Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение сущности монопольной власти, анализ её источников и показателей, выявление социально-экономических последствий и рассмотрение влияния антимонопольного регулирования на неё.

Оглавление

I) Ведение…………………………………………………………………..4
1) Монополистические тенденции и монополии…………………………...6
Монопольная власть: источник, показатели, социально – экономические последствия…………………………………………………………………….13
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование…...21
Проблема монополизма в Республике Беларусь……………………...24

II) Заключение..……………………………………………………………..36
III) Список использованной литературы………………………………….38

IV) Приложение А…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

    2. Монопольная власть: источники, показатели, социально-экономические  последствия. 

    Монопольная власть.

    Монополия в чистом виде - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Почему же на рынке нескольких фирм каждая из них сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и тем не менее будет производить продукцию так, чтобы цена превышала предельные издержки?

    Предположим, например, что четыре фирмы выпускают  зубные щетки, кривая спроса на которые  показана на рис.3а. В целом фирмы выпускают 20 000 зубных щеток в день (5000 в день каждая ) и продают их по цене 1,5 долл. за штуку. Заметим, что кривая спроса относительно неэластична. Это можно проверить: при цене 1,5 долл. эластичность спроса составит - 1,5.

     Теперь предположим, что фирма А решает снизить  цену, чтобы увеличить спрос. Чтобы  принять такое решение, ей необходимо знать, что произойдет с ее объемом реализации в результате изменения цены. Другими словами, ей нужно составить представление о новой кривой спроса, с которой она столкнется в качестве альтернативы рыночной кривой спроса. Возможная ситуация показана на рис.3b, где кривая спроса фирмы значительно эластичнее кривой рыночного спроса (при цене 1,5 долл. за штуку эластичность составит -0,6). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

    Фирма может предвидеть, что при увеличении цены с 1,5 до 1,6 долл. сбыт снизится с 5000 единиц, скажем, до 3000 единиц, так как потребители будут покупать больше зубных щеток других фирм. (Если бы все фирмы подняли цену до 1,6 долл., сбыт фирмы А снизился бы только до 4500). Но по целому ряду причин сбыт не упадет до нуля, как это было бы на совершенном конкурентном рынке. Во-первых, зубные щетки фирмы А могут немного отличаться от товара конкурентов, и поэтому некоторые потребители заплатят за них несколько больше. Во-вторых, другие фирмы также могут поднять цену на свою продукцию. Аналогичным образом фирма А может предвидеть, что, снижая цену с 1,5 до 1,4 долл., она продаст большее количество зубных щеток (7000 вместо 5000). Но рынком она полностью не завладеет. Ряд потребителей все равно будут предпочитать зубные щетки конкурентов, а конкуренты могут также снизить свои цены.

    Итак, кривая спроса фирмы А зависит  от того, насколько ее продукция  отличается от продукции конкурентов  и как будут конкурировать  друг с другом четыре фирмы. По-видимому, фирма А сталкивается с кривой спроса, которая более эластична, чем кривая рыночного спроса, но эластична не бесконечно, как кривая спроса фирмы на совершенном конкурентном рынке.

    Сколько следует выпускать продукции  фирме А, если она располагает  информацией о формировании спроса на свою продукцию? Здесь применимо то же правило: максимизирующий прибыль объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. На рис.3b объем производства составляет 5000 единиц, а соответствующая цена равна 1,5 долл., что превышает предельные издержки. Итак, хотя фирма А не является чистым монополистом, она обладает монопольной властью - она может назначить цену выше, чем предельные издержки, и получить дополнительную прибыль. Конечно же, ее монопольная власть меньше, чем если бы она вытесняла конкурентов и монополизировала рынок, но все-таки она весьма существенна.

    Условиями, определяющими возникновение монопольной власти и поддерживающими ее, являются:

    1) производство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму;

    2) собственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспроизводимые ресурсы), выгодное местоположение;

    3) укрупнение предприятия до определенной (оптимальной) величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке;

    4) создание объединений; 

    5) предпринимательская деятельность  и протекционистская политика  государства; 

    6) обладание патентами, авторскими правами, лицензиями.

    Можно сделать вывод, что для того чтобы  обладать монопольной властью, фирме  вовсе не требуется быть монополистом, так как  даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах  имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. [13, с.303]

    В связи с этим возникают два  вопроса. Во-первых, как мы можем  измерить монопольную власть, чтобы  можно было сравнить одну фирму с  другой? Во-вторых, каковы источники  монопольной власти и почему у  ряда фирм монопольная власть больше, чем у других? 

    Показатели монопольной власти.

    Вспомним  важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной  властью: для конкурентной фирмы  цена равна предельным издержкам, для  фирмы с монопольной властью  цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

    В частности, мы может использовать коэффициент  превышения цены над предельными  издержками, который мы ввели ранее  как часть правила "большого пальца" при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

    Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть. [13, с.304]

    Данный  коэффициент монопольной власти может быть также выражен в  терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. По уравнению (1) мы знаем, что

          (3)

                                               

    Однако, теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. В примере с зубными щетками эластичность спроса для фирмы А составляет -6,0, а степень монопольной власти равна 1/6 = 0,167.

    Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения  средних издержек к цене. Фирма  А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.

    Следующее ключевое понятие монопольного рынка  – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.

    ИХХ = , где

    ИХХ – индекс Херфиндаля-Хиршмана.

      – удельный вес самой  крупной фирмы.

      – удельный вес следующей по величине фирмы.

       –  удельный вес наименьшей фирмы.

    Таким образом, индекс представляет собой  сумму квадратов удельных весов  фирм, действующих на рынке. Его величина зависит от количества фирм и доли каждой из них в общем объёме фирм.

    Если  в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то = 100%, а ИХХ = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то = 1%, а ИХХ = 100.

    Минимальное значение будет приближаться к 0, если количество фирм будет стремиться к . Таким образом, чем больше фирм на рынке, тем меньше значение индекса. 
 

    Источники монопольной власти.

    Почему  некоторые фирмы обладают большой  монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Уравнение (3) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна, пример с которыми был приведен в предыдущей главе) - с менее эластичной кривой спроса.

    Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

    1) Эластичность рыночного спроса.

    Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис.4. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. Насколько - это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом (на рис.4 эластичность рыночного спроса составляет - 1,5, а эластичность для каждой фирмы - 6). Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них никогда не будет менее - 1,5.

    Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней  мере в краткосрочный период, вот  почему ОПЕК смог поднять цены на нефть  значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.

    2) Число фирм на рынке.

    Вторым  определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной  власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

    Конечно, имеет значение не просто общее число  фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

    Иногда  говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского бизнесмена - страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

    Иногда  для вступления в дело имеются  естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия