Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является изучение сущности монопольной власти, анализ её источников и показателей, выявление социально-экономических последствий и рассмотрение влияния антимонопольного регулирования на неё.

Оглавление

I) Ведение…………………………………………………………………..4
1) Монополистические тенденции и монополии…………………………...6
Монопольная власть: источник, показатели, социально – экономические последствия…………………………………………………………………….13
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование…...21
Проблема монополизма в Республике Беларусь……………………...24

II) Заключение..……………………………………………………………..36
III) Список использованной литературы………………………………….38

IV) Приложение А…………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что в первые годы реформ негосударственный сектор был преимущественно представлен кооперативами, арендными и совместными предприятиями, а также лицами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. С 1992 г. возросла роль малых предприятий, доля занятых на которых в общей численности занятых в целом в экономике составляла в 2004 г. 14,6 % (см. рисунок 7). [16, c.208]

    

    

    

      
 

    4,4 % 7,5 %                     14,6 %                           23-25 % 

        1992 г.                   2000г.                    2004г. 2010г.

    Рис.7. Динамика доли занятых на малых предприятиях в РБ (в % к занятым).  

    В текущем пятилетии Правительство  делает большую ставку на вклад малого и среднего предпринимательства  в развитие экономики страны. К  концу 2010 года его долю в объеме валовой  выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.

     За последние  годы резко сократилось количество малых предприятий, занятых в строительстве, — с 16,5 % в 1991 г. до 11,9 % в 2004 г. Почти удвоилось количество субъектов малого предпринимательства, занятых в торговле и общественном питании, — с 22,5 % в 1991 г. до 41,3 % в 2004 г. (18,8 %) (рис.8).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис.8. Динамика доли малого предпринимательства  по отраслям народного  хозяйства.

    Опережающий рост торговых и других посреднических предприятий, во-первых, является следствием объективных процессов увеличения трансакционных издержек в условиях транзитивной экономики. Во-вторых, посреднические услуги обеспечивают быстрый оборот денежных средств и высокую норму прибыли, что в условиях макроэкономической нестабильности, недостаточности кредитных ресурсов, высоких ставок налогов наряду со слабым и малоэффективным финансовым и налоговым контролем дает значительные преимущества. В-третьих, преобладание малых предприятий в области торговли и посреднических услуг объясняется невостребованностью потенциала малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур. Переориентация малого бизнеса на высокотехнологичную производственную и венчурную деятельность возможна лишь при условии интенсивного развития промышленности в целом и формирования эффективной системы государственной поддержки.

    На  мой взгляд, вопросы производственной специализации малых предприятий недостаточно отслеживаются и стимулируются государственными органами. Требуют научного обоснования основные направления и приоритеты государственной поддержки с учетом повышения конкурентоспособности отечественных производителей.

    Для развития конкуренции важнейшее  значение имели либерализация внешнеэкономической деятельности и широкий импорт товаров. В результате на рынках появились импортные товары, зачастую превосходящие по качеству отечественные аналоги. [8, c. 20]

    Однако  неконтролируемая либерализация внешней торговли, характерная не только для Республики Беларусь, но и для других стран Центральной и Восточной Европы в начале экономических реформ, привела к резкому ухудшению положения национальных производителей, что вынудило правительства прибегнуть к жесткой протекционистской политике (Республика Беларусь, Польша, Венгрия, Чехия, Россия).

    Проводимая  в настоящее время в Беларуси политика, направленная на защиту отечественных производителей, по  моему мнению, не учитывает необходимость активизации конкуренции. Например, на белорусском рынке доминируют два производителя телевизоров "Горизонт'' и "Витязь". Несмотря на обширный ассортимент широко известных мировых марок, последние создают конкурентное предложение только в секторах рынка, ориентированных на высокодоходные группы населения. Высокая стоимость импортных телевизоров, снижающая их конкурентоспособность на внутреннем рынке республики, в значительной мере определяется таможенными пошлинами. Таким образом, республика, с одной стороны, осуществляет тарифную защиту собственных производителей-монополистов, а с другой — устанавливает антимонопольный (фактически ценовой) контроль за их деятельностью. Более рациональный путь- постепенное снижение таможенных пошлин в соответствии с графиком, согласованным с отечественным предприятием-изготовителем, позволяющим ему модифицировать производство.

    Мощный  толчок развитию конкуренции придали  процессы децентрализации ценообразования. Однако проводимая с 1992 до середины 1994 гг. политика реформирования системы цен на рыночных принципах впоследствии была заменена их фактическим регулированием. Одним из направлений такого регулирования в настоящее время является контроль цен на продукцию предприятий-монополистов.

    Проведенный анализ показывает, что в результате либерализации экономической жизни и развития системы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь были созданы основные институциональные предпосылки для формирования конкурентных отношений.

    Дальнейшее  развитие конкуренции сдерживается рядом причин, а именно:

  1. высоким уровнем концентрации производства и централизации управления;
  2. непоследовательным характером реформ;
  3. медленными темпами разгосударствления и приватизации;
  4. отсутствием эффективных собственников па приватизированных предприятиях;
  5. недостаточным развитием предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
  6. сохранением административных методов руководства и слабым использованием экономических механизмов;
  7. протекционистской политикой, проводимой без учета необходимости стимулирования конкуренции;
  8. недостаточной либерализацией ценовой политики.

    Антимонопольная политика носит пассивный характер и сводится исключительно к ценовому регулированию. Можно говорить о подмене целей: ценовое регулирование выступает в качестве цели деятельности государственных органов, а проведение антимонопольной политики используется в качестве обоснования данного регулирования. Вопросам формирования конкурентной среды и реструктуризации рынков уделяется недостаточное внимание.

    Добавим, что согласно указу №499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», подписанного Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко 13 октября 2009 г.,  в Беларуси расширены права антимонопольного органа.

    В документе проведено разграничение  функций антимонопольного органа: на товарных рынках республики эти функции  выполняет Министерство экономики, а на товарных рынках областей (г.Минска) - структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

    Расширены права антимонопольного органа по пресечению действий, в том числе по отмене не соответствующих законодательству правовых актов, принятых государственными органами, объединениями юридических  лиц, результатом которых может  являться ограничение конкуренции.

    Антимонопольному  органу также предоставлено право  заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение  на товарных рынках, в которых определяются условия их конкурентного поведения, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). При этом данное юридическое лицо исключается из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. 

    Антимонопольный орган наделяется правом обращения  с исковыми заявлениями в суды о признании недействительными договоров, заключенных в нарушение антимонопольного законодательства, причиняющих вред правам и законным интересам других юридических лиц или граждан и приводящих к ограничению конкуренции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

      Таким образом, можем сказать,  что цель данной курсовой была  достигнута: были проанализированы  источники монопольной власти, выявлены  её показатели, оценены социально-экономические  последствия монопольной власти, раскрыта сущность антимонопольной политики и антимонопольного регулирования, проанализирована проблему монополизма в Республике Беларусь и обоснованы направления совершенствования антимонопольного законодательства Республики Беларусь.

    Для обобщения полученной информации, сделаем краткие выводы по всем главам, которые содержатся в курсовой:

  1. Монополия – ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов, каждый из которых способен повлиять на общий объём предложения и на цену товара. Выделяют следующие виды монополий: чистая, простая, естественная, искусственная, производственная и организационная.

    Выделяют  следующие виды барьеров, ограждающих  монополию: патенты, авторские права, а также исключительные права, полученные от государства.

    Монополист  стремится максимизировать общую (совокупную) прибыль, а не прибыль  на единицу продукции и он сам  определяет свою линию поведения:

    А) либо ограничить объём продаж для  поддержания высокой цены;

    Б) либо увеличить объём выпуска, но продавать по более низкой цене.

    Поэтому чтобы определить оптимальный максимальный объём производства, он наращивает объём выпуска до тех пор, пока предельный доход не сравняется с  предельными издержками. При этом условии монополист получит максимальную прибыль

  1. Монопольная власть в общем виде  заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.

    К основным показателям власти относят  коэффициент Лернера и индекс Херфиндаля – Хиршмана.

    Можно выделить 3 основных источника монопольной  власти: эластичность рыночного спроса, число фирм на рынке и взаимодействие между фирмами.

    Экономическую эффективность монополий можно оценить двояко:

    А. С точки зрения выпуска, цены и распределения ресурсов, монополия неэффективна, т.к. монополист максимизирует свою прибыль, искусственно создавая дефицит продукции и взвинчивая цены. В результате возникает недоиспользование производственных мощностей.

    Б. С точки зрения издержек производства можем сказать следующее: в долгосрочном периоде монополия чаще всего имеет дело с положительным эффектом масштаба производства, т.е. со снижением средних издержек. Но отсутствие прямых конкурентов не заинтересовывает монополиста в снижении затрат путём внедрения инноваций.

    3) Для регулирования создания монополий,  государство проводит антимонопольное регулирование путём  реализации в жизнь основных положений антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство включает систему мер, направленных на  ослабление, ограничение и предотвращение образования монопольной власти у субъектов хозяйствования. Реализация этих мер носит название антимонопольной политики.

    4) Антимонопольная политика Республики Беларусь должна быть направлена на создание позитивных макроэкономических условий, эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, повышение конкурентоспособности экономики и стабильный рост жизненного уровня населения страны.

    Основным  направление антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

    У белорусского антимонопольного законодательства существует ряд недостатков, однако законодательная база антимонопольного регулирования продолжает совершенствоваться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия