Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение сущности монопольной власти, анализ её источников и показателей, выявление социально-экономических последствий и рассмотрение влияния антимонопольного регулирования на неё.

Оглавление

I) Ведение…………………………………………………………………..4
1) Монополистические тенденции и монополии…………………………...6
Монопольная власть: источник, показатели, социально – экономические последствия…………………………………………………………………….13
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование…...21
Проблема монополизма в Республике Беларусь……………………...24

II) Заключение..……………………………………………………………..36
III) Список использованной литературы………………………………….38

IV) Приложение А…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

    Список  использованных источников: 

  1. Ахрамчук  А.Н., Гюрджан В.А, Кулаженко В.Г. Рыночная экономика и антимонопольное законодательство Беларуси / Право и экономика / Минск, 1994 – 116с.
  2. Веленто И.И., Казанцев Е.Ю. Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь // Веснiк Гродзенскага дзяржаунага унiверсiтэта iмя Я. Купалы. – 2005. - №4. – с.86
  3. Ганакова Е.В. О совершенствовании законодательства // Экономика. Финансы. Управление. - 2006. - №7. – с.77
  4. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998г. // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1999. - №7-9. – Ст.101.
  5. Дмитриева Н.Ю. Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в Республике Беларусь // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2008. - №1(46) – с.43
  6. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. с изм. и доп. От 24 ноября 1996г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №1. – Рег. №1.
  7. Макконел К.Р, Брю С.Л.  Экономикс: принципы, проблемы и политика./ Москва, 1992 – 548 с.
  8. Мацулевич И.А. Экономические и организационно-правовые предпосылки развития конкурентных отношений в экономике Республики Беларусь // Веснiк БДЭУ. – 2005. - №5, с.26
  9. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10.12.1992г. № 2034 – XII (в ред. Закона от 10.01.2000г. №364-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - №8. – 2/139.
  10. Об утверждении инструкции по выявлению монопольных цен: Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000г. , №10 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - №51. – 8/3471.
  11. Об утверждении инструкции по организации и проведении антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующим на товарных рынках: Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций республики Беларусь от 28 апреля 2000г., №10 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - №82. – 8/3888.
  12. Об утверждении положения о государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положения на товарных рынках: Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций республики Беларусь от 28 апреля 2000г., №10 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. - №74. – 8/3751.
  13. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Москва, 1992 – 291с.
  14. Полоник И. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. – 2006. -  №1. – с. 18
  15. Полоник С.С. Антимонопольный контроль экономической концентрации // Экономический бюллетень. – 2006. - №1 – с.54  
  16. Республика Беларусь в цифрах: Краткий статистический сборник 2005 / Минск, 2005  – с.208
  17. Санько Г.Г. Монополия и конкуренция /  Минск: БГЭУ, 1999 – 165с.
  18. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006. – с.263.
  19. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007. – с.369.
  20. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008 – с.543.
  21. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. – с.543.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  А. 

    О совершенствовании  законодательства. 

    О конкуренции в  Республике Беларусь. 

    Создание  рыночной экономики предполагает формирование необходимых условий для конкурентных отношений. Основными действиями при  этом являются создание законодательной базы, а также постоянное совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля, правовых и социально-экономических условий формирования конкурентного рынка.

    Действующая в Республике Беларусь нормативная  правовая база в области антимонопольной и конкурентной политики начала разрабатываться в начале 90-х годов и в настоящее время представлена 17 законодательными и нормативными правовыми актами. [3, c.77]

    Главным законодательным актом антимонопольного законодательства является Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034 XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон о противодействии монополистической деятельности). Данный Закон относится к серии рыночных законов и считается одним из важнейших в этом ряду. Во исполнение Закона о противодействии монополистической деятельности и в целях совершенствования антимонопольного законодательства в I квартале 2006 г. Министерством экономики Республики Беларусь разработаны нормативные правовые акты по:

    -     контролю за согласованными действиями;

    -     контролю за недобросовестной конкуренцией;

    - применению мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства. 

    О контроле за согласованными действиями:

    В соответствии с действующим антимонопольным законодательством, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

  • раздел товарного рынка по территориальному принципу; видам, объемам сделок: видам, объемам товаров и их ценам; кругу потребителей;
  • исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
  • необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
  • необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
  • осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
  • иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

    Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

    Вместе  с тем, согласно Закону о противодействии  монополистической деятельности, хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются вышеуказанные признаки, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

    Постановлением  Министерства экономики Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 57 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24 апреля 2006 г., per. № 8/14343).

    Данная  Инструкция устанавливает порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству, а также требования к содержанию и форме представления необходимых сведений.

    Департамент ценовой политики Министерства экономики рассматривает вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:

  • которые могут привести к устранению и (или) ограничению конкуренции на республиканских товарных рынках либо на местных товарных рынках нескольких областей;
  • участником  которых  является хозяйствующий субъект, занимающий      доминирующее положение на товарном рынке Республики Беларусь;
  • участником которых является иностранное юридическое или физическое лицо;
  • участник (участники) которых имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

    Управления  ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:

  • которые могут привести к устранению и (или) ограничению конкуренции на местных товарных рынках,
  • участником которых является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на местных товарных рынках.

    Заявление рассматривается в течение одного месяца со дня принятия его к рассмотрению. В случае необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения заявления может быть продлен до двух месяцев.

    При рассмотрении заявления антимонопольный орган:

  • устанавливает товарные и географические границы рынков, на которых участники соглашения намерены осуществить согласованные действия;
  • оценивает степень развития конкуренции на соответствующих товарных рынках;
  • определяет возможность; ограничения конкуренции посредством осуществления согласованных действий.

    По  результатам рассмотрения заявления  даётся заключение: об удостоверении  соответствия соглашений хозяйствующих  субъектов антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству. Заключение об отказе признать соглашения (согласованные действия) соответствующими антимонопольному законодательству даётся, если последствия соглашений( согласованных действий приведут или могут привести к устранению или ограничению  конкуренции, препятствует  или могут препятствовать её установлению или развитию. 

    О контроле за недобросовестной конкуренцией:

      Предупреждение и пресечение  недобросовестной конкуренции    являются важными  направлениями   в   антимонопольном  законодательстве    РБ, которые тесно связаны с авторским и патентам правом, регулированием отношений деятельности в сфере промышленной собственности.

    Необходимость развития данных направлений деятельности антимонопольного органа обусловлена  прежде всего построением в РБ социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Правовые нормы Закона о противодействии монополистической деятельности направлены в том числе, на выполнение триединой задачи:

  • обеспечение охраны интересов конкурентов;
  • защита интересов потребителей;
  • сохранение и повышение качества конкуренции в интересах общества в целом.

    Тем самым в основу критерия, определяющего  недобросовестность тех или иных действий в конкурентной борьбе, положен  прагматический подход: полезны или вредны эти действия для субъектов хозяйствования, потребителей и государства.

    Эффективный контроль за недобросовестной конкуренцией имеет важное значение для формирования в республике цивилизованной конкурентной среды, развития честных приёмов ведения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), обеспечения охраны интересов хозяйствующих субъектов, защиты интересов потребителей, сохранения и повышения качества продукции в интересах общества в целом.

    Отдельные вопросы, связанные  с недобросовестной конкуренцией. Регулируются Гражданским кодексом РБ, Кодексом РБ об  административных правонарушениях и Уголовным кодексом РБ. В Гражданском кодексе содержится перечисление форм недобросовестной конкуренции. Уголовным и Административным кодексами за действия, расцениваемые как недобросовестная конкуренция, предусмотрена, соответственно, уголовная и административная ответственность.

    В   действующем   законодательстве Республики Беларусь,  в части  контроля за недобросовестной   конкуренцией,   учтена  утвердившаяся в мире практика законодательного обеспечения добросовестного и этичного коммерческого   поведения   самих субъектов хозяйствования и ; интересов их конкурентов. Концептуальные  положения такой  практики определены Парижской  Конвенцией, статьей 10 которой установлено: «...Любой факт конкуренции, противоречащий практике добросовестности в промышленных или коммерческих  делах, представляет собой акт  недобросовестной конкуренции». Республика Беларусь является государством, подписавшим Парижскую Конвенцию по охране промышленной собственности, в которой определено, что каждое договаривающееся государство должно обеспечить защиту от недобросовестной   конкуренции (25 декабря 1991 г. Республикой Беларусь оформлено правопреемство от СССР — члена Парижской Конвенции).

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия