Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.
Задачи:
1. Первой задачей данной курсовой работы является выяснить, что же представляет собой модель несовершенной конкуренции, какие подходы к пониманию этого понятия существуют в экономической науке.
2. Второй задачей данной курсовой работы является попытка рассмотреть теорию монополистической конкуренции глазами Э. Чемберлина.

Оглавление

Введение3
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм5
Понятие конкуренции5
Пять сил конкуренции7
Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков10
Чистая конкуренция и чистая монополия 10
Монополистическая конкуренция и олигополия 12
Глава 3. Модели несовершенной конкуренции18
Характеристика рынка монополистической конкуренции 18
Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции 19
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции 21
Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции 24
Глава 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина27
Модель Э.Чемберлина дифференциации продукта 27
Основные признаки дифференциации продукта 28
Влияние неценовых факторов конкуренции 30
Заключение32
Список литературы34

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

 

Содержание:

                                                                                                                                                   Стр.

Введение3

Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм5

    1. Понятие конкуренции5
    2. Пять сил конкуренции7

Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков10

    1. Чистая конкуренция и чистая монополия 10
    2. Монополистическая конкуренция и олигополия 12

Глава 3. Модели несовершенной конкуренции18

    1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 18
    2. Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции 19
    3. Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции 21
    4. Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции 24

Глава 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина27

    1. Модель Э.Чемберлина дифференциации продукта 27
    2. Основные признаки дифференциации продукта 28
    3. Влияние неценовых факторов конкуренции 30

Заключение32

Список литературы34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мой интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая  конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может  быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в  случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит  от конкретных деталей, характеризующих  продукцию и технологию, а также  от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя  задача в данном случае сводится к  выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей  такой экономической структуры.

Монополистическая конкуренция –  одна из форм несовершенной конкуренции, которая представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Объектом данной курсовой работы является фирма, действующая в условиях монополистической  конкуренции. Конкуренция характеризуется  как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного  хозяйства. Конкурируют между собой  покупатели. Развертывается конкуренция  между продавцами и покупателями. С конкуренцией связываются такие  негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция и прочие экономические явления.

Исследование и использование  модели монополистической конкуренции  начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла  в основное течение микроэкономической науки.

Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической  конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.

Задачи:

1. Первой задачей данной курсовой  работы является выяснить, что  же представляет собой модель  несовершенной конкуренции, какие  подходы к пониманию этого  понятия существуют в экономической  науке.

2. Второй задачей данной курсовой работы является попытка рассмотреть теорию монополистической конкуренции глазами Э. Чемберлина.

Актуальность и новизна темы монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Однако наличие товаров - заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высокоэластичной в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер.

Монополистическая конкуренция впитала  в себя черты как совершенной  конкуренции, так и чистой монополии. Эти черты отражаются как в  определении условий ее существования, так и в особенностях поведения.

 Но, все же, являясь самостоятельной  структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм

1.1 Понятие конкуренции

Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции. Конкуренция, по мнению К.Микульского, одна из самых  главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия  для ее самореализации в сфере  экономики путем разработки и  создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг1.

Конкуренция - это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг2.

Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом»3.

Конкуренция - это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку. Следовательно, конкурентоспособностью будет считаться итог борьбы между участниками рыночных отношений за получение выгодной сделки. А конкурентоспособным явиться победитель, заполучивший выгодную сделку.

Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли на капитал  путем поиска новых форм и методов  производства, использования новейших технологий, новых способов организации  и управления.

 

Конкуренция может быть совершенной и несовершенной: 

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной  конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

 

Несовершенная конкуренция  — конкуренция в условиях, когда  отдельные производители имеют  возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция.

Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

  1. демпинговые цены
  2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной  конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек производства и обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики.

Конкуренция неразрывна со своей противоположностью - монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.

Монополия представляет концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов.

Монополией называют и крупное  объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения  максимальной прибыли. Монополии сосредотачивают  в своих руках значительную часть  производства и сбыта товаров  и услуг, что позволяет им господствовать на рынке и диктовать потребителю  условия, вплоть до установления монопольной  цены, являющейся основой получения  монопольной прибыли.

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью включает механизм свободной рыночной конкуренции.

Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками, поскольку конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

 

 

1.2 Пять сил конкуренции

Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить  способ выгодно и долговременно  конкурировать в своей отрасли. По мнению Майкла Портера4,универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями определенной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех. Выбор конкурентной стратегии определяется двумя главными моментами: Первый - структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях сильно различается, и вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова. Например, средняя прибыльность в фармацевтической промышленности и производстве косметики очень высока, а в выпуске стали и многих видов одежды - нет.

Второй главный момент - это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от средней прибыльности отрасли как таковой. Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно (допустим, в производстве безалкогольных напитков, промышленных компьютеров и пр.) многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или  несколько сил действуют неблагоприятно (например, в производстве резины, алюминия) очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.

Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они  влияют на цены, которые могут диктовать  фирмы, на расходы, которые им приходится нести и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать  в этой отрасли. Угроза появления  новых конкурентов снижает общий  потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в  отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым снижая позиционную прибыль. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают  выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли  снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские  и конструкторские разработки.) Или  же прибыль «утекает» к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурентоспособные в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.

Значение каждой из пяти сил конкуренции  определяется структурой отрасли, т.е. ее основными экономическими и техническими характеристиками. Например, воздействие  покупателя - это отражение таких вопросов: сколько у фирмы покупателей; какая часть объема сбыта приходится на одного покупателя; является ли цена товара значительной частью расходов покупателя.

Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина