Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение сущности монопольной власти, анализ её источников и показателей, выявление социально-экономических последствий и рассмотрение влияния антимонопольного регулирования на неё.

Оглавление

I) Ведение…………………………………………………………………..4
1) Монополистические тенденции и монополии…………………………...6
Монопольная власть: источник, показатели, социально – экономические последствия…………………………………………………………………….13
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование…...21
Проблема монополизма в Республике Беларусь……………………...24

II) Заключение..……………………………………………………………..36
III) Список использованной литературы………………………………….38

IV) Приложение А…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

    Закрытая  монополия – это монополия, которая  защищена юридическими и экономическими барьерами.

    Производственная монополия – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производство которой обуславливает крупные размеры и наличия тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.

    Организационная монополия выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий и организаций. Возникает при высоком уровне концентрации производства, связана с существованием отраслевых министерств. Это не что иное, как искусственная монополия, означающая централизованное руководство какой-либо сферой производства.

    Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение. [7, c.521]

    Важнейшей функцией монополии выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией, конкурирующей с его собственной. 

    Барьеры для входа в  отрасль.

    Барьер  для входа в отрасль -  ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными.

    Барьеры, ограждающие монополию, могут быть установлены государством, обусловлены превосходством монополиста в используемых им технологий либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений.

    Можно выделить несколько основных типов  барьеров для входа в отрасль: патенты и авторские права, исключительные права, полученные от государства.

    Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или  произведений искусства, литературы, музыки, исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются  эксклюзивные права на реализацию продукта.

    Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого  монополиста может выступать само государство. 

    Решение монополиста относительно объёма производства.

      
 
 
 
 
 
 

      
 

    Какое количество товара должен производить  монополист? Чтобы максимизировать  прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для  монополиста. На рис.1 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода МR и кривые средних и предельных издержек - АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

    Как мы можем проверить, что Q* - объем  производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - и соответственно получает более высокую цену . Как показывает рис.1, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем , он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между и Q*. [13, с. 293]

    На  рис.1 больший объем производства также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем , он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и . Мы также можем показать алгебраически, что объем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль равна разности между доходом и издержками, которые представляют собой функцию от Q:

     (Q) = R(Q) - C(Q)

    По  мере того как Q растет, начиная с  нуля, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким  образом, объем производства Q максимизирует  прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю (т.е. ). Тогда:

      .

    Но    является предельным доходом, а - предельными издержками, и поэтому условием максимизации прибыли является MR - MC = 0 или MR = MC. 

    Правило «большого пальца» для ценообразования.

    Мы  знаем, что цена и объем производства должны быть такими, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам, но как может практически руководитель фирмы правильно определить соответствующие цену и объем производства? Большинство руководителей располагают ограниченной информацией о кривых средних и предельных доходов, с которыми сталкиваются их фирмы. Они также располагают информацией о предельных издержках фирмы лишь для изменяющихся в определенных пределах объемов производства. Я, следовательно, хочу перевести условие равенства предельного дохода и предельных издержек в универсальное правило, которым легче пользоваться на практике. [13, 297с.]

    Чтобы сделать это, мы должны переписать формулу  предельного дохода следующим образом:

    

    Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции, обладает двумя свойствами. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: (1)*(Р) = Р. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене , которое уменьшает доход от всей проданной продукции (т.е. изменение дохода ). Таким образом: .

    Правую  часть формулы мы получили, умножив  выражение на Р, а затем разделив его на Р. Вспомним, что эластичность спроса выражается как E = . Таким образом, есть выражение, обратное эластичности спроса следовательно, при объеме производства, максимизирующем прибыль, можно записать:

     .

    Теперь, так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам:

    P + P ( ) = MC,

    или,        (1)

    Данная  формула представляет собой правило "большого пальца" для ценообразования. Левая часть уравнения  выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком. Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы выразить цену через предельные издержки:

    P=                                                                                                   (2)

    Как сравнить цену, устанавливаемую монополистом, с ценой в условиях свободной  конкуренции? На совершенном конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Как показывает уравнение (1), если спрос чрезвычайно эластичен, представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет близка к предельным издержкам и, таким образом, монополизированный рынок будет очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень эластичен, монополисту достается незначительная прибыль. 

    Смещение  спроса.

    На  конкурентном рынке существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость отражена кривой предложения, которая совпадает с кривой издержек производства для отраслей в целом. Кривая предложения показывает, сколько будет производиться продукции по каждой цене.

      В условиях монополизированного  рынка кривая предложения отсутствует.  Другими словами, нет пропорциональной  зависимости между ценой и  производимым количеством. Причина  заключается в том, что решение  монополиста по объему производства  зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства.

    Изменение спроса обычно вызывает изменения как  цены, так и объема выпуска продукции. Однако между монопольным и конкурентным предложением существует важное различие. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам. [13, с.299] 

    Воздействие налога.

    Налог на объем производства также влияет на монополиста иначе, чем на отрасль с конкурирующими производителями. Введение налога на единицу продукции в отрасли с конкурирующими производителями приводит к увеличению рыночной цены на величину, которая несколько меньше налога, и что бремя налога несут как производители, так и потребители. При монополии, однако, цена может возрастать на величину, превышающую размер налога.

      Проанализировать воздействие налога  на монополиста несложно. Предположим,  каждая единица продукции облагается  определенным налогом в t долл., так что монополист должен платить правительству t долл. за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки фирмы возросли на величину налога t. Если первоначальные издержки фирмы составляли МС, ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит так:

    МК = МС + t

      
 
 
 
 
 

      
 
 

    На графике мы смещаем кривую предельных издержек вверх на величину t и обнаруживаем новую точку пересечения с кривой предельного дохода (рис.2). Здесь и - соответственно объем производства и цена до обложения налогом, а и - объем выпуска и цена после введения налога. [13, с.300]

    Смещение  кривой предельных издержек вверх приводит к уменьшению объема производства и  повышению цены. Иногда цена растет на величину меньше налога, но далеко не всегда (на рис.2 цена поднялась выше размеров налога). Это было бы невозможно на конкурентном рынке, но может случиться на монопольном рынке, так как в последнем случае отношение цены к предельным издержкам зависит от эластичности спроса. Предположим, например, что монополист сталкивается со спросом с постоянной эластичностью -2. Тогда согласно уравнению (2) цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге t предельные издержки увеличиваются до МС + t и цена возрастает до 2 (МС + t) = 2 МС + 2t, т.е. возрастает на удвоенную величину налога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия