Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:11, курсовая работа
целью данной работы является изучение сущности монопольной власти, анализ её источников и показателей, выявление социально-экономических последствий и рассмотрение влияния антимонопольного регулирования на неё.
I) Ведение…………………………………………………………………..4
1) Монополистические тенденции и монополии…………………………...6
Монопольная власть: источник, показатели, социально – экономические последствия…………………………………………………………………….13
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование…...21
Проблема монополизма в Республике Беларусь……………………...24
II) Заключение..……………………………………………………………..36
III) Список использованной литературы………………………………….38
IV) Приложение А…………………………………………………………..40
Список
использованных источников:
Приложение
А.
О
совершенствовании
законодательства.
О
конкуренции в
Республике Беларусь.
Создание
рыночной экономики предполагает формирование
необходимых условий для
Действующая в Республике Беларусь нормативная правовая база в области антимонопольной и конкурентной политики начала разрабатываться в начале 90-х годов и в настоящее время представлена 17 законодательными и нормативными правовыми актами. [3, c.77]
Главным
законодательным актом
- контролю за согласованными действиями;
- контролю за недобросовестной конкуренцией;
-
применению мер, направленных на устранение
нарушений антимонопольного законодательства.
О контроле за согласованными действиями:
В соответствии с действующим антимонопольным законодательством, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.
Вместе с тем, согласно Закону о противодействии монополистической деятельности, хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются вышеуказанные признаки, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.
Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 57 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24 апреля 2006 г., per. № 8/14343).
Данная Инструкция устанавливает порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству, а также требования к содержанию и форме представления необходимых сведений.
Департамент ценовой политики Министерства экономики рассматривает вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:
Управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы о соответствии положений антимонопольному законодательству:
Заявление
рассматривается в течение
При рассмотрении заявления антимонопольный орган:
По
результатам рассмотрения заявления
даётся заключение: об удостоверении
соответствия соглашений хозяйствующих
субъектов антимонопольному законодательству
или об отказе признать их соответствующими
антимонопольному законодательству. Заключение
об отказе признать соглашения (согласованные
действия) соответствующими антимонопольному
законодательству даётся, если последствия
соглашений( согласованных действий приведут
или могут привести к устранению или ограничению
конкуренции, препятствует или могут
препятствовать её установлению или развитию.
О контроле за недобросовестной конкуренцией:
Предупреждение и пресечение
недобросовестной конкуренции
Необходимость развития данных направлений деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в РБ социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Правовые нормы Закона о противодействии монополистической деятельности направлены в том числе, на выполнение триединой задачи:
Тем самым в основу критерия, определяющего недобросовестность тех или иных действий в конкурентной борьбе, положен прагматический подход: полезны или вредны эти действия для субъектов хозяйствования, потребителей и государства.
Эффективный контроль за недобросовестной конкуренцией имеет важное значение для формирования в республике цивилизованной конкурентной среды, развития честных приёмов ведения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), обеспечения охраны интересов хозяйствующих субъектов, защиты интересов потребителей, сохранения и повышения качества продукции в интересах общества в целом.
Отдельные вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией. Регулируются Гражданским кодексом РБ, Кодексом РБ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РБ. В Гражданском кодексе содержится перечисление форм недобросовестной конкуренции. Уголовным и Административным кодексами за действия, расцениваемые как недобросовестная конкуренция, предусмотрена, соответственно, уголовная и административная ответственность.
В действующем законодательстве Республики Беларусь, в части контроля за недобросовестной конкуренцией, учтена утвердившаяся в мире практика законодательного обеспечения добросовестного и этичного коммерческого поведения самих субъектов хозяйствования и ; интересов их конкурентов. Концептуальные положения такой практики определены Парижской Конвенцией, статьей 10 которой установлено: «...Любой факт конкуренции, противоречащий практике добросовестности в промышленных или коммерческих делах, представляет собой акт недобросовестной конкуренции». Республика Беларусь является государством, подписавшим Парижскую Конвенцию по охране промышленной собственности, в которой определено, что каждое договаривающееся государство должно обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции (25 декабря 1991 г. Республикой Беларусь оформлено правопреемство от СССР — члена Парижской Конвенции).
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия