Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.
Задачи:
1. Первой задачей данной курсовой работы является выяснить, что же представляет собой модель несовершенной конкуренции, какие подходы к пониманию этого понятия существуют в экономической науке.
2. Второй задачей данной курсовой работы является попытка рассмотреть теорию монополистической конкуренции глазами Э. Чемберлина.
Введение3
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм5
Понятие конкуренции5
Пять сил конкуренции7
Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков10
Чистая конкуренция и чистая монополия 10
Монополистическая конкуренция и олигополия 12
Глава 3. Модели несовершенной конкуренции18
Характеристика рынка монополистической конкуренции 18
Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции 19
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции 21
Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции 24
Глава 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина27
Модель Э.Чемберлина дифференциации продукта 27
Основные признаки дифференциации продукта 28
Влияние неценовых факторов конкуренции 30
Заключение32
Список литературы34
Содержание:
Введение3
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм5
Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков10
Глава 3. Модели несовершенной конкуренции18
Глава 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина27
Заключение32
Список литературы34
Введение
Мой интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции, которая представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Объектом данной курсовой работы является
фирма, действующая в условиях монополистической
конкуренции. Конкуренция характеризуется
как форма взаимного
Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.
Задачи:
1. Первой задачей данной
2. Второй задачей данной курсовой работы является попытка рассмотреть теорию монополистической конкуренции глазами Э. Чемберлина.
Актуальность и новизна темы монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Однако наличие товаров - заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высокоэластичной в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер.
Монополистическая конкуренция впитала в себя черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения.
Но, все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм
1.1 Понятие конкуренции
Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции. Конкуренция, по мнению К.Микульского, одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг1.
Конкуренция - это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг2.
Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом»3.
Конкуренция - это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку. Следовательно, конкурентоспособностью будет считаться итог борьбы между участниками рыночных отношений за получение выгодной сделки. А конкурентоспособным явиться победитель, заполучивший выгодную сделку.
Конкуренция представляет собой эффективно
действующий механизм соревнования
на рынке. Она действует как
Конкуренция может быть совершенной и несов
Совершенная, свободная или
Признаки совершенной конкуренции:
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция.
Монополистическая конкуренция, олигополия и моно
Признаками несовершенной конкуренции являются:
Потери от несовершенной конкуренции:
Конкуренция неразрывна со своей противоположностью - монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.
Монополия представляет концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов.
Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли. Монополии сосредотачивают в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет им господствовать на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой получения монопольной прибыли.
Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью включает механизм свободной рыночной конкуренции.
Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками, поскольку конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
1.2 Пять сил конкуренции
Разрабатывая конкурентную стратегию,
фирмы стремятся найти и
Второй главный момент - это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от средней прибыльности отрасли как таковой. Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Значение каждой из пяти сил меняется
от отрасли к отрасли и
Пять сил конкуренции
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, т.е. ее основными экономическими и техническими характеристиками. Например, воздействие покупателя - это отражение таких вопросов: сколько у фирмы покупателей; какая часть объема сбыта приходится на одного покупателя; является ли цена товара значительной частью расходов покупателя.
Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина