Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.
Задачи:
1. Первой задачей данной курсовой работы является выяснить, что же представляет собой модель несовершенной конкуренции, какие подходы к пониманию этого понятия существуют в экономической науке.
2. Второй задачей данной курсовой работы является попытка рассмотреть теорию монополистической конкуренции глазами Э. Чемберлина.
Введение3
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм5
Понятие конкуренции5
Пять сил конкуренции7
Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков10
Чистая конкуренция и чистая монополия 10
Монополистическая конкуренция и олигополия 12
Глава 3. Модели несовершенной конкуренции18
Характеристика рынка монополистической конкуренции 18
Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции 19
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции 21
Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции 24
Глава 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина27
Модель Э.Чемберлина дифференциации продукта 27
Основные признаки дифференциации продукта 28
Влияние неценовых факторов конкуренции 30
Заключение32
Список литературы34
Глава 2.Характеристика неконкурентных рынков
2.1 Чистая конкуренция и чистая монополия
Чистая монополия выступает как единственный производитель той или иной продукции, у которой отсутствует заменитель. Уникальность продукции предполагает, что покупатель может купить товар только у монополиста. Монополисту это дает ряд преимуществ в виде:
- уменьшения издержек, связанных
с необходимостью отбивать
- возможности давления на рынок через навязывание покупателям своих условий;
- формирования барьеров для
притока новых капиталов в
монополизированную отрасль,
Для чистой конкуренции характерны следующие черты, на которые указывает В.М. Власова5:
1. Число независимо действующих
на рынке фирм очень велико.
Столь большое количество фирм
препятствует их объединению,
все действуют разобщено,
2.Продукция, которой фирмы
3. Каждая фирма производит столь
небольшую часть общего объема
производства, что возможен лишь
очень незначительный контроль
над ценой отдельными фирмами.
В целом можно сказать, что
контроль над ценой
4. Для вступления или выхода
из той или иной отрасли
нет каких-либо серьезных
5. Преобладает
6. Черты чистой конкуренции
Из всего сказанного можно заключить, что для модели рынка чистая конкуренция характерны очень большое число фирм - участников рыночных отношений, стандартизированный продукт, отсутствие контроля над ценой, свободный вход и выход из отрасли, отсутствие неценовой конкуренции.
Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Причем, как правило, этот продукт не имеет близких заменителей.
Для модели рынка чистая монополия характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта, регулируя цену изменением предложения продукта. Фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.
Монополизированный рынок
а) товар на рынке продаж продает единственный продавец;
б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей;
в) продавец торгует только своим товаром.
Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным рынком представляет абстракцию и в жизни практически не встречается, но может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополистические рынки. Ближе всего к подобным рынкам стоят государственные и крупнейшие частные или смешанные корпорации, поставляющие газ, электричество, воду предприятиям и населению, кабельное телевидение, службы телефонизации, почта и телеграф, производители отдельных видов продаваемого оружия, авиакомпании, обслуживающие трассы и пункты, доступные только авиации, превалирующие над другими видами, железнодорожный транспорт.
Такие монополии называют естественными. Естественная монополия ( ст. 3 Закона РФ « О естественных монополиях» от 19 июля 1995г.) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товар, производимый субъектом естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на него, чем спрос на другие виды товаров6.
Монополия на продажу отдельных
видов и услуг может быть масштабной
и временной, как, допустим, продажа
билетов на спортивное зрелище. Но часто
встречается государственная
На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным самому снизить устанавливаемые им цены с целью увеличения объема продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком велика, особенно если это предметы первой необходимости. Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсолютно монополистических рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника.
2.2 Монополистическая конкуренция и олигополия
Носова С. считает, что монополистическая конкуренция - это такая рыночная модель, для которой характерны7:
1.) относительно большое число производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию (скажем, 25, 35, 60 или 760 фирм);
2.) дифференциация продукта. При этом дифференциация продукта может выступать и в различных формах. Например, в форме:
- товаров, различающихся по
например, одна из закусочных «Бистро», торгующих гамбургерами, придает значение качеству своих булочек, которые отличаются ароматом, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самих рубленых котлет;
-услуг и условий, связанных с продажей продукта:
обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию или обмену ее продуктов, наличие кредита является важными аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами;
-рекламы, упаковки, торговых знаков и марок:
например, яркая реклама может убедить многих потребителей в том, что те или иные товары являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их известные заменители;
-контроля над ценами на свою
продукцию (в условиях
Компенсируют ли полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции - сложный и не решенный до конца вопрос.
Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.
3.) вступление в отрасли с
монополистической
4.) возможность фирм в условиях монополистической конкуренции получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде.
Итак, под монополистической
Каждый конкурент в условиях
монополистической конкуренции
имеет дело с нисходящей функцией
спроса: для наращивания объема выпуска
(и продаж) ему необходимо идти на
снижение цены на свой товар. Поэтому
оптимальное соотношение «цена-
Таким образом, в краткосрочном
интервале монополистический
Увеличение же количества фирм в отрасли приведет к тому, что общий, суммарный спрос на число фирм и спрос на конкретный товар будут распределяться на большее число фирм, и спрос на продукцию данной фирмы понизится. В долгосрочном интервале вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю.
В случае равновесия в долгосрочном
периоде рынок
С точки зрения использования ресурсов экономической системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным, как и в случае совершенной конкуренции, поскольку данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов: для общества производство данного товара более желательно, чем выпуск любого альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях монополистической конкуренции цена превышает минимум средних валовых издержек (АТС); это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности. Не полностью загруженные мощности фирмы и потребители, наказанные за это более высокими, нежели в условиях совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки монополистической конкуренции.
Компенсирующим же фактом монополистической конкуренции будет являться широта ассортимента одного и того же базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих фирм. Чаще всего, как показывает практика8, они останавливаются на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая эффективность требует тройного равенства - цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов.
Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.
При монополистической конкуренции
не достигаются ни эффективное использование
ресурсов, ни производственная эффективность.
Монополистический элемент
Отрасли с монополистической
Типичными примерами служат многие
виды предприятий розничной
Итак, монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же
относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д. 9.
Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина