Рынок монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Монополистическая конкуренция………………………………………..6
1.1 Понятия и характеристики монополистической конкуренции………...6
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина……………..8
1.3 Экономическая теория несовершенной конкуренции
Дж. Робинсон………………………………………………………………….13
1.4 Условия возникновения………………………………………………….15
1.5 Определение цены и объема производства……………………………..17
1.6 Дифференциация продукции…………………………………………….19
1.7 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности……………………………………………….22
Реклама на рынке ………………………………………………………....24
Пример монополистической конкуренции……………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

     К специфической особенности монополистической конкуренции Э. Чемберлин относит то обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и торговыми марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования.

     Резюмируя достигнутые теоретико-методологические построения, гарвардский профессор  приходит к ещё одному серьёзному выводу: «Проблема цены дифференцированного  продукта не может быть втиснута в  рамки кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства – слишком крупными, а число предприятий – слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции – дифференциация и издержки сбыта выпадают совершенно». Вот почему неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию – более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой.

     По  мысли учёного, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о  чём могут свидетельствовать  патенты, авторские права, защитные фирменные знаки, фирменная упаковка, а также стремление к выгодному  местонахождению фирмы с целью качественного улучшения продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные каноны вкуса».

     В теории Э. Чемберлина даётся аргументация положения о нетождественности, во-первых, издержек производства и  отпускной цены производителя и, во-вторых, издержек по сбыту с разницей между конечной розничной ценой  и ценой производителя. В этой связи, в частности, подчёркнуто, что издержки не исчерпываются затратами на производство товара в пределах фабрики, что по сути можно отнести к издержкам производства и издержкам на перевозку, хранение, сортировку, доставку на дом, так как «они увеличивают полезность товара, то есть делают его более пригодным для удовлетворения потребностей». Отсюда автор «Теории монополистической конкуренции» приходит к выводу, что «проведение грани между двумя видами издержек (издержки сбыта и издержки производства) имеет для теории стоимости фундаментальное значение. Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий продукт; издержки производства увеличивают его предложение».

     Суммируя  итоги своего исследования, Э. Чемберлин  выражает непоколебимую уверенность в естественной сущности монополии в конкурентной среде, т. е. в том, что предприниматели в значительной своей части «пытаются воздвигнуть собственную монополию, распространить её насколько возможно и защитить её против попыток других предпринимателей расширить свои монополии». Но задача, по его мысли, состоит в том, чтобы через экономическую науку пришло «полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцирован», «что чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношениях «идеалом» экономики…»

     В последствии Э. Чемберлин и сторонники теории монополистической конкуренции  выдвинули положение о сохранении конкуренции при «групповой монополии», в соответствии с которым речь идёт о разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) продукции без снижения цены до уровня предельных издержек. Другой характерной особенностью современной редакции теоретических положений Э. Чемберлина является выдвижение наряду с идеей о «дифференциации продукции» ещё и дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции, как-то: техническое усовершенствование, достигнутое отдельным товаропроизводителем; особое обслуживание покупателей, обеспечивающее фирме респектабельную репутацию и т.д.[7, с. 368, 371-373] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Экономическая теория несовершенной конкуренции

     Дж. Робинсон.

     Главная идея Дж. Робинсон заключается в  выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых и между  которыми в связи с нарушением равновесия в экономике, является на её взгляд, несовершенной (а по терминологии Э. Чемберлина – монополистической). Как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т. е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней, прежде всего, нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже эксплуатацию наёмного труда.

     Сущность  монополии рассматривается  негативно, как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды. В работе можно выделить следующие положения.

  1. В условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цену на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».
  2. Кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от товаров-субститутов или, говоря по-другому, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные».
  3. На монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией возможна ситуация, требующая выяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей». Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т. е. монополией покупателей.

     Завершая  своё исследование, Дж. Робинсон приходит «…к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства…» 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4 Условия возникновения

     Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

     Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Лёгкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т.д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.

     В условиях дифференциации экономических  благ трудно найти две фирмы, которые  производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и не возможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

     Важное  значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

     В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет  большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, не велик.

     Лёгкое  вступление в отрасль  не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары – субституты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5 Определение цены и объема производства

     Если  в условиях совершенной конкуренции  кривая спроса (Dc) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (рис.3.6).1 Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рис. 2. Монополистическая конкуренция 

     Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки  даже при небольшом росте цены. Изменит фирме, лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.

     Отрицательный наклон кривой спроса означает, что  в условиях монополистической конкуренции  производится меньше продукта. Если при  совершенной конкуренции производится Qc цене Pc, то в условиях монополистической конкуренции – Qm по цене Pm .

     В течение короткого промежутка времени  фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую  прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

     В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.6 Дифференциация продукции

     Каждый  товар продавца участвующего в монополистической  конкуренции чем-то отличается от изделий  других. Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается  на отдельные, сравнительно самостоятельные части – сегменты рынка.

     Дифференциация  продукта возникает из-за существования  между ними различий:

     1) Качество.

     Качество  не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к тому, плохой это товар или хороший.  Даже простые потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в одном свойстве продукта ведет к проигрышу в другом. Поэтому выбор приоритетов в основных потребительских качествах продукта открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны и находят своего потребителя – занимают свою нишу на рынке.

     Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, то есть те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и прочее).

     Важной  качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом для своей округи.

Информация о работе Рынок монополистической конкуренции