Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение сущности монопольной власти, анализ её источников и показателей, выявление социально-экономических последствий и рассмотрение влияния антимонопольного регулирования на неё.

Оглавление

I) Ведение…………………………………………………………………..4
1) Монополистические тенденции и монополии…………………………...6
Монопольная власть: источник, показатели, социально – экономические последствия…………………………………………………………………….13
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование…...21
Проблема монополизма в Республике Беларусь……………………...24

II) Заключение..……………………………………………………………..36
III) Список использованной литературы………………………………….38

IV) Приложение А…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

    3) Взаимодействие между фирмами

    Конкурентная  стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

    Однако  фирмы могут и не конкурировать  между собой и даже вступать в  сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель  и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

    Таким образом, фирмы могут взаимодействовать  различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают. [13.c. 308]

     Монопольная власть фирмы часто  меняется по времени, как и условия  ее деятельности (рыночный спрос и  издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе. 

    Социально-экономические  последствия монопольной  власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

    На  конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

    Мы  можем ответить на этот вопрос, сравнивая  излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного  рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис.6 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как и . На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена и количество продукции должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены и количества к монопольным цене и количеству продукции .

    При монополии цена выше и потребители  покупают меньше продукции. Из-за более  высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене , но купили бы его по цене , также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи ( - ) по цене . Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

    Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые  превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии. [13.c. 312] 

    Таким образом можем сделать следующие  выводы относительно эффективности  монополий:

  1. С точки зрения выпуска, цены и распределения ресурсов, монополия неэффективна, т.к. монополист максимизирует свою прибыль, искусственно создавая дефицит продукции и взвинчивая цены. В результате возникает недоиспользование производственных мощностей.
  2. С точки зрения издержек производства можем сказать следующее: в долгосрочном периоде монополия чаще всего имеет дело с положительным эффектом масштаба производства, т.е. со снижением средних издержек. Но отсутствие прямых конкурентов не заинтересовывает монополиста в снижении затрат путём внедрения инноваций.

    Отметим, что проблемами общественных издержек монопольной власти занимается государство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Антимонопольная  политика и антимонопольное  регулирование. 

    Антимонопольное регулирование в конце XIX в. пришло на смену антимонопольному движению, как одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики. Антимонопольное регулирование корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Регулярной функцией государства антимонопольное регулирование стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной экономике в своем подавляющем большинстве были и остаются продуктом развития товарного производства и конкуренции. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве, либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой, либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения.

    Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

    а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений;

    б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

    в) необходимость зашиты интересов  общества от некоторых предпринимателей. [17. C.217]

    Целесообразность  и разумность являются принципами современной  антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализации. При этом антимонопольные органы в развитых странах руководствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо".

    Выделяют  антитрестовскую и антикартельную направленность антимонопольного законодательства.

    Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью  утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и диверсификации производства. Кроме того, в ряде стран приняты законы, действующие против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвращение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.

    Антимонопольное регулирование - это регулирование  уровня концентрации и монополизации, стратегии и тактики внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование предприятий, допускающих  злоупотребления своим доминирующим положением.

    Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование  конкуренции основано на принятии законодательных  актов и на контроле за их соблюдением со стороны государства. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики. Методы нормативно-ориентирующего воздействия представляют собой правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Их главная цель - стимулирование предпринимательской активности различных субъектов. Во всех развитых странах на общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

    В реализации антимонопольной политики важное значение имеет четкость классификации  отраслей.

    Горизонтальное  слияние предполагает объединение  фирм одной отрасли. Не допускаются  слияния фирм, снижающие конкуренцию, т.е. превышающие допустимый уровень концентрации производства. К типичным горизонтальным ограничениям и серьезным нарушениям антимонопольного законодательства относятся картельные договоры, которые регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают единые условия торговли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора его участниками.

    Вертикальное  слияние означает объединение фирм различных отраслей по принципу технологической  связи производственных процессов, образующее комбинат с замкнутым  производственным циклом. Причем ограничительные условия принимаются в одностороннем порядке, поскольку господствующий на рынке предприниматель способен навязать свои требования более слабому контрагенту. К таким ограничениям конкуренции относятся договоры об исключительных торговых операциях, установление или поддержка перепродажных цен, ограничительные условия в договорах о передаче прав на объекты промышленной собственности (договоры-уступки и лицензионные соглашения).

    Конгломеративное  слияние происходит путем объединения  фирм различных отраслей, технологически не связанных между собой. Таким образом, фирма диверсифицирует свое производство.

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что объединение фирм (и вертикальное, и горизонтальное, и конгломеративное) нельзя считать только отрицательным явлением. Слияние компаний может повысить эффективность производства за счет как снижения издержек путем роста масштабов производства, так и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.п.). Оно может способствовать решению финансовых проблем участников, дисциплинировать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок комплектующих и т.д.

    Некоторые виды и формы монополии современная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, которая захватывает значительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии, позволяющей ей продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли. Не подлежит судебному преследованию естественная монополия, поскольку возникновение ее закономерно, а попытки уничтожения - либо бесцельны, либо экономически нерациональны.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия