Рынок монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:18, доклад

Краткое описание

На этом рынке действует множество мелких и средних фирм. Товар каждой из них несколько отличается от товаров конкурентов. Именно рынок монополистической конкуренции создает такое многообразие ассортимента в наших магазинах, и покупатель готов заплатить немного дороже за товар или услугу, которые наилучшим образом отвечают его вкусам. Следовательно, рынок предлагает и большее внимание к клиенту по сравнению с рынком олигополии. Однако разнообразие не всегда истинное. Часто с помощью рекламы компании формируют мнимые уникальные свойства товаров, чтобы любой ценой дифференцироваться от товаров конкурентов. На этом рынке есть неценовая конкуренция, связанная с дифференциацией товара. Дифференциацию всячески подчеркивают с помощью рекламы.

Файлы: 1 файл

рынок монополистической конкуренции.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

     Рынок монополистической  конкуренции: краткая  характеристика

     На  этом рынке действует множество  мелких и средних фирм. Товар каждой из них несколько отличается от товаров  конкурентов. Именно рынок монополистической  конкуренции создает такое многообразие ассортимента в наших магазинах, и покупатель готов заплатить немного дороже за товар или услугу, которые наилучшим образом отвечают его вкусам. Следовательно, рынок предлагает и большее внимание к клиенту по сравнению с рынком олигополии. Однако разнообразие не всегда истинное. Часто с помощью рекламы компании формируют мнимые уникальные свойства товаров, чтобы любой ценой дифференцироваться от товаров конкурентов. На этом рынке есть неценовая конкуренция, связанная с дифференциацией товара. Дифференциацию всячески подчеркивают с помощью рекламы. Продавец хорошо знает и может часами рассказывать об особенностях своего товара, прекрасно знаком со своим рыночным сегментом и потребностями «своего» покупателя. Тем не менее, при излишней дороговизне покупатель все же переключиться на ближайший заменитель, продавец которого тоже наверняка сумеет рассказать о преимуществах своего товара. Именно реклама дает информацию для потребителей и для других фирм об особенностях товара. Благодаря ей многие фирмы могут значительно быстрее выйти на рынок и найти своего потребителя. В целом реклама ускоряет многие рыночные процессы. Словом, реклама делает конкуренцию более интенсивной. И если Ваш конкурент активно рекламирует свой товар, отбирая Вашу долю рынка, Вам также придется участвовать в этой гонке и тратиться на рекламную компанию. Барьеры входа для большинства фирм невысокие, однако, каждый продавец, входящий на рынок, не сможет полностью скопировать товар конкурента, ему придется предложить что-то новое. Многие инновации рождались на рынке монополистической конкуренции, но стали неотъемлемой частью по-настоящему массовой продукции в портфеле товаров фирм-гигантов на рынке олигополии или монополии. На рынке монополистической конкуренции фирма не является получателем цены, она может сама устанавливать цены на свою продукцию. Несмотря на обилие товаров-заменителей на этом рынке, неоднородность товара, приверженность и привычки покупателей затрудняют их переключение на товары и услуги других фирм. Спрос на товар фирмы не является абсолютно эластичным. На рисунке 6 представлен график для определения оптимального уровня выпуска продукции в краткосрочный период.

     

     Рис. 1. Оптимальный уровень выпуска  продукции в краткосрочный период

     Такие предприятия как парикмахерские салоны, стоматологические кабинеты, кафе, и многие другие работают на рынке монополистической конкуренции. В качестве примера можно привести также рынок книжной продукции (беллетристика), модной одежды, платных образовательных услуг.

     Таблица 1. Плюсы и минусы монополистической конкуренции для общества

     Минусы      Плюсы
     Значительные  издержки на рекламу      Дает  огромное разнообразие товаров и  услуг
     Наличие избыточных производственных мощностей      Покупатели  имеют дополнительную возможность  выбора, благодаря рекламе они хорошо информированы о всевозможных новшествах
     Неэффективное расходование ресурсов      Низкие  входные барьеры позволяют новым  фирмам с новыми идеями выйти на рынок и найти своего покупателя
     Реклама провоцирует необоснованный спрос, смену стилей и модных тенденций      Является  активным «поставщиком» инновационных  идей для более крупных фирм
     Часто реклама создает преувеличенное представление об отличительных  особенностях товара, который на самом  деле ничем не выделяется из ряда аналогичных  товаров (псевдо-дифференциация)      Рынок не нуждается в государственном  регулировании уровня прибыли
     В результате псевдо-дифференциации спрос  становится менее эластичным и производитель  получает незаслуженно высокие прибыли 
      

Информация о работе Рынок монополистической конкуренции