Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение сущности монопольной власти, анализ её источников и показателей, выявление социально-экономических последствий и рассмотрение влияния антимонопольного регулирования на неё.

Оглавление

I) Ведение…………………………………………………………………..4
1) Монополистические тенденции и монополии…………………………...6
Монопольная власть: источник, показатели, социально – экономические последствия…………………………………………………………………….13
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование…...21
Проблема монополизма в Республике Беларусь……………………...24

II) Заключение..……………………………………………………………..36
III) Список использованной литературы………………………………….38

IV) Приложение А…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

    В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов выпускаемой продукции, росту цен, к различным видам неконкурентного поведения. Вместе с тем монополизация всегда связана с масштабами производства, что приводит к снижению издержек и экономии ресурсов. Крупные фирмы, как известно, являются носителями научно-технических исследований и разработок. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но, не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. Поэтому объектом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и его структура.

    Несмотря  на различия антимонопольных законодательств  разных стран, они имеют общие  черты и цели. К таковым относятся:

    - поощрение конкуренции;

    - контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний;

    - защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса. [15.c. 54]

    Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм

    Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование.  
 

    4. Проблема монополизма  в Республике Беларусь. 

    Развитие  нашего государства в последние  десятилетия претерпевает значительные изменения. Вызваны они, в первую очередь, распадом СССР и образованием независимой и суверенной Республики Беларусь. Это неизбежно повлекло коренные перемены во всех сферах жизни общества. Не обошли они стороной и одну из важнейших сфер - экономическую. Основные преобразования здесь нашли своё выражение в переориентации с командно-административной экономической модели на рыночную, что в свою очередь повлекло за собой как положительные, так и отрицательные моменты. [2, c.86]

    Мировая практика показывает, что последствия регулирующего воздействия на экономику только стихийных законов рынка зачастую приводят к отрицательным последствиям для публичных интересов. Это значит, что роль государства в становлении рыночной экономики и поддержании экономической стабильности чрезвычайно важна.

    Одним из важных институтов рыночной экономики, нуждающихся в поддержке и стимулировании, является конкуренция. Следует отметить, что долгие годы в условиях жёсткой системы централизованного управления наша экономика не знала конкуренции. Такое состояние считалось нормальным и поэтому стало привычным и даже как бы естественным. [1. c.116]

    Поскольку конкурентные отношения являются базой  рыночной системы хозяйствования, в широком смысле правовую основу конкурентной политики составляет весь комплекс законов и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность в новых экономических условиях. Особое место среди них занимает Конституция Республики Беларусь (далее — Конституция). Для создания и развития предпринимательства и конкуренции признаются и защищаются равным образом государственная и частная формы собственности (разд. 1, ст. 13 Конституции). На создание и функционирование конкурентной среды направлены также другие нормы Конституции, в особенности устанавливающие право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (разд. 1, ст. 13), защиту прав собственника (разд. 11, ст. 44).

    Конституционные принципы получили развитие в Гражданском  кодексе Республики Беларусь ("Основные начала гражданского законодательства") и других традиционных нормах и институтах гражданского права. На закрепление и реализацию основных принципов существования и развития конкуренции в отечественной экономике направлены также многие важнейшие республиканские законы и подзаконные акты.

    Основной  формой ограничения конкуренции  является монополистическая деятельность. Вот почему антимонопольное регулирование  занимает важное место в макроэкономической политике любого государства, а обеспечение открытой конкуренции рассматривается как важнейший критерий рыночной экономики. Нельзя не отметить и тот факт, что антимонопольное законодательство оказывает существенное влияние на конкурентоспособность, прибыль, цены, экономический рост и в целом на сам характер рыночных отношений. Оно должно включать эффективные меры по защите общества от монополистической деятельности и призвано отвечать на самые неблагоприятные вызовы времени. [2.c.86]

    В Республике Беларусь установлена чистая монополия на продажу всех видов  огнестрельного оружия и боеприпасов  к нему (кроме гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия и боеприпасов).

    Приведём  таблицу, в которой указано количество предприятий-монополистов по отраслям промышленности Республики Беларусь за период 2004-2006 гг.:

Отрасль Число предприятий-монополистов Удельный  вес предприятий-монополистов в  общем числе предприятий, % Удельный  вес предприятий-монополистов в  общем объёме производства, %
2004 г. 2005 г. 2006 г.  2004 г. 2005 г.  2006 г.  2004 г. 2005 г.  2006 г. 
Промышленность - всего 187 178 177 9,2 7,8 7,6 37,0 53,5 52,3
В том числе:

-топливная

1 3 3 2,7 8,1 8,1 7,6 98,3 96,8
-чёрная  металлургия 3 3 3 18,8 17,6 14,3 86,2 85,5 83,3
- химическая и нефтехимическая 23 17 19 29,1 21,5 22,4 83,1 81,5 88,1
-машиностроения  и металлообработка 87 84 82 16,1 15,0 13,4 60,2 58,7 57,3
- лесная деревообрабатывающая  и  целлюлозно-бумажная 7 6 8 2,2 1,8 2,4 16,9 17,0 18,1
- строительных материалов 18 17 16 15,0 13,7 11,9 64,3 59,5 51,4
- стекольная и фарфоро-фаянсовая 5 5 5 25,0 23,8 26,3 46,4 56,7 55,8
-лёгкая 16 15 15 6,0 3,6 3,7 30,6 35,1 32,3
-пищевая 21 21 20 4,4 4,3 4,2 21,9 20,0 19,4

    Прямая  защита конкуренции осуществляется на основе закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее — Закон), введенного в действие с 01.03. 1993 г.[9] Закон определил организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, создал предпосылки для развития эффективной конкуренции в республике.

    В качестве объектов антимонопольной политики Законом определяются хозяйствующие субъекты, их ассоциации, другие интеграционные структуры, занимающие доминирующее положение на республиканском или местном рынке товаров, работ и услуг, а также органы управления и их должностные лица, если они своей деятельностью создают условия для монополизации рынка. На мой взгляд, данное определение объекта неверно. Монополизация отечественной экономики не является следствием недобросовестной деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В основе отечественного монополизма лежат структурные диспропорции, деформирующие товарные рынки в целом, устранение которых требует комплекса целенаправленных действий со стороны государственных органов. Поэтому объектом антимонопольной политики должны являться не отдельные хозяйствующие субъекты, а структура товарных рынков в целом.

    По  содержанию белорусский закон, так  же как и российский, ближе к  западно-европейской модели антимонопольного права, особенно в части, касающейся контроля за поведением доминирующей компании. К числу достоинств следует отнести то, что документ проводит четкое различие между горизонтальными и вертикальными соглашениями и содержит специальные положения, относящиеся к горизонтальным соглашениям. Довольно жестко Законом трактуются вопросы контроля за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

    Основным  недостатком белорусского антимонопольного законодательства является его несистемность  и отсутствие комплексной взаимосвязи с хозяйственным законодательством. В Законе речь идет преимущественно о производстве и обороте продукции и услуг. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынке цепных бумаг и финансовых услуг, исключены из сферы действия Закона. Слабо освещены вопросы движения рабочей силы, информации, научно-технических знаний и других факторов, на которые может быть установлена монополия. [8,c.15]

    К числу недостатков последней  редакции Закона, принятой в 2002 г., следует отнести:

    1) исключение из ст. 1 определения понятия "органы управления";

    2) исключение запрета на образование союзов, ассоциаций, концернов и других структур управления, имеющих целью или результатом монополизацию производства или реализацию товаров;

    3) отсутствие понятия "группа лиц" и "аффилированные лица";

    4) введение понятия "стандартная сделка", необходимость которого для реализации антимонопольной политики ничем не обоснована;

    5) сохранение формулировок статей 2 и 3, в соответствии с которыми монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов других государств на территории Беларуси регламентируется межгосударственными договорами.

    Законодательная база антимонопольного регулирования продолжает совершенствоваться. В рамках изменений, внесенных 02.12. 2002 г., Закон дополнен главой "Недобросовестная конкуренция". Принят закон "О естественных монополиях" от 16.12. 2002 г.

    В сферу естественной монополии в  РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи. [5,c.45]

    Однако  до настоящего времени не получили законодательного закрепления нормы ответственности, направленные на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг.

    Значительное  место в системе антимонопольного регулирования принадлежит также законам Республики Беларусь "О защите прав потребителей" и "О рекламе". Данные правовые акты имеют важное значение для формирования традиций добросовестной конкуренции на рынках республики и так же, как и антимонопольный закон, нуждаются в существенной доработке.

    Правовая  основа включает в себя не только выработку  и установление норм, но и систему  ее реализации. С 2001 г. функции антимонопольного регулирования находятся в ведении Министерства экономики.

    В Республике Беларусь основные функции  в сфере антимонопольного регулирования возложены на Департамент антимонопольной и ценовой политики министерства экономики Республики Беларусь, то есть на республиканский орган государственного управления и управления облисполкомов. В процессе своей деятельности соответствующие управления антимонопольной и ценовой политики при областных исполнительных комитетах составляют:

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия