нескольких областей,
заявления о нарушениях антимонопольного
законодательства рассматриваются Департаментом
ценовой политики Министерства экономики
Республики Беларусь. Управления ценовой
политики облисполкомов. Минского горисполкома
рассматривают эти вопросы, когда неправомерные
действия осуществляются на местном товарном
рынке. Срок рассмотрения заявлений —
один месяц, при необходимости получения
дополнительной информации он продлевается
до двух месяцев.
Основными
нарушениями антимонопольного законодательства
являются:
- деятельность
(действия или бездействие) хозяйствующего
субъекта, занимающего доминирующее положение
на товарном рынке, в том числе совместно
с другими хозяйствующими субъектами,
если эта деятельность имеет или может
иметь своим результатом ограничение
конкуренции либо причинение вреда правам,
свободам и законным интересам других
хозяйствующих субъектов или потребителей;
- вступление
в объединения или их создание (существование),
заключение и осуществление в любой форме
соглашений (согласованных действий) между
хозяйствующими субъектами, договоренность
осуществлять или осуществление других
видов координированной деятельности,
если последствия этих действий устраняют
или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют
ее установлению или развитию (могут повлечь
устранение, ограничение конкуренции
или воспрепятствовать ее установлению
или развитию);
- полностью
или частично достигнутые в любой форме
соглашения (согласованные действия) хозяйствующих
субъектов, один из которых занимает доминирующее
положение на товарном рынке, а другой
является его контрагентом, если такие
соглашения (согласованные действия) имеют
либо могут иметь своим результатом устранение,
ограничение конкуренции или воспрепятствование
ее установлению или развитию;
- реорганизация
хозяйствующих субъектов, создание холдинговых
компаний, союзов, ассоциаций и других
объединений хозяйствующих субъектов
без получения согласия антимонопольного
органа;
- совершение
сделок с акциями, принадлежащими хозяйствующим
субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными
паевыми взносами в имущество кооперативов
(паями), долями уставных фондов хозяйствующих
субъектов без получения согласия антимонопольного
органа в случаях, когда получение такого
согласия обязательно в соответствии
с антимонопольным законодательством;
- непредставление
заявления физическим лицом в случае его
вхождения (избрания, назначения) в уставные
(руководящие) органы двух и более хозяйствующих
субъектов, внесенных в Государственный
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках
по одной и той же товарной группе либо
по группам товаров различных стадий одного
и того же производственно-сбытового процесса,
в сроки, установленные антимонопольным
законодательством;
- незаконное
использование хозяйствующим субъектом
не принадлежащего ему фирменного наименования,
товарного знака (знака обслуживания),
наименование места происхождения товара
на товарах, их упаковке, на вывесках, при
демонстрации экспонатов на выставках
и ярмарках, в рекламных материалах, печатных
изданиях и иной документации; введение
в гражданский оборот товаров с незаконным
использованием результатов интеллектуальной
деятельности, средств индивидуализации
участников гражданского оборота или
их товаров; незаконное копирование внешнего
вида товаров другого хозяйствующего
субъекта, за исключением случаев, когда
копирование товара или его частей (узлов,
деталей) обусловлено исключительно их
техническим применением; введение в гражданский
оборот товаров другого хозяйствующего
субъекта, за исключением случаев, когда
копирование товара или его частей (узлов,
деталей) обусловлено исключительно их
техническим применением; введение в гражданский
оборот другого хозяйствующего субъекта
с использованием собственных средств
индивидуализации товара, если иное не
предусмотрено договором, заключённым
между хозяйствующими субъектами, влекущее
смешение в отношении хозяйствующих субъектов,
товаров или предпринимательской деятельности
конкурентов;
- неправомерные
утверждения при осуществлении предпринимательской
деятельности, способные дискредитировать
хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую
деятельность конкурента;
- неправомерные
указания или утверждения при осуществлении
предпринимательской деятельности, которые
могут ввести в заблуждение относительно
характера, свойств, способа и места изготовления,
пригодности к применению или количества
товаров конкурента, способные повлиять
на свободу выбора потребителя при приобретении
товаров или заключении сделки;
- призывы,
обращения к другим хозяйствующим субъектам,
иные действия или угроза действием со
стороны хозяйствующего субъекта в целях
бойкотирования или препятствования предпринимательской
деятельности конкурента, действующего
на данном рынке или стремящегося в него
вступить; распространение хозяйствующим
субъектом ложных заявлений и сведений
о собственном товаре в целях сокрытия
несоответствия его своему назначению
или предъявляемым к нему требования в
отношении качества, потребительских
и иных свойств; действия хозяйственного
субъекта, направленные на препятствование
формированию деловых связей конкурента,
на их нарушение или расторжение; действия
хозяйствующего субъекта, направленные
на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской
деятельности конкурента и (или) его делового
партнера;
- полностью
или частично достигнутые в любой форме
соглашения (согласованные действия) государственного
органа с другим государственным органом
либо с хозяйствующим субъектом, которые
имеют либо могут иметь своим результатом
ограничение конкуренции и (или) причинение
вреда правам, свободам и законным интересам
хозяйствующих субъектов или граждан;
- принятие
(издание) актов, заключение соглашения,
совершение иных действий государственными
органами, которые ограничивают самостоятельность
хозяйствующих субъектов, создают
дискриминационные условия деятельности
для отдельных хозяйствующих субъектов,
если такие акты или действия имеют либо
могут иметь свои результатом ограничение
конкуренции и (или) причинение вреда
правам, свободам и законным интересам
хозяйствующих субъектов или граждан,
если иное не установлено законами и (или)
актами Президента РБ, принятыми (изданными)
в соответствии с Конституцией РБ:
- непредставление
в установленный срок по запросу антимонопольного
органа информации, необходимой для осуществления
им функций, предусмотренных антимонопольным
законодательством; препятствие осуществлению
его полномочий и невыполнение его законных
указаний;
- неисполнение
субъектами естественных монополий
и их руководителями в срок решения органа
регулирования деятельности субъектов
естественных монополий; совершение
сделок субъектами естественных монополий
и их руководителями без получения согласия
органа регулирования деятельности субъектов
естественных монополий в случаях, когда
получение такого согласия обязательно
в соответствии с законодательством
о естественных монополиях; непредставление
субъектами естественных монополий и
их руководителями органу регулирования
деятельности субъектов
естественных монополий отчета о деятельности
по форме и в сроки, установленные этим
органом;
- непредставление
субъектами естественных монополий и
их руководителями, юридическими
лицами, не являющимися субъектами естественных
монополий, их руководителями и иными
физическими лицами органу регулирования
деятельности субъектов естественных
монополий уведомления о совершении сделок
с акциями (долями в уставных фондах) субъектов
естественных монополий в случаях, когда
представление такого уведомления обязательно
в соответствии с законодательством о
естественных монополиях;
- непредставление
должностными лицами государственных
органов, юридическими лицами, не являющимися
субъектами естественных монополий, их
руководителями и иными физическими лицами
в срок по требованию органа регулирования
деятельности субъектов естественных
монополий документов или иной информации,
необходимых для осуществления его деятельности,
либо представление заведомо недостоверных
сведений;
- нарушение
законодательства о естественных монополиях,
в том числе разглашение сведений, составляющих
коммерческую тайну, должностными лицами
органа регулирования деятельности субъектов
естественных монополий.