Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.
Задачи:
1. Первой задачей данной курсовой работы является выяснить, что же представляет собой модель несовершенной конкуренции, какие подходы к пониманию этого понятия существуют в экономической науке.
2. Второй задачей данной курсовой работы является попытка рассмотреть теорию монополистической конкуренции глазами Э. Чемберлина.

Оглавление

Введение3
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм5
Понятие конкуренции5
Пять сил конкуренции7
Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков10
Чистая конкуренция и чистая монополия 10
Монополистическая конкуренция и олигополия 12
Глава 3. Модели несовершенной конкуренции18
Характеристика рынка монополистической конкуренции 18
Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции 19
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции 21
Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции 24
Глава 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина27
Модель Э.Чемберлина дифференциации продукта 27
Основные признаки дифференциации продукта 28
Влияние неценовых факторов конкуренции 30
Заключение32
Список литературы34

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

           Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции.

Олигополия отличается небольшим  числом продавцов и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цены объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определении объема производства.

Из всего сказанного можно заключить, что для модели рынка монополистическая  конкуренция характерны относительно большое число фирм - участников, но значительно меньшее, чем в условиях чистой конкуренции, существенная дифференциация продукта, ограниченный контроль над ценой, легкий вход и выход из отрасли, наличие неценовой конкуренции. Если же все производство какого-то продукта сосредоточено на нескольких предприятиях, то можно говорит о четвертой модели рынка - олигополии, для которой характерны следующие черты:

1.Число фирм колеблется между  двумя полюсами: чистой монополией  и монополистической конкуренцией, следовательно, количество фирм  изменяется в пределах от 2 до 20.

2.Продукты, выпускаемые олигополиями, могут быть стандартизированными  и дифференцированными. Как правило,  товары промышленного спроса (сырье,  материалы для промышленности, машины  и оборудование) стандартизированы,  а потребительские товары дифференцированы.

3. Степень контроля над ценой  высока. Контроль осуществляется  в различных формах.

4. Ломаная кривая спроса. Олигопольные  фирмы конкурируют друг с другом. Сговора по поводу цен между  ними нет. Результат определяется  поведением конкурентных фирм при изменении цены одним из участников олигопольного рынка.

Примерами олигополий можно назвать  производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Олигополистические рынки  обладают следующими признаками:

  • а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
  • б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  • в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
  • г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен.

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент  концентрации (процентное отношение  продаж четырех крупнейших фирм к  общему отраслевому объему выпуска  продукции) и индекс Херфиндаля, который  рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка  фирм, реализующих продукцию на данном рынке:

H = S1+ S2+ S3+ .. + SN2

где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.10

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий  на войне. Фирмы - соперники, а трофеем  выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и  объем выпуска.

 Таким образом, для модели рынка олигополия характерны наличие нескольких фирм-участников, сочетание стандартизации и дифференциации продукта, разнообразные формы весьма значительного контроля над ценой, ограниченный вход в отрасль, наличие неценовой конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Модели несовершенной  конкуренции

3.1. Характеристика рынка  монополистической конкуренции

Рынок монополистической конкуренции - это тип рыночной структуры, где  обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара ведут  конкурентную борьбу за объем продаж. Отличительными особенностями этого  типа рынка являются: дифференциация продукта; большое число продавцов; отсутствие отраслевых барьеров; отсутствие стратегического поведения.

Особенности рынка монополистической  конкуренции:

Если отдельный продавец сократит цену, то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной  фирмы, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный  конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Фирма не учитывает  какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые  покупатели предпочли его товар  товару конкурирующей фирме. Дифференциация является основой для создания благоприятных  условий для продажи и обновления продукции. Дифференцированные товары - товары, удовлетворяющие одну и  ту же потребность, но различающиеся  друг от друга качеством упаковки, характером обслуживания в магазине, наличием скидок и т.д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической  конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т.д.

Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность  получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут  входить в отрасль. Появление  новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая  прибыль каждой фирмы отрасли  не станет равной нулю в долгосрочном периоде.[15,стр.218]

Cуть монополистической конкуренции  заключается в том, что каждая  фирма продает продукцию, на  которую существует много близких,  но несовершенных заменителей.  В результате каждая фирма  имеет дело с убывающей кривой  спроса на свою продукцию. Однако  наличие товаров - заменителей  делает кривую спроса на продукт  фирмы высокоэластичной в каждом  данном диапазоне цен, что придает  взаимодействию фирм конкурентный характер.[11,стр.192]

Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать  эти решения в своем собственном  поведении в области ценообразования  и определении объема производства. Рынок дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двойственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (технические характеристики, качество, услуги), а содержательным моментом монополистической конкуренции  становится конкуренция за объем  продаж. Поэтому, допуская теоретически отсутствие на рынках с монополистической  конкуренцией стратегического поведения  фирм, следует учитывать, что на практике оно все же будет иметь место  и проявится тем сильнее, чем  меньшее число фирм действует на рынке.[15,стр.219]

 

 

3.2. Краткосрочное равновесие  при монополистической конкуренции 

Краткосрочным равновесием называется период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.

Цель фирмы — максимизация прибыли. Прибыль (П) — это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):

П = TR — ТС.

Как выручка, так и затраты фирмы  сеть функции выпуска (q). Поскольку в функции выручки (TR = Р * q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.

Фирма максимизирует прибыль при  таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам:

MR = МС.

Равенство MR = МС как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еше одну единицу продукции. Напротив, если предельный доход при данном выпуске оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу. Если, наконец, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль — достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия — для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.

Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает  вид:

Р = МС11.

Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска  совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции  совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к  цене товара.

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополистически конкурирующая  фирма оптимизирует выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными  издержками.

Несмотря на то, что принципы принятия решений монополистически конкурирующей фирмой в отношении оптимального выпуска те же, что и у совершенно конкурентной фирмы, нельзя рассматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой предложения фирмы, потому что при убывающей кривой спроса на продукцию фирмы невозможно установить четкую зависимость между ценой и объемом выпуска, поскольку они формируются под влиянием как предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукт. Как и в случае с монополией, при одном и том же объеме выпуска в зависимости от особенностей спроса фирма может установить разные на свою продукцию. При одной и той же цене она может осуществлять выпуск разного объема.

Фирме для эффективного существования  необходим выпуск продукции, который  бы соответствовал следующим условиям:

MR=MC, P>MC

То есть предельный доход фирмы  равен предельным издержкам на производство данного выпуска, но при этом уровень  цен должен быть выше уровня предельных затрат. В краткосрочном периоде  участник рынка при условиях монополистической  конкуренции может как получать прибыль, так и нести убытки. Кривая спроса менее эластична, чем при  совершенной конкуренции. Степень  эластичности этой кривой зависит от числа конкурентов на рынке и  от степени дифференциации продукции (то есть от того, насколько различается  представленные в отрасли товары и услуги). Соответственно, чем больше производителей на рынке и чем  ниже степень дифференциации, тем  более эластичен спрос. И наоборот: потребитель, привыкший к определенному  товару, не сможет быстро «переключиться»  на потребление другого, если их качества существенно различаются.

Таким образом, наличие дифференциации продукции не позволяет дать описания зависимостей между величиной спроса и предложения при каждой данной цене. Не имея комбинаций цены и выработки  для каждого отдельного производителя, нельзя построить и кривые спроса и предложения для отрасли.

Для рынков с монополистической  конкуренцией кривые отраслевого спроса и предложения не существуют.[15,стр.219-220]

 

 

3.3. Долгосрочное равновесие  при монополистической конкуренции

Если в краткосрочном периоде  фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения. Во-первых, действующие в отрасли фирмы  будут наращивать производство, стремясь увеличить прибыль за счет использования  имеющейся экономии от масштаба (при  неизменности цен на ресурсы). Во-вторых, а в данном случае это главное, увеличение отраслевого предложения  произойдет за счет проникновения в  отрасль новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической  прибыли. Для этого нет никаких  препятствий, так как рынок монополистической  конкуренции характеризуется отсутствием  отраслевых барьеров входа.

Для фирм, действующих при  монополистической конкуренции, в  долгосрочном периоде существует тенденция  к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии  свойств «чистых конкурентов» и  «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых  нами условиях.

Равновесие установится  тогда, когда кривые спроса и средних  издержек будут иметь только одну общую точку - точку касания, то есть когда цена установиться на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль, и не будет нести убытки. В долгосрочном периоде Р = АС; МС = MR. 

Для рынка монополистической  конкуренции установления цены на уровне средних издержек выступает лишь тенденцией. Существуют факторы, которые  усложняют прогнозирование результатов  монополистической конкуренции  в долгосрочном периоде. К ним  можно отнести такие обстоятельства:  

1. Существуют определенные  барьеры для вступления в отрасль  при монополистической конкуренции.  

2. Дифференциация продукта  или услуги может основываться  на таких обстоятельствах, которые  тяжело, а может, даже невозможно  воссоздать конкурентам. Потому  фирма будет получать экономическую  прибыль на протяжении длительного  периода. 

Можно привести немало примеров, что дает основания оценивать  достижения равенства цены средним  издержек на рынке монополистической  конкуренции лишь как достаточно вероятный результат в долгосрочном периоде.

Отрасль не может находиться в равновесии, пока фирмы могут  запрашивать за товар больше, чем  средние затраты при максимизирующем  прибыль выпуске, то есть цена должна быть равна средним затратам на этот выпуск. При долгосрочном равновесии кривая спроса является касательной  к долгосрочной кривой средних издержек. Чтобы продать Q1 товара, нужно установить цену Р, которая соответствует кривой спроса. При этом средние затраты тоже равны Р за штуку, и, следовательно прибыль равна нулю как с одной штуки, так и в целом. Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном плане. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке снизился бы после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок, так как сокращение спроса сделало бы невозможным покрытие экономических издержек. При выпуске Q1 ,при котором MR=LRMC после сокращения спроса, типичный продавец находит, что цена Р1,которую он должен установить, чтобы продать это кол-во товара, меньше, чем средние затраты АС1 на его производство. Так как при этих обстоятельствах фирмы не могут покрыть свои экономические издержки, они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдет, кривая спроса и кривые предельного дохода остальных фирм сместятся вверх. Это произойдет потому, что сокращение имеющегося в наличие товара увеличит максимальные цены и предельный доход, характерные для любого его выпуска и которые могли бы получать оставшиеся продавцы. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто, новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к кривой LRAC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли. Процесс выхода фирм с рынка мог бы также произойти в результате того, что фирмы завысили бы оценку возможного от продаж на рынке предельного дохода. Избыточное число фирм могло бы сделать товар настолько изобильным, что фирмы на рынке не смогли бы покрыть свои средние издержки при цене, при которой предельный доход равняется предельным затратам.

Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина