Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:47, реферат
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
напитков и кофе.
Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики
монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками
товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт
безалкогольных напитков, например, по вкусу чуть-чуть отличается от
остальных, а каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату
и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки.
Например, вы можете предпочитать кофе «BON» другим сортам и регулярно
покупать его. Однако приверженность к определенному сорту имеет свои
пределы. Если цена «BON» значительно возрастет по сравнению с другими
сортами, вы и большинство других любителей «BON», вероятно, перейдете на
другой сорт.
Какой монопольной властью обладает «Brooke bond ltd», производитель «BON»,
благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на
«BON»? Для «Brooke bond ltd» это важный вопрос. Компания «Brooke bond ltd»
должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «BON», чтобы
установить его оптимальную цену, так же как и другие производители кофе
должны определить эластичность спроса на свои сорта.
Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты.
Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в
ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент
проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля
на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.
В таблице приведены результаты исследования, показывающие эластичность
спроса на несколько видов товара.
|Сорта
продукции
|Коэффициент эластичности
|Безалкогольные
напитки
|«Фанта»
|«Кока-кола»
|Молотый
кофе
|«Якобс»
|«Бон»
|«Нескафе»
Для начала отметим, что среди безалкогольных напитков «Фанта» значительно
менее эластична, чем «Кока». Хотя на рынке безалкогольных напитков она
занимает небольшую долю, по вкусу она заметно отличается от «Кока» и других
сортов, и поэтому потребители, покупающие ее, более привержены ей. Но хотя
«Фанта» обладает большей, чем «Кока», монопольной властью, это еще не
означает, что первая более прибыльна. Прибыли зависят от постоянных
издержек, объема производства и цены. Даже если средние издержки компании,
производящей «Фанту», меньше, «Кока» принесет больше прибыли, так как имеет
большую долю на рынке.
Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем на
безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той
или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем
разница между напитками. По сравнению с различными марками безалкогольных
напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе
«Якобс» и «Бон». За исключением «Фанта» спрос на все сорта безалкогольных
напитков и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от -5 до –9
каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это – типичная
монополистическая
конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
Совершенно конкурентные рынки эффективны: до тех пор, пока ничто не
препятствует работе рыночного механизма, совокупный излишек производителей
и потребителей достигает максимальной величины. Монополистическая
конкуренция аналогична совершенной по ряду аспектов, но является ли она
эффективной рыночной структурой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно
сравнить долговременное равновесие в отрасли с монополистической
конкуренцией с долговременным равновесием совершенно конкурентной отрасли
промышленности.
Рисунки 1а и 1b показывают, что рыночный механизм в отрасли с
монополистической
конкуренцией является неэффективным.
Это происходит по двум причинам.
Во-первых, в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная
цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это
означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных
единиц продукции, превышает издержки на их производство. Если бы объем
производства увеличился до точки, где кривая спроса пересекает кривую
предельных издержек, совокупный излишек мог бы быть увеличен на величину,
равную заштрихованной площади на рисунке 1b. Это не удивительно,
монопольная власть приводит к чистым убыткам, а фирмы на рынках
монополистической конкуренции обладают монопольной властью.
Во-вторых, как следует из рисунков 1а и 1b , фирмы на рынке
монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности.
Фактический объем производства меньше, чем тот, который минимизирует
средние издержки.
Проникновение новых фирм снижает прибыли до нуля как на совершенно
конкурентном рынке, так и на монополистически конкурентном рынке. На
совершенно конкурентном рынке фирма сталкивается с горизонтальной линией
спроса, и, поэтому, нулевая прибыль приходится на точку минимума кривой
средних издержек (1а). На рынке монополистической конкуренции кривая спроса
имеет наклон вниз, и поэтому, точка нулевой прибыли оказывается левее точки
минимальных средних издержек. Эти резервные производственные мощности
неэффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет
действовать меньшее число фирм.
Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли
тогда монополистическая конкуренция социально нежелательным экономическим
явлением, которое следует регулировать правительству? Ответ вероятнее всего
будет отрицательным по двум причинам.
Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная
власть невелика. Обычно конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки
товаров которых вполне взаимозаменяемы, и поэтому не одна из фирм не будет
обладать существенной монопольной властью. Следовательно, любые чистые
убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как кривые спроса
фирмы достаточно эластичны, их резервные производственные мощности будут
также невелики.
Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет
важного
преимущества, которое обеспечивает
монополистическая конкуренция,
широкого ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность
широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок.
Польза от разнообразия товара может быть большой и легко перевесить
издержки от нерентабельности или неэффективности в результате наклона вниз
кривых спроса.