Рынок монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Монополистическая конкуренция………………………………………..6
1.1 Понятия и характеристики монополистической конкуренции………...6
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина……………..8
1.3 Экономическая теория несовершенной конкуренции
Дж. Робинсон………………………………………………………………….13
1.4 Условия возникновения………………………………………………….15
1.5 Определение цены и объема производства……………………………..17
1.6 Дифференциация продукции…………………………………………….19
1.7 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности……………………………………………….22
Реклама на рынке ………………………………………………………....24
Пример монополистической конкуренции……………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Красноярский государственный торгово-экономический  институт» 

Кафедра экономической теории и правоведения 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине: Экономическая теория

на тему: «Рынок монополистической конкуренции» 
 
 
 
 

Выполнила:          Проверил:

Студентка I курса                  Ассистент к.э.н.

Группы         Колесова Елена Алексеевна

Очной формы  обучения 
 
 

КРАСНОЯРСК

2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. Монополистическая конкуренция………………………………………..6

     1.1 Понятия и характеристики монополистической конкуренции………...6

     1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина……………..8

     1.3 Экономическая теория несовершенной конкуренции

    Дж. Робинсон………………………………………………………………….13

     1.4 Условия возникновения………………………………………………….15

     1.5 Определение цены и объема производства……………………………..17

     1.6 Дифференциация продукции…………………………………………….19

    1.7 Неэффективность монополистической конкуренции.     Производственные мощности……………………………………………….22

  1. Реклама на рынке ………………………………………………………....24
  2. Пример монополистической конкуренции……………………………...30

Заключение……………………………………………………………………….33

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ВВЕДЕНИЕ

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     По  определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere – сталкиваться, состязаться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

     Рыночный  характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

     Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

  1. по методам осуществления,
  2. по отраслевой принадлежности,
  3. по степени свободы.

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и  неценовую. Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

     По  отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

     По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

     Исследование  и использование модели монополистической  конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

     Цель  работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия  в рамках рассмотрения данной модели конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Монополистическая конкуренция

     1.1  Понятия и характеристики монополистической конкуренции.

     Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много  продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной  ценой товара (или услуги).

     Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

     Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

     Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

       Чтобы выделится чем-то, помимо  цены, продавцы стремятся разработать  разные предложения для разных  потребительских сегментов и  широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

     Основные  характеристики монополистической  конкуренции:

  1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

     Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

     Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

     Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

     Согласно  теории Э. Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя её уровень, и быть хозяином «на своём рынке».

     Введённое им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию  «чистая конкуренция». Ведь при монополистической  конкуренции рыночная структура  представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной  фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т. е. ту или иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец или, как говорят, «вход» в отрасль или в рынок товаров не ограничен.

     Если  прежде «классики» и «неоклассики»  решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкурентная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э. Чемберлина, конкуренция имеет место в условиях монополии на базе «дифференциации продукта, когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить своё предпочтение одному из товаров этого вида.

     Если  «классики» и «неоклассики» вытеснение чистой конкуренции видели в затухании  ценовой борьбы, то, на взгляд Чемберлина, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь через развитие и ценовой и неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукции и рекламы.

     Суждения  Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров.

     Э. Чемберлин полагает, что неверно, чтобы монополия и конкуренция  рассматривались как антитезы и  взаимоисключающие начала, считая, что «учёт обоих является в  большинстве случаев непременным  условием рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходиться считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределённых между продавцами по одному на каждого».

     В соответствии с теорией чистой конкуренции  рынок отдельного продавца сливается  с общим рынком, и любой продавец может сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудиться, но только по действующей цене. Когда же в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объём сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу».

     Гарвардский профессор убеждён, что в предложенной классификации факторов монополистической  конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для  влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

Информация о работе Рынок монополистической конкуренции